"Азбука в картинка" Александра Бенуа

«Азбука в картинах» Александра Бенуа –  книга вечная, ей уже более  100 лет и она сохраняет свою оригинальность, совершенство и интерес.

Выкладывая ее странички, я не стала соблюдать последовательность страниц азбуки, сознательно.

Живописец, график, сценограф, художественный критик, инициатор создания группы «Мир искусства»  - это всё Александр Николаевич Бенуа .

Он родился в Санкт-Петербурге, в семье, при­надлежащей к знаменитой династии художни­ков и архитекторов, ведущей начало от францу­за, приехавшего в Россию в XVIII веке, а окончил свои дни в Париже. С одинаковым изяществом он писал пейзажи Версаля и Петергофа, Крыма и Швейцарии, оформлял спектакли Мариинского театра, Ла Скала и Комеди Франсез. Блестящий книжный график, он каждое проиллюстрированное им издание, будь то со­чинение Пушкина или Анри де Ренье, превра­щал в маленький шедевр. Один из таких шеде­вров - «Азбука в картинках». Работу над ней Бенуа начал в 1903 году. Кни­га была задумана и предназначена для сына ху­дожника, которому тогда едва исполнилось два года.

азбука

В ту пору, по воспоминаниям Бенуа, это был очаровательный «карапузик Коля», ко­торый тянулся к старшим сестрам и нередко «присаживался к ним, стараясь вникнуть в те истории, которые содержались в нескольких любимых книжках, среди коих почётное место занимал сборник сказок в зелёном с золотом переплёте».

Начатая в Петербурге, «Азбука» была завер­шена летом в Финляндии, на даче в имении Горки. Много лет спустя Александр Николае­вич с наслаждением будет вспоминать это место: «воздух идеальной чистоты, аромат сосен и елей, прозрачность озёрных вод и нежную меланхолию лимонно-жёлтых зорь». Здесь, отдыхая от городской суеты, Бенуа мог спокойно работать над «Азбукой». Процесс работы над книгой прослеживается благодаря сохранившемуся альбому с подготовительными рисунками (ныне хранится в Государственном Русском музее).

Для каждой буквы художник выделил отдельную страницу, украсив её изящно исполненными композициями на сказочные сюжеты. Однажды, размышляя о детских книгах, Бенуа сказал, что хотел бы выразить в них «непосредственное увлечение, веселье, настоящие, непридуманные чувства, солнце, лес, цветы, мечты о далёком и опасном, мужественный, героический дух, стремление к подвигу, красивую гордость». Всё это мы без труда найдём на искрящихся фантазией и весельем страницах «Азбуки в картинках».

Первоначально предполагалось, что книга выйдет в московском издательстве Иосифа Николаевича Кнебеля. Но расчётливый, практичный Кнебель предложил выпустить «Азбуку» массовым тиражом в дешёвом полиграфическом исполнении по цене 25, 50 и 75 копеек. Бенуа отказался. Он обратился в лучшую русскую государственную типографию - Экспедицию заготовления государственных бумаг, где уже выходили сказки с иллюстрациями И. Билибина и В. Васнецова и где в тот момент готовилась к изданию оформленная Бенуа «Капитанская дочка». В октябре 1904 года «Азбука» получила разрешение цензуры, а полгода спустя, в середине августа - начале сентября 1905 года. Бенуа тогда находился в Париже, куда ему и были присланы авторские экземпляры. Художник остался книжкой недоволен и жаловался друзьям на погрешности, допущенные типографией.

Каждая страница "Азбуки" — удивительный завораживающий сказочный мир. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций, и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. «Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода.

По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И.Кадушина. На книгу была установлена высокая розничная цена -3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.

бенуа

Вот  и выучился читать.

Комментарии (6)

Ольга, спасибо за отклик!

Замечательная публикация! Спасибо!

Kavizina Галина 12.08.2013

Ирина,спасибо за интересную публикацию !

Галина, спасибо! Я рада, что Вам это тоже интересно!

Потрясающе ! Бенуа имеет огромное историческое значение и влияние как на русскую живопись начала века,так и на движение символизма в Европе в целом. Прекрасный художник и историк искусства,написавший много книг,затронувший почти все сферы того времени и стоявший у истоков русской моды.

Согласна!!! Мне , видимо, перед началом нового учебного года захотелось вспомнить именно его Азбуку.