«Провокация — это подстрекательство кого-либо к действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия», — говорит словарь Ожегова. Кто бы мог подумать, что юбка, на которую, похоже, не хватило ткани, обладает таким сильным воздействием! Девушка в мини-юбке не может остаться незамеченной. Этот предмет гардероба, впервые появившийся в далеких 1950-х годах и ставший символом свободы, до сих пор волнует и вызывает горячие споры.
Мини-юбка, описываемая как одна из определяющих моду 1960-х, является одним из предметов одежды, наиболее широко ассоциирующихся с Quant. Хотя ее часто называют изобретательницей стиля, это утверждение было оспорено другими. Марит Аллен, журналист и редактор влиятельных страниц «Молодых идей» британского Vogue, твердо заявила, что первоначальным создателем мини-юбки был другой британский модельер,
Для британского общества в 50-е годы были переломной эпохой: люди мечтали вернуться к мирной жизни и оставить позади тяготы и лишения войны, при этом многим было трудно принять тот факт, что по-прежнему, довоенному образцу эта жизнь уже идти не будет — слишком многое изменилось в обществе и нравах. Старшее поколение грезило размеренностью и предсказуемостью, младшее - жаждало перемен. «Молодым людям вроде меня было некуда пойти, негде согреться — разве что в кино, — вспоминает Мэри. — Нам было скучно и тоскливо. Мы не интересовались ни наукой, ни политикой, потому что были убеждены, что это они приводят к войнам. Нашей отдушиной стали школы искусств... Девизом того времени было: "Если чего-то хочешь - создай это сам". А хотелось нам искусства, театра, дизайна, кино, моды, секса, еды, а больше всего - музыки и танцев».
Сегодня Мэри Куант называют матерью и королевой мини-юбок, и именно ей приписывают создание этого предмета одежды. Документальный фильм «Мэри Куант: мини-революция» показывает, что утверждать это на 100% нельзя, но Куант действительно подняла подол намного выше колена, что выглядело очень смело.
Однако юбки становились короче с 1950-х и к началу шестидесятых достигли колена, но «Куант хотела, чтобы они были выше, чтобы они меньше стесняли, чтобы они позволяли женщинам бежать к автобусу... и были намного, намного сексуальнее». Известный факт — подол у творений Куант был такой короткий, что вскоре ей пришлось шить трусы в тон платьям и юбкам — чтобы нижнее белье не привлекало к себе внимания и казалось частью ансамбля.
Куант сказала об обладательницах мини-юбок: «Они удивительно женственны, но их женственность заключается в их поведении, а не во внешности... Ей нравится, когда ее замечают, но остроумно. Она живая, позитивная, самоуверенная». Фото-модель Твигги популяризировала мини-юбку за рубежом.
В 1965 году английская супермодель Джин Шримптон появилась на скачках в Мельбурне в мини-платье, что произвело настоящую сенсацию среди гостей
Но не все были готовы с ней согласиться. Коко Шанель считала колени самой некрасивой частью тела, поэтому ее юбки всегда прикрывали этот мнимый «недостаток». Мини-юбки она буквально ненавидела. «Я нахожу это бесстыдным, ужасным. Я не понимаю, почему женщины так делают, — негодовала Шанель. — Ни одному мужчине это не нравится. Так почему? Угодить кому? Это претенциозно и бесстыдно. Женщины не должны одеваться агрессивно и глупо. Они глупые! Они делают все, чтобы вызвать [ у мужчин ] недовольство.
Мини-юбки вызвали настоящую революцию не только в модной индустрии, но и в мироощущении людей
Спорное мнение. Мини-юбка действует на представителей сильной половины человечества как красная тряпка на быка. Она показывает интересные участки тела женщины, закрывая своеобразной «ширмой» самые вожделенные места. На подсознательном уровне мужчина - охотник, а поэтому в девушке с короткой юбкой он видит доступную «добычу». Несколько сотен лет назад дама показывала плечи и шею, чего сегодня для подогрева мужского интереса недостаточно.
«Коко Шанель ненавидела меня. Я могу понять почему!» — заметила однажды Куант. В отличие от Шанель, Мэри не считала, что женщины «не должны одеваться агрессивно и глупо». «Суть одежды для женщин должна быть вот в чем: во-первых, одежда должна быть такая, чтобы вас заметили, во-вторых, чтобы вы выглядели сексуально, и в-третьих, чтобы вам было хорошо», — утверждала Мэри.
Постепенно мини-юбка, популяризированная Куант, стала не только символом 1960-х, но и политическим высказыванием. Стефани Вуд объясняла важность появления мини-юбки так: «Она символизировала растущую уверенность молодых женщин в себе в то время, когда они отказывались от правил и ограничений недавнего послевоенного периода».
В 1966 году в гардеробе первой леди Америки Жаклин Кеннеди появились мини-юбки
Бывший главный редактор американского Vogue Диана Вриланд называла бунт Мэри против привычного строгого и сдержанного стиля в одежде «молодежным землетрясением». А сама Куант заявила The Guardian в 1967 году, что «хороший вкус — это смерть, а вульгарность — это жизнь».
Мэри с нежностью отзывалась о 1960-х и говорила, что это время было «самым захватывающим прекрасным периодом». «В плане стиля это было просто потрясающе, — утверждала дизайнер. — И еще был оптимизм, оптимизм искренний и восхитительный. Я бы не стала выбирать другую эпоху для жизни».
Сегодня сложно представить женский гардероб без такого предмета, как короткая юбка. А ведь когда-то ее появление произвело настоящую революцию не только в моде, но и в мироощущении целого поколения.
Самая популярная модель 1960-х Твигги сделала мини-юбку своей визитной карточкой
В 1960-е не зря называют временем революций: никакие правила приличия уже не могли справиться с капризами моды.
Те, кто жаждал революции, ее получили.
Магазин Bazaar открылся в 1955 году, став одним из первых бутиков на Kings Road. Занимая первый этаж и подвал престижного дома на пересечении с площадью Маркхэм-сквер, Bazaar представлял коллекции молодых лондонских дизайнеров и самой Куант, на тот момент лишь начинавшей карьеру.
Бутик Bazaar знаменитого британского дизайнера Мэри Куант , август 1966
«Мир менялся — мы стояли на пороге необычайного ренессанса модной индустрии, ощущая себя его маленькой частью», — вспоминает Мэри Куант в своей автобиографической книге. В то время на передний план выходили идеи феминизма: женственность в классическом понимании вытеснялась новым эталоном, где правили короткие стрижки, яркая косметика и длинные худые ноги. На этом фоне Куант укоротила юбку до предела, придумав образы «Школьницы» и «Лолиты».
Примерка в Bazaar — Мэри Куант и победительница модного конкурса в молодежном журнале из Нидерландов, 1966
Феминистки, в том числе видные фигуры женского движения, такие как американка Глория Стайнели, начали надевать мини-юбки на акции и митинги. По словам профессора истории одежды и текстиля в Институте искусств Курта Ребекки Арнольд, это показывало: времена меняются, женщины становятся активными и заметными. Феминистки показывали, что женщины сами в состоянии решить, как одеваться и как жить. Так предмет одежды превратился в один из символ эмансипации и борьбы за равные права.
Оформление витрины Bazaar, 1959 (слева); Посиделки у магазина, ранние 60-е (справа)
Девушки отказывались от еды, жутко красились и вызывающе одевались. Бунтовали, митинговали и уходили из дома. И представьте себе: в 1966 г. Мэри Куант награждают орденом Британской Империи. А все потому, что так называемый лондонский стиль стал популярен по всему миру, а новая мода дала небывалый толчок развитию экономики.
Мэри Куант с моделями в своем магазине Bazaar, 1968
Злые языки утверждали тогда, что награду Мэри Куант получила тогда не только за экономические заслуги, но отчасти и за разразившийся бэби-бум: через год после показа мини-моделей в Великобритании подскочила рождаемость. Остро встал вопрос об эффективной контрацепции. Противозачаточные средства, «пилюли против детей», разрешенные в 1963 году, получили мгновенное массовое распространение — благодаря бэби-буму, вызванному мини-модой. В революционном Париже в мае 1968 года одним из главных лозунгов был лозунг «Мини — это одежда для всех!». Парижские феминистки, носившие к тому времени уже ультрамини-юбки, проводили гигантские демонстрации с требованием навсегда отменить «буржуазное» нижнее белье, а из одежды оставить только мини. В качестве доказательств своей решимости феминистки снимали с себя лифчики и трусы и выбрасывали их прямо на асфальт, под ноги жандармам.
В 1966 году Мэри Куант получила Орден Британской империи. На церемонию вручения она, конечно же, пришла в мини
Мини-юбка получила официальное признание после того, как в 1966 году их стала носить признанная икона стиля Жаклин Кеннеди. Мировое признание мини-юбка получила лишь год спустя в Нью-Йорке, когда после своего показа Мэри Куант вышла с моделями прогуляться по Бродвею. Как гласит легенда, уличное движение замерло на несколько часов, а вечерние новости в срочном порядке транслировали «происшествие» на всех телеканалах.
Появление моделей из коллекции Мэри Куант на Бродвее стало причиной дорожного коллапса на улицах Нью-Йорка
Несмотря на возросший интерес к мини, у тренда нашлось немало противников. Государственные учреждения запрещали носить такие юбки и платья своим сотрудницам, Ватикан объявил этот предмет гардероба «бесстыдством», и даже Коко Шанель, которая обладала невероятным чутьем на модные тенденции, была против.
1966. Мэри Куант со своими моделями
К началу следующего десятилетия стиль «свингующего Лондона» начал сдавать позиции — в моду вернулась романтика: длина макси, приглушенные цвета и обилия оборок. Куант, которой всегда нравилось создавать динамичную одежду для динамичных женщин (одной из причин ее любви к короткой длине было то, что девушки в таких платьях и юбках свободно могли бегать и прыгать) не стала пытаться вписаться в новый тренд. Вместо этого она сфокусировалась на других сферах — в конце концов, кроме моды есть много областей, в которых можно совершить революцию.
Daisy от Mary Quant
Мэри Куант придумала и запустила в производство авторскую куклу по имени Дэйзи (в переводе с анг. — «маргаритка», цветок, который всегда был символом бренда Мэри Куант). Эта стройная блондинка (в некоторых вариациях шатенка) с длинными вьющимися волосами появилась на прилавках в 1973 году. Позднее она обзавелась полным дизайнерским гардеробом, домом с мебелью, собаками нескольких разных пород и бойфрендом по имени Хейвок. В Британии 70-х кукла была очень популярна - и сегодня есть люди, которые могут похвастаться огромными коллекциями своих Дэйзи и их умопомрачительных нарядов. Правда, конкуренции с заокеанской соперницей Барби игрушка все-таки не выдержала — в 1983 году ее производство было прекращено.
Все это — иллюстрация жизни женщин целого поколения. Женщин, которые благодаря Мэри Куант, возможно, стали немного счастливее и совершенно точно — намного свободнее.