Искусство самарского края можно назвать молодым, выразительные особенности собственного пластического языка региональной школы не определились вплоть до второй половины ХХ века. В. Володин в монографии «Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX – начало XX века» называет точкой отсчета выставку передвижников, которая открылась 27 сентября 1889 года в залах Благородного собрания. Эта выставка собрала работы XV и XVI выставок Товарищества. Экспозиция была скромная, большая часть работ была распродана, только в Казани, откуда приехала выставка, было куплено 5 картин. Тем не менее даже 35 произведений, представлявших характерные образцы творчества передвижников, стали новым веянием для культуры города [1].
Володин отмечает, что до этого момента Самара, не став исключением среди провинциальных городов, не видела ни одной художественной выставки, «зато в базарных балаганах пышным цветом расцветала грубая малярная мазня, которая выдавалась за чистое искусство». [2]
Здание бывшего Благородного собрания. Самара, ул. Куйбышева, д. 131
«Впервые привезенные на Волгу картины известных русских живописцев взбудоражили общественность провинциального города. Самарские художники проводили в зале Благородного собрания буквально целые дни»[3]. Экспозиция передвижной выставки представляла 35 картин 17 авторов, среди них самарские зрители увидели произведения А. Боголюбова, В. Поленова, К. Савицкого, В. Маковского, И. Шишкина, Н. Ярошенко.
В. Д. Поленов. Христос и грешница. 1888
Г. Г. Мясоедов. Страдная пора. Косцы. 1887
И. И. Шишкин. Дубовая роща. 1887
Первой выставкой, вдохновленной примером передвижников, стала персональная выставка работ художника Н. А. Храмцова. Самарская художественная школа этого времени строилась на энтузиазме профессиональных мастеров и увлеченных дилетантов: Ф. Е. Бурова, К. Н. Воронова, К. П. Головкина, Г. В. Казакова, Н. П. Осипова, Г. И. Ханина. Их интересы в живописи определялись в первую очередь Ф. Е. Буровым, в 1891 году его ученики, объединившиеся в любительский кружок, решают организационные вопросы, подготавливая первую совместную выставку. Инициаторами создания кружка были К. П. Головкин, Н. П. Осипов, Ф. Е. Буров и Н. А. Храмцов. Не сохранилось данных о программе кружка, по-видимому, задачи этого объединения исчерпывались выставочной деятельностью. Показательно, что пейзажи составляют значительную часть экспозиции, Творчество К. П. Головкина целиком посвящено видам волжских берегов, пейзажистами были Н. П. Осипов, И. Ф. Никонов, В. В. Гундобин.
Волга. Рыбаки в Жигулях. Открытка. 1900-1904. Издание К. П. Головкина, Самара
Таким образом, через два года после передвижной выставки, 24 апреля 1891 года, в том же помещении прошла первая выставка самарских художников. Выставочная деятельность не ограничивалась одной Самарой, Володин, опираясь на свидетельства К. С. Петрова-Водкина, Н. З. Котельникова, Г. П. Подбельского, отмечает, что выставки организовывались в поволжских городах: Саратове, Симбирске, Сызрани и других, для участия привлекались и работы признанных мастеров живописи. Володин опирается на каталог экспозиции в Оренбурге осенью 1892 года, где наряду с картинами самарских художников Ф. Е. Бурова, Н. П. Осипова и К. П. Головкина были представлены произведения И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, Ю. Ю. Клевера, Л. Ф. Лагорио и других авторов, взятые из частных собраний. Выставочная деятельность таким образом выполняет и просветительскую функцию, воспитывая вкус и развивая художественную грамоту как зрителей, так и экспонентов.
Литература:
[1] Корецкий А. Б. Выставки передвижников в Самаре // Краеведческие записки. Вып. 4. Самара, 1976. C. 74-80.
[2] Володин В. Из истории художественной жизни города Куйбышева. Конец XIX – начало XX века. – М.: Советский художник, 1979. – 176 с. С. 17.
[3] Алексушина Т. Ф. След на земле… (Головкин Константин Павлович (1871-1925))//Коллекционеры старой Самары. – Самара: Офорт, 2005. – 470 с. С. 89-128. С. 92.