Камера.
Ходили с сыном на речку. Лето, жарко, теплая вода и мелко, типичный юг, все для медленной размеренной жизни.
Плавали долго, постепенно снижая температуру тела, разогретого летним зноем, до приятного состояния. Вернулись домой, обед. После обеда обязательно лечь полежать в прохладе дома, это лучшее моменты жизни, тело мягкое, усталое от воды и сытного обеда, состояние как после хорошей бани.
И тут в легкой пелене полудремы потихоньку подкрались воспоминания про детство, кажется, когда хорошо, вспоминаешь детство. С годами все чаще и чаще, всплывают какие-то давно забытые истории, эмоции, состояния. Кажется, мозг подсказывает, что жизнь прошла не зря, были прекрасные моменты.
Нам лет по десять, может больше или меньше, Сибирь, быстрая горная река.
Каникулы. Летом кажется очень жарким, даже при плюс 25. Купаемся на речке, в заводи, в яме, где быстрым течение рядом с большим осколком скалы, прямо по течению реки, быстрой водой намыло глубокую яму.
И когда все детские шалость на воде были выполнены и ныряние и и прыжки и барахтанье в быстром воде, чья-то очень разумная голова кидает кличь, а давай сплавляться по реке.
Все дружно кричат ура, все вспоминают прошлый год, кто как сплавлялся, кто что утопил из одежды и кто-то сильнее поцарапался о камни. Вспоминают как нелепо и трагично лопнула камера натолкнувшись на острый сучок на тропинке, по дороге домой.
Поясняю, сплавляться, это такой вид экстремального развлечения в нашем детстве, были т другие развлечения , но про них в следующий раз.
Нужна камера от машины, скажем от автобуса или другой большой машины, камера надувается, затаскивается вверх по течению бурной реки, тащится или по берегу, или по узкой тропе.
Добрались до точки отравления, камеру на воду, на камеру животом, и всё. Вперед навстречу ледяным брызгам, сбитым коленкам и изрядной порции адреналина, но тогда мы про него не знали. Просто очень громко орали.
Ложатся трое смельчаков и отправляются в низ по течению. Невероятная скорость, струи бодрящей воды, развороты и удары о камни. Очень опасное и веселой занятие, те кто не на камере, бегут настолько это возможно вдоль реки или ждут возвращения смельчаков в отправной точке.
Плыть на камере. Как передать те острые детские впечатления я не знаю, нет пожалуй способов это пересказать или с чем-то сравнить. Скажем очень похоже на прыжок с тарзанки, или на прыжок с пирса в холодный Байкал, полет на американских горках, или сон когда разбежался и полетел.
Сплавлялся будучм взрослым на байдарке по реке белой в Адыгее, это детский лепет по сравнению с камерой.
Холодная и быстрая вода вокруг тебя, ты лежишь на круглой резине и руками и ногами держишься за нее, за крутые резиновые бока. И если тебе выпал жребий и ты оказался в центре камеры, то ноги и грудь на резине, а живот болтается ровно в центре камеры, а руками держишься за друзей.
Сплав по реке, очень проверяет твоих друзей, кто друг и настоящий пацан. Во дворе у нас все были друзья и пацаны, все проверенны и не только сплавом по реке.
Сплавляться нужно в обуви иначе можно ободрать ноги на ногах, вода холодная, ледяная, наша река горная, и когда замерзшие пальцы ног проскользят по камням не заметишь, боли нет, но выйдя на берег и согревшись ты почувствуешь боль, ободранную кожу и потерянные ногти.
Вид одежды тех кто сплавляется, трусы, кеды или сандалии. Кеды лучше, сандалии типа скороход мокнут в воде и сваливаются на первом пороге.
Что я увлекся описывая сплав и давая множество деталей.
А хотелось поведать о добычи самой камеры, этого волшебного средства передвижения по реке.
Утром на следующий день после гениальной идеи справляться по реке, мы собирались во дворе, пораньше, так и вижу со стороны, ватага крайне деловых пацанов воодушевленных идеей.
Худые, горластые, в нелепых штанах, старых рубашках или застиранных футболках. Сейчас таких можно только увидеть в фильме Пацаны.
Идем на машинный двор, это рядом с комбинатом, это большой гараж машин обслуживающих город и комбинат. Наша задача, быть убедительными и настойчивыми, и не нарываться, проникнуть в гараж и выпросить камеру, лучше целую.
Идем пешков, автобус 6 копеек для нас дорого, Комбинат, большая махина дышащая в небе большими трубами и пускающая в небо клубы дыма, раздающая щедро вокруг сладкий запах прелой древесины, машинного масла, и чего-то неуловимого, чем пахнут родители приходя с работы. Подходим к машинному двору, большие ворота с лязгом открываются и закрываются. Впуская и выпуская машины, автобусы, трактора, комбинат работает, он требует транспорта.
Подходим к проходной.
Здороваемся и начинаем канючить у охраны:
- Дядь пропусти, нам бы камеру старенькую, нам нужно учится плавать, у меня здесь брат до армии работал и дядя.
Одним словом выдаём такую серенаду жалости, что кажется, охранник лопнет от жалости, но не лопнул. Не пустил.
Мимо пыша жаром проезжает Камаз, в окне улыбающееся и довольное лицо совсем юного водителя:
- Привет пацаны, чего волну гоните на проходной, за камерой пришли ?
Мы радостно кричим:
- Да за камерой, а эта охрана нас не пускает.
Водитель, парень из соседнего двора, еще сам несколько до лет назад, плавал на камере, смеётся. Там могут смеяться только ангелы спасители решаем мы.
- Без паники мелкие, будет вам камера, вам какую, от зила или от камаза.
- Обе , нам очень надо, а то вдруг одна лопнет как в прошлом году.
- Ждите, сейчас.
Мы стоим, нет мы не стоим мы, подпрыгиваем на месте, у нас будет две камеры, мы устроим соревнование или сделаем плот. Идеи и радость раздирают нас на части.
И вот идёт наш спаситель, наш ангел, и он несёт две камеры, и что-то ещё в руках, мы не верим глазам, он несет насос, предел всех желаний, сладкая мечта пацанов, что ртом надували камеру.
- Михалыч, ты ничего не видел, это же наши местные пацаны, сам таким был.
Говорит наш ангел охраннику, видя его возмущение. Охранник махает рукой, ладно не видел.
Тащим домой богатство.
Не знаю сколько весит камера, килограмм пять, наверное, но казалось что очень тяжело, да и неудобно.
Шли долго, останавливались, и решили не идти домой, а сразу на реку.
Тем более путь домой лежал через реку.
А дальше началось прекрасное лето с камерами. До самой осени, до школы мы таскали эти упругие резиновые бублики на реку, мы плавали и ныряли, мы бесконечное количество раз сплавлялись по реке, мы давали пацанам из соседнего двора насос накачать их камеру.
И радостно махали каждому камазу проезжавшему мимо нас, думаем что именно в нем сидит тот добрый человек, что подарил нам камеры, что подарил нам прекрасное лето.