ДРУЗЬЯ, Я ВАМ УЖЕ ПИСАЛА ВАМ ПРО ХРАМ И ВОТ ОТЕЦ ДМИТРИЙ НАПИСАЛ О СЕБЕ.
НАДЕЮСЬ КОМУ ТО ЗАХОЧЕТСЯ ПОМОЧЬ ИЛИ ПОДАТЬ МОЛИТВЫ МОЖНО ЧЕРЕЗ НОМЕР --- 2202200470747732 Дмитрий Владимирович З батюшка
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, А ТО У НЕГО ПОЯВИЛОСЬ МНОГО завистников И ЕМУ СТРОЮТ КОЗНИ И ЧТОБ ПОКРЫТЬ ДОЛГИ ХРАМА ОН ВЧЕРА ВЗЯЛ КРЕДИТ..
Путь к Храму
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы·9 ноя в 21:26
Самые яркие воспоминания в жизни человеческой – воспоминания из детства. Всё, что нас потрясает в детстве, глубоко и надолго западает в душу, и мы проносим это через всю свою жизнь. Особенно памятны каждому первые, детские, встречи с Богом: первые шаги в храм, люди, которые тебя привели в это святое место, необычный сакральный мир, «небо на земле», доброе отношение прихожан, строгость и доброжелательность священников на исповеди… Маленький твой подвиг – расстояние от дома до храма, продолжительное богослужение – несколько часов на ногах. А какая награда – первое Причащение Святых Христовых Тайн. Необъяснимая радость, полёт души…
Проходят годы, и это светлое время своего детства ты вспоминаешь с теплотой и особым трепетом. Именно тогда ты испытывал настоящее благоговение, страх Божий и по-особому ощущал близость Бога. Сейчас ты, вспоминая и осознавая то благодатное время, переосмысливаешь происходящее и благодаришь Бога за Его Промысел к нам.
Приученный к храму своей бабушкой, будучи 12-летним отроком, я самостоятельно стал посещать храм. На тот момент в Чернушинском районе единственным действующим храмом была деревянная церковь в деревни Зверево. Рядом строился каменный храм. В деревянном храме было всегда многолюдно: люди стремились к Таинству Исповеди и к Таинству Св. Причащения. Было тесно, душно, но прихожане истово молились, претерпевая неудобства. Такова была крепкая вера – отстоять от начала до конца. Служили два священника, два отца Алексия, настоятель – Безукладников и молодой клирик – Носов. Вспоминается общая исповедь: оба очень серьезно и по-особому строго относились к ней, перечисляя грехи и приводя примеры. Все бабушки слушали внимательно, стояла тишина, которую нарушали вздохи сожаления о своем несовершенстве. В алтаре пономарили два подростка, сын у будущего священника Илии Сысолина – Максим и внук у продавца Марии – Виталий. Им помогал старец Алексей Скачков. В церковной лавке, где трудились Мария и Валентина Новоселова, всегда были брошюры, составленные архиепископом Афанасием, где на простом доступном языке изложены основы веры и ответы на актуальные вопросы. А на кухне помогала Елена Плеханова. Еще одним испытанием был путь до храма. Дорога в Зверево была не асфальтирована, гравийка, городской автобус не ездил сюда. У храма было два пожертвованных автобуса, но в них набивалось столько людей, что тебе места не хватало. И вперед и обратно я ходил в храм пешком.
Ближе к празднику Покрова мой папа сообщил мне новость, что открывается новопостроенный храм в Зверево. Накануне 13 октября 1995 года было совершено освящение храма и первая Литургия. Как потом стало известно, иерейский чин освящения возглавил старший брат настоятеля игумен Феофилакт (Безукладников) – ныне наместник Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря в сане архимандрита.
Ранним утром в субботу я побежал в храм. Выпал первый снег, говорят же, на Покров «белый покров укрывает землю». Когда я вошел в каменный храм, он показался очень большим, просторным, светлым, и был полон народа. Исповедь принимал настоятель отец Алексий Безукладников. Он мне сразу понравился. Еще когда в деревянном храме я увидел своих ровесников пономарей, у меня тоже появилось желание пономарить. Об этом я сообщил отцу Алексию. И отец Алексий в такой праздник меня благословил начать алтарничать, завел в алтарь и поручил диакону Гавриилу Сазонову (ныне священнику) меня учить. Такая неожиданная радость для меня! Я старался ходить на службу каждое воскресение, в осенние каникулы в праздник Казанской иконы и в день памяти Димитрия Солунского. Если, бывало, проспишь воскресный день, то чувствуешь вину всю неделю. Это были непередаваемые чувства! На каждой литургии старался причащаться, а затем узнал, что недостаточно лишь исповедоваться, надо читать специальные молитвы. Очень хотелось узнать как можно больше о чинопоследовании богослужения, об утвари, научиться читать на церковно-славянском. Многое подсказывали бабушки. Предложили тренироваться на Псалтири. Очень нравилось, как пели на клиросе второй антифон – 145 псалом, я его потом нашел в Псалтири, затем 102 псалом (первый антифон) – так и стал практиковаться по Псалтири.
Богослужения в Зверевском храме шли почти до 13 часов (уже в третьем часу дня я приходил домой). Читали перед службой акафисты два, три. Затем уже была исповедь. Если два священника, один служит, другой исповедует. А на следующее воскресение наоборот.
С особым увлечением читал церковную периодику, которой в то время было очень мало. На храм выписывались газета «Русь Державная», газета «Радонеж», журнал «Православная беседа». Очень понравилась мне книга «Новая скрижаль», из неё я узнал название церковной утвари, значение и применение её. Первая, понравившаяся книга, предложенная в церковной лавке, была «Яко с нами Бог».
Отдельно хочется рассказать об отце Алексии Безукладникове.
Потомственный священник. Строгий к себе и к окружающим. Всегда серьезный. Очень уважали его и прислушивались к нему и собратья-священники, и сотрудники храма. На исповеди при нем всегда тетрадка или блокнотик, ручка, и обязательно просветительские листовочки. В алтаре специально для пономарей и новорукоположенных священнослужителей висели памятки-инструкции, напечатанные батюшкой. В алтаре всегда был порядок. Отец Алексий как выпускник Московских духовных школ привнес лаврские традиции, устроил иконостас на подобие того, что в Троицком храме, с висячими лампадами. Колокольный звон во время богослужения внутри, как в Покровском академическом храме. При отце настоятеле появились традиции – крестный ход до святого ключа в д. Зверево, молебен на Зверевской горе у Поклонного креста. Удивляешься, как хватало сил у него быть настоятелем, благочинным, окормлять такое множество людей, ездить по приходам, совершать требы, заниматься обустройством храма. Запомнилось мне, что отец Алексий с особым вниманием относился ко всем, любил по доброму пошутить. А матушка Лариса всегда была верной помощницей, регентовала хором, воспитывала дочь Татиану. Высокая, стройная, всегда с улыбкой.
Второй отец Алексий – будущий иеромонах, а затем игумен Амвросий (Носов).
Первый раз я его встретил в родной школе №5. Очень молодой, худенький, с черными волосами педагог. Активно участвовал в школьной жизни. Выступал в школьном театре Марты Владимировны. Известно, что в осознанном возрасте сам принял решение креститься в православную веру. Он был первым крещаемым человеком в пастырской практике отца Алексия Безукладникова. Отец Алексий Безукладников рекомендовал 20-летнего ставленника на рукоположение Архиепископу Афанасию. И вернулся Алеша Носов в сане иерея. Будущий отец Амвросий заслуживает большого внимания по отношению к себе. Господь избрал его в столь ранние молодые годы, чистого девственника, как когда-то младшего ученика Иоанна Богослова. Но в два раза короче была земная жизнь у отца Амвросия. В 2021 году он скоропостижно скончался.
Свое священническое служение отец Амвросий начал с того же храма, с которого началось его воцерковление и путь к Богу, под Покровом Пречистой Богородицы. Господь наделил этого батюшку удивительными чертами характера. Он был всегда в эпицентре внимания, умело шутил, увлекательно рассказывал, притягивал к себе окружающих. Несмотря на юный возраст, отличался особой серьезностью, а глаза отражали глубокие мысли. Неслучайно был наречен в монашестве в честь преподобного старца Оптинского. Если вспомнить житие преподобного, то можно отметить, что многое повторилось в судьбе и пастырской деятельности игумена Амвросия (Носова). В свои молодые годы отец Амвросий старался много паломничать, собирать лучшие «нектары» с разных святых мест, привозить на свою малую Родину. Прихожане очень любили молодого иеромонаха. Группа вдовых пенсионерок обратилась к отцу Амвросию с просьбой создать монашескую общину. Лучшее место для женской обители было выбрано и благословлено священноначалием при Свято-Никольском храме в селе Николаевское. Это было любимое место с детства отца Амвросия. Будучи школьником в детском летнем лагере «Алые паруса», здесь он впервые увидел полуразрушенный храм и был поражен величием этого собора. По рассказу самого отца Амвросия в его голову пришла мысль, что вряд ли когда-то этот храм возродится. И через несколько лет Господь судил именно ему этот храм возрождать. 25 декабря 1995 года Священным Синодом было благословлено открыть в с. Николаевское Свято-Никольский женский монастырь. На плечи молодого батюшки легли заботы по устройству монастыря с нуля, духовное окормление пожилых сестер, пришедших из мира и начало реставрационно-ремонтных работ. В октябре 1996 года в монастыре был освящен домовый храм в честь Иверской иконы Божией Матери и начали совершаться все уставные богослужения и твориться Неусыпающая Псалтирь. С этого времени отец Амвросий уже постоянно служил в Николаевске. Для привлечения благотворителей для восстановления монастыря отцу Амвросию приходилось много встречаться с руководителями предприятий, бизнесменами, властью. Здесь в нем открылись дипломатические способности. Эти качества пригодились игумену Амвросию в дальнейшем в должности благочинного Южного, Осинского округов. Отец Амвросий отличался активной работоспособностью, неугомонностью. С каждым муниципалитетом было заключено соглашение о сотрудничестве в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В каждой территории зародились традиции церковно-светских праздников и мероприятий. Богослужения отца Амвросия проходили всегда торжественно. Серьезное и скрупулезное отношение он проявлял к внутреннему убранству Алтаря и храма. Облачение всегда было чистым, выглаженным. Ладан был соответствующим.
Феноменальная была у него память, много молитв знал наизусть. На равных он мог поговорить и с начальством, и с простым человеком. Честью для меня было с 1997 года алтарничать в Никольском монастыре у отца Амвросия, а затем, после рукоположения в священный сан, шесть с половиной лет быть клириком и его помощником.
Не могу не упомянуть трёх священнослужителей, которые также были воспитаны в Покровском храме. Это отец Илия Сысолин.
Помню его сначала водителем церковного автобуса, а затем клириком Покровского храма, а затем и первым настоятелем прихода в поселке Куеда. Сам отец Илия был всегда простым и добрым батюшкой.
Отца Гавриила помню ещё мирянином, в то время, когда посещал ещё деревянный храм. На велосипеде он добирался из Ананьино до Зверева. Поначалу трудился при храме разнорабочим, а затем диаконом и штатным священником.
Отца Алексия Глумова тоже помню мирянином, в новом храме он пел и читал на клиросе. Два кума, отец Гавриил и отец Алексий Глумов, - теперь два пастыря, родные сердцу батюшки. Чувствуется в них воспитание отца Алексия Безукладникова, даже тембр возгласов схожий. Удивительно, оба служили в Зверево, а затем сначала один был настоятелем в Рябковском храме, а теперь второй по настоящее время настоятельствует в нем.
Продолжительное время настоятельствовал в Покровском храме мой предшественник, священник Олег Карпеев.
С ним я познакомился, когда стал священником и помощником благочинного игумена Амвросия. Отец Олег служил в Уинском районе в Аспе, Уинское, Телес. Помнится мне, как отец Амвросий ходатайствовал перед епископом Иринархом о переводе отца Олега в д. Зверево. Больше из-за старшей дочери Ольги (ныне Котовой). Будучи грамотным человеком в деле просвещения, работе с молодежью она с неподдельным интересом вела воскресную школу, всю канцелярскую работу на приходе. Отец Амвросий хотел её видеть своей помощницей в Чернушке. С появлением отца Олега и его семьи в Зверево жизнь на приходе оживилась. Появилась воскресная школа, стал выпускаться приходской вестник, началась исследовательская работа Ольги Олеговны. Свою дипломную работу в Свято-Тихоновском университете она посвятила церковной истории храмов всего Чернушинского района, издала книгу, составила летопись Зверевского храма. Активной помощницей батюшки всегда была матушка Ирина. Она занималась катехизаторскими беседами перед Таинством Крещения. Сам отец Олег многое сделал для храма – поменял крышу, отопление, окна, построил здание для трапезной, благоустроил территорию. Много можно перечислять заслуг четы Карпеевых в церковной жизни Чернушинского городского округа. Надежды отца Амвросия оправдались.
Сейчас отец Олег служит в самой Чернушке, но живет в Зверево, в месте, которое стало для него родным.
Зверевский храм многие называют «колыбелью православия», именно здесь теплился огонек веры в годы безбожия, именно здесь текли слёзы покаяния и возносилась горячая молитва Богу. Стены храмов намоленные, внутри хранят память старинные образа. Здесь много поколений приступало к церковным Таинствам. А самое главное, здесь начали свой путь пастырского служения многие священники.
Слава Богу, на Чернушинской земли появляются храмы, отреставрированные и вновь построенные, но Зверевский храм останется первым в эпоху церковного возрождения и первым для многих чернушан на пути восхождения к Богу.
Священник Дмитрий Занин