...Это, казалось, произошло буквально вчера. Стоял ранний весенний день. В старом доме было неуютно и пахло сыростью. Печальная молодая женщина зашла в комнату и зажгла единственную свечу, которую нашла в сарае, что находился за домом. Она беспокоилась и кого-то ждала, глядя с тоской в окно. А в кроватке спал больным сном ребенок, и не было лекарств, чтобы вылечить его, потому что семья была бедна.
Женщина не мигая смотрела на пламя свечи в надежде на чудо.
– Анна, Анна… – Позвал её вдруг тихий и ласковый голос. Откуда он? Кто зовёт её? Анна вышла из дома и окунулась в восхитительное, но совершенно серое и сумрачное утро, без признаков солнца – влажное и тёплое. Густой туман оседал моросью. Воздух был плотный, как перина, в которой спал мир.
И она поняла, что смотрит на Землю в момент, когда жизнь ещё только зарождалась. Молодая Земля пережила множество катастроф и изменений. Её окутывали плотные слои пара и пыли, и долгими годами она не видела солнечного света. Но однажды всё постепенно успокоилось, и сейчас Анна наблюдала, как первые лучи солнца робко проходят сквозь пар… Но что это? Она пригляделась – вместе с лучами солнца на юную Землю опустились золотые пчёлки, которые в миг превратили всё вокруг в цветущий сад!
• • •
Пчёлы пришли на Землю много миллионов лет назад, задолго до человека. Они сформировали всю планетарную экологию и никакое природное бедствие не могло всерьёз им навредить. Они стали образцом вечной жизни. Как им это удаётся? Что это за существа? Как устроена их высокосовершенная социальная жизнь, в которой хранятся сокровенные тайны, алхимия и трансформации? Почему сейчас пчёлы покидают нашу планету, что грозит человечеству и как любой из нас может помочь пчёлам?
Это не пособие для пчеловодов и не энциклопедия «всё о пчёлах». Это структурированный материал для занятия, где вы прикасаетесь к определённым темам и перелетаете с одной на другую, собирая нектар знаний, как пчёлки нектар с цветов. Повествование, подача и форма образовательной мастерской могут быть легко адаптированы для любого возраста от 5 лет до 155 лет, для всей семьи, для домашнего обучения, а также для интересной встречи небольшой компанией.
Базовая структура занятия рассчитана на детей от 5 до 10 лет. Материал для старших детей и взрослых вынесен в отдельное дополнение.
Теория чередуется с тёплой историей, где через главную героиню Анну простым и понятным языком рассказывается о тайнах пчёл.
🌟Вы получите:
• Конспект занятия в формате PDF, оформленный в красочную брошюру формата А5, 164 страницы.
• 96 карточек с фотографиями, для иллюстрации занятия.
• Приложение с мастер-классом по изготовлению свечи из вощины, рекомендации по проведению творческой части мастерской и забавную авторскую игру для распечатки и личного использования.
Все материалы подготовлены как для печати, так и для просмотра с монитора.
🌟 Вы сможете:
• Получить основные сведения о пчёлах из надёжного источника, при этом не покупая и не изучая несколько книг.
• Рассказать своим детям о важном и провести незабываемые моменты с семьёй.
• Сами проводить интересные встречи и занятия на тему пчёл для детей и взрослых.
Для детей – это развитие кругозора, а значит и глубины мышления. Важно получать знания не только в узко профессиональной сфере, но и такие, которые поддерживают и воспитывают человечность и сопричастность к реальной жизни. Пчёлы, древние, как мир и имеющие высокосовершенную организацию, не читают моралей – они о тонких уроках интуиции, благодаря которым формируется нравственный облик человека, умение видеть будущее, доверять и любить. Эти качества – фундамент для любой профессии, в том числе и технической. Может возникнуть интерес не только к пчёлам, природе и их сохранению, но и к животным, другим насекомым, к изучению океанов или климата. Нам всё ещё очень нужны не потерявшие человечность экологи, биологи, ученые разных направлений, писатели, люди творческих профессий и конечно же – осознанные пчеловоды. А детям всё ещё нужны тёплые встречи и интересные знания, чтобы смотреть на мир с удивлением – ведь нет ничего благотворнее, чем смотреть на него таким образом.
Для взрослых это рассказ о пчёлах понятным и доступным языком. Возможность посмотреть на мир с другого ракурса и задуматься о важных вещах, ощутить интерес к культурной и этической стороне вопроса.
🌼 Теоретический материал собран и структурирован по мотивам книг:
- Ральф Дутли «Песнь о мёде» - Морис Метерлинк «Жизнь пчёл» - Фридрих Хайнбух «Пчёлы» - Е.Н. Васильева и И. А. Халифман; статья «Пчёлы» - Кристина Кабони «Таинственный язык мёда» (роман)
🌼 В основной части рассматриваются следующие темы:
• Опыление и роль пчёл в экосистеме • Виды одиночных пчёл, шмели их значение и поддержка • Различие пчелы, шмеля, осы и шершня. Как себя вести при встрече с ними.
Медоносные пчёлы:
• История пчёл на земле – с момента появления и до наших дней • Дикие медоносные пчёлы • Приручение пчёл, отношение к ним в течении веков • Что такое улей • Пчёлы в культуре и мифологии • Строение и жизненный цикл пчелы • Их высокосовершенное социальное устройство и образ жизни: времена драм и великих торжеств. • Один год жизни пчелы • Алхимия воска и мёда • Смерть пчёл • Глобальная рабыня опыления и пчёлы роботы • Движения в поддержку пчёл. Ульи в городе. • Как пчеловод достаёт мёд • О пчёлопродуктах
В дополнении:
• Подробнее о жизни пчёл • Подробнее о пчёлах в культуре и мифологии, философии и искусстве, поэзии и литературе.
В карточках несколько примеров упоминания пчёл в геральдике, нумизматике, архитектуре, филателии, в быту и высокой моде, живописи.
🌼Образовательная мастерская – придуманный мною термин. Он подразумевает образовательный фундамент, подкреплённый свободной творческой деятельностью. Это гибкий процесс, где повествование сложено в историю и задействованы все виды ощущений – зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые. При этом каждый участник уносит с собой что-то, сделанное своими руками.