Драгоценные камни в течение многих тысячелетий считались важным активом, их покупали и продавали по всему миру. В условиях нынешней обстановки и непрекращающихся конфликтов, можно попросту лишится средств на банковских счетах. Драгоценные камни (рубины, сапфиры, изумруды, александриты, демантоиды, редкие камни) — совсем другой вид собственности, их нельзя просто отнять. Кроме того, их можно передавать из поколения в поколение. Я не говорю, что нужно вложить все деньги в драгоценные камни, но было бы разумно держать часть своего капитала в альтернативных видах активов. Натуральные драгоценные камни — это не тот способ вложения денег, о котором знают все. Этому не учат на курсах инвестирования и трейдинга. Это особый вид вложений, не всем известный и не всем доступный. Цены на природные цветные камни будут стабильны всегда, даже если вылетят в трубу все валюты мира.
В продолжение темы «Покупка ювелирных изделий и камней» — (часть 3) «Инвестиции в камни».
Колумбийские изумруды International Emerald Exchange
Рынок камней, обладающих ювелирными свойствами, обширен. Анализ качеств и динамики цен на цветные камни можно проводить по разному. Сколько людей, столько мнений. Однако, проводить анализ при выборе камней полезен в любом случае, по той причине, что как минимум ближе узнаёшь предмет своего вожделения. Понимание, что в изделии первичен камень и его качества, приходит в разное время. Многие изделия известных брендов в цене содержат огромные затраты на рекламу. В их коллекциях могут быть вставлены не дорогие камни, но эти коллекции продаются по баснословным ценам. Единственная цель покупки изделия с раскрученным именем — оценка общества или доказательство достижения уровня собственного благополучия (я смог, я купил его). Такие покупки носят больше психологический фактор получения эмоционального отклика от собственного действия. Другое дело изделия с чистыми и редкими камнями.
Цветные ювелирные камни
Цена цветных камней состоит из более обширного списка параметров. Первично оценку производят по четырём C — Color (цвет), Clarity (чистота), Carat (вес), Cut (огранка). Так оценивают бриллианты и первично цветные камни. Кроме этого, на стоимость цветных камней влияют:
- облагораживание (в разряд инвестиционных камней входят только не облагороженные камни);
- месторождение (факт месторождения откуда камень, истощение месторождения, количество месторождений, где можно найти камень, а также количество идеальных камней с данных месторождений);
- индивидуальные характеристики (реверс, полихромность, дихроизм, трихроизм, иные уникальные и присущие только конкретному камню характеристики).
Таким образом, для того, чтобы понять кто перед тобой необходимо обладать колоссальным объёмом информации о камнях, иметь подтверждающий эти характеристики документ, знать откуда камень (месторождение). Без этих параметров считать камень инвестиционным не получится, на слово никто не верит, нужен документ. Всё по порядку.
Природные камни группируются. Группировка различна, приведу наиболее распространенную.
Однако, сегодня геммологическим сообществом не принято подразделять камни на драгоценные и полудрагоценные. Часто камни из группы «полудрагоценные» могут по стоимости быть дороже драгоценных. Первое и главное, что смотрят при инвестиции в цветные камни это цвет. Цвет — самый главный параметр от которого отталкиваются при покупке. Ранее в публикациях мы рассмотрели, что цветные камни достигают своих самых высоких значений между 40% и 60% насыщенности:
1. Color (цвет)
Цвет ювелирных камней характеризуется тремя основными критериями: оттенок, тон, насыщенность. Оттенок — цветовая комбинация основного и дополнительного цветов (34 оттенка) и степени их смешения (5 степеней). Тон — степень яркости (на практике применяют 7 степеней, от «очень светлого» до «очень темного»). Насыщенность — интенсивность (яркость) оттенка (6 степеней, от «очень слабо насыщенного» до «очень сильно насыщенного. Для каждого цвета своя градация (рассмотрели в публикации «Кто и откуда?»
В 1905 году американский художник и преподаватель искусства профессор Альберт Манселл опубликовал книгу «Цветовая нотация», благодаря чему появилась система, с помощью которой стало возможным точно описать цвет. В 1943 году в эту систему были внесены значительные изменения, что позволило ей через некоторое время стать международным колористическим стандартом.
Несмотря на наличие системы, создать единообразные и приемлемые по цене цветовые эталоны в те времена оказалось невероятно сложно. К вопросу вернулись лишь в 1980-е годы, когда химики-органики научились создавать довольно точно попадающие в цвет пластмассы. Именно на 80-е годы приходятся самые активные попытки разработать практическую систему оценки цвета драгоценных камней. Из всех разработчиков преуспел только Говард Рубин. Его система GemDialogue увидела свет в 1983-м. Она позволяет визуально оценить более 60 000 цветов. Она представляет собой 21 прозрачный график цветовой шкалы, на каждом из которых изображены уровни насыщенности. На основе этой системы были созданы GIA GemSet и The World of Color от GemWorld/GemGuide. Набор GemSet от GIA был невероятно популярен еще 10-20 лет назад. Он содержал 324 пластиковых имитации «драгоценных камней» соответствующих цветов и позволял оценить самоцвет в нотации GIA. Сейчас Геммологический институт Америки перешел вместо пластмассовых образцов на программное обеспечение Gemewizard, которое помогает определить 31 основной цветовой оттенок и в общей сложности отображает 1116 цветов драгоценных камней. Другая цветовая система, активно использующаяся на международном уровне, — это World of Color от GemGuide. Она позволяет оценить более 1500 цветовых оттенков для более 90 разновидностей самых известных самоцветов.
2. Clarity (чистота)
Чистота ювелирного камня — важнейший, после цвета, фактор, влияющий на ценность камня; ее степень определяется наличием вкраплений и пятен. Большинство камней содержат то, что обычно называют «примесями» — атомные, химические или структурные нарушения, которые могут по-разному сказаться на стоимости камня.
Пять важнейших критериев оценивания чистоты драгоценного и полудрагоценного камня — тип примеси (наружные, внутренние), размер примесей/вкраплений, цвет и рельеф, количество, местонахождение.Все перечисленное и есть то, что составляет понятие чистоты драгоценного и полудрагоценного камня. Каждый минерал уникален, и эта система позволяет определить его стоимость и дать объективную оценку.
Каждому пункту в международной системе оценок GIA соответствуют свои виды вкраплений и примесей.
3. Carat (вес)
Здесь все просто — чем больше, тем дороже. Причем, это не всегда даже геометрическая прогрессия. Скачок цены между одним весом и более крупным камнем может составлять разы и сотни раз.
4. Cut (огранка)
Выполненная безупречно, огранка раскрывает всю глубину цвета, великолепие, яркость и скрывает неприглядные примеси. Огранка может повлиять на окончательный продукт, как внешне — камень выглядит больше, обретает насыщенность цвета, так и внутренне, например, изменяя прочность минерала. Важно помнить об этом и понимать всю значимость огранки — в основном, от нее зависят окончательная масса камня, его привлекательность и, конечно же, стоимость. Говоря об огранке, в системе GIA применяются термины:
- форма (округлая форма (круг, овал, шар), прямоугольная форма (сечения с прямыми углами и характерными общими чертами: багет, изумруд, квадрат, радиант и другие), фантазийная (маркиз, капля, бриолет, сердце и другие), авторская);
- элементы огранки (базовые элементы огранки — корона камня, корона, верхняя часть камня, рундист камня («Опоясывает» камень, разделяя корону и павильон), павильон камня (нижняя часть камня; чаще всего с него начинается огранка), второстепенные элементы огранки (верхние одинарные клинья короны, парные клинья короны, углы, шип — точка, в которой сходятся фасеты — плоскости), прочие элементы огранки, доли (правая и левая, огранка в форме сердца), ребра, пирамиды и другие.
- стили огранки и их разновидности (бриллиантовая огранка, ступенчатая огранка, смешанный вариант);
- группа обработки — А, Б, В, Г (А (совершенная): оптимальные углы наклона граней короны и павильона, правильная ориентация анизотропного материала при огранке, оптимальные пропорции линейных параметров, хорошая сходимость граней, отличная полировка, неравномерность рундиста в пределах поля допуска. Разгранка граней короны вставки не допускается; Б (хорошая): правильная симметрия, оптимальное соотношение линейных и угловых параметров, неравномерность рундиста в пределах поля допуска. Поверхность имеет, при достаточно хорошей полировке, небольшие царапины и следы инструмента, на рундисте могут быть рассредоточенные микросколы и осыпи до 0,1 мм, едва различимые при 10х увеличении; В (удовлетворительная): очевидные недостатки огранки, легко различимые невооруженным глазом: отклонение от правильной геометрической формы, непараллельность площадки относительно плоскости рундиста, отклонение калетты вставки относительно оси, незначительные отклонения угловых параметров, неравномерность рундиста в пределах поля допуска, царапины, сколы рундиста и калетты размером до 0,2 мм, плохая полировка; Г (плохая): значительные недостатки огранки, видимые невооруженным глазом: несимметричное расположение граней, нарушение пропорции вставки, отклонение от параллельности и симметричности площадки относительно плоскости рундиста, отклонение калетты вставки относительно оси, неравномерность рундиста в пределах поля допуска, крупные царапины и сколы на поверхности размером до 0,5 мм, плохая полировка).
На этом фото мы видим два сапфира: сапфир справа в коммерческой огранке, слева — в хорошей огранке. Справа: сапфир Шри-Ланка вес 3ct, огранка «груша», коммерческая. Цена 1900$/1ct, всего 5700$. После переогранки с коммерческой на нормальную качественную огранку, сапфир слева похудел до 2,55 ct. Цена 2300$/1ct, всего 5865$. То есть при меньшем весе, сапфир стал дороже на 400$ за 1 карат. И таких примеров можно привести тысячи.
В целом общий вид оценки параметров выглядит таким образом (на примере рубина):
Это коротко. Много ещё нюансов, особенно с месторождениями и индивидуальными характеристиками. Но мы об инвестициях. Есть понятие «тип камней», по которому камни распределяются по трём группам. Что простительно изумруду не простительно аквамарину или топазу, так как первый состоит в III группе, а аквамарин и топаз в I и они в инвестиционных целях должны обладать чистотой VVS/VS, тогда как изумруду можно и обладать чистотой SI.
Типы камней по чистоте. Зелёным отмечены параметры, камни соответствующие которым можно рассматривать как инвестиции, при условии совпадения других параметров, а для некоторых камней чистота I тоже может рассматриваться (например, гранаты цавориты, спессартины цвета фанта, клиногумиты, другие редкие камни).
Кроме приведённых параметров, огромную роль играет родословная камня и месторождение добычи. Индивидуальные характеристики камня, как отпечатки пальца у человека — повторов нет и не может быть!
Цвет, тон, размеры, игра камня, внутренняя картина, история рождения, огранки, использования и так далее. Про каждый камень можно писать целые романы. Камень может многое рассказать о своей судьбе и она может быть очень многообразна. Влияние камней на судьбы людей и многочисленные такие истории не раз рассказаны. Символизм камней рассмотрен в предыдущей публикации «Как выбрать ювелирные изделия и камни? Часть 2: разбираемся в символизме камней».
Инвестиции в камни — увлекательное занятие. Однако, нужно помнить, найдя сегодня и купив камень не нужно ждать от него прыти быстрого зайца. Рост стоимости камня происходит скачкообразно и от чего зависит это отдельный большой рассказ. Можно сказать, что инвестиционные камни (рубины, сапфиры, изумруды, александрит) растут в цене планомерно и постоянно, а коллекционные камни (цветные камни с индивидуальными характеристиками, уникальные камни) растут в цене скачкообразно. Например, при росте моды на цвет цена камней данного цвета растёт быстрее, при закрытии месторождения камня цена после закрытия напоминает вертикальную свечу, если камень добывается только в одном месторождении и желающих купить больше, чем добывается — тренд роста более восходящий и так далее. Нюансов множество.
Вложение в камни всегда приносили доход. Правда в разные времена это были разные камни. Много веков это был бриллиант. Но реалии таковы, вернее исследования шагнули вперед, что бриллианты сегодня не обладают инвестиционными свойствами (речь о бесцветных бриллиантах). Цветные драгоценные камни, наоборот, набирают популярность и, соответственно, ценность.
Справочно: по последней информации Франция ввела запрет на продажу синтетических бриллиантов так как именно у бриллиантов сложно установить природность происхождения, природность бриллианта устанавливается до огранки и выявлены случаи смешивания природных бриллиантов с синтетическими в партиях поставки, маркировку на рундисте на крупных бриллиантах умельцы давно научились ставить (закупают то же оборудование).
Жан Батист Тавернье (1605-1689) — французский купец, державший в своих руках европейскую торговлю бриллиантами с Индией. По торговым делам совершил пять путешествий в Индию. Впоследствии он четырежды наведывался в Индию с целью скупки драгоценных камней: в 1651—1655, 1657—1662, 1664—1668 годах. Наиболее известно из этих путешествий второе, во время которого он достиг берегов Явы, а в Европу вернулся, обогнув мыс Доброй Надежды. Его торговыми партнёрами в этот период служили голландцы. В сентябре 1638 года Тавернье отправился на Восток. Достигнув Персии, он поехал далее на восток в Индию, где посетил двор Шах-Джахана в Агре и знаменитую своими алмазными копями Голконду. Тавернье скупал у местных князей бриллианты с тем, чтобы перепродать их со значительной прибылью в Европе. Именно он привёз в Европу знаменитый Французский голубой бриллиант.
Динамика цен на цветные камни.
Рассмотрим динамику цен на примере турмалина Параиба (фото из открытых источников):
По данным Christie's, Sotheby's, Bonhams. Верхнюю границу ценового диапазона неоновой Бразилии от 5 карат обозначить сложно. Среди недавних примеров — колье с бразильским турмалином Параиба 10,31 карат, проданное на аукционе за 1197000$ в 2022 году. В 1990 году цена на турмалин подобного качества была в 58 раз ниже — около 2000$ за карат.
Рост стоимости на турмалин из Мозамбика очевиден. При этом ощущается нехватка голубого сырья, что отмечают владельцы добычи в Африке, несмотря на то, что запасы медесодержащих турмалинов в Африке есть, массив сырья, добытого за последние годы, отличается зелеными тонами, которые на сегодняшний день являются коммерчески привлекательными в меньшей степени, но и такие камни выросли в цене, так как голубое сырье практически не доступно.
Такая динамика не у всех камней. И если чутьё инвестора сработает, то купив цветной камень определенных характеристик можно через 10-15 лет приумножить капитал многократно. Ну и более крупными мазками стабильность цен цветных камней в кризис:
Выбором многих вкладчиков давно являются цветные камни. Причиной тому является стабильный рост стоимости камней. Такую динамику цен наглядно иллюстрируют рекорды цен на мировых аукционах: по сапфирам за общую стоимость, по рубинам и голубым бриллиантам — за карат. В целом за последние 10 лет стоимость бриллиантов выросла в 2 раза, синих сапфиров — в 30 раз, насыщенно синих аквамаринов — в 35 раз, ярких турмалинов — в 40 раз, синих турмалинов — в 50 раз, голубых турмалинов — 5000 раз. Как говорится, эффект налицо. Цифры усредненные, рост на некоторые редкие и эксклюзивные камни исчисляется десятками и сотнями раз, некоторые экземпляры просто невозможно найти даже при наличии финансовых возможностей. О таких камнях поговорим отдельно.
Причины инвестирования в цветные камни — рост цен в долгосрочной перспективе, компактность и транспортабельность, приватность, наследование, эстетическое удовольствие, возможность создать эксклюзивные коллекции.
Коллекционирование
Дилеры и знатоки драгоценных камней, которые изучали геологию, и которым довелось увидеть несколько необычных образцов, начинают все больше интересоваться редкостями. Редкость камня лежит в основе всех видов расчета цены. Существует несколько критериев редкости: эстетический аспект, размер, чистота цвета и происхождение камня. Здесь очень важное значение имеет подтверждающий документ, в котором указано месторождение откуда родом камень. Такой документ существенно прибавляет цену камню. Также цену поднимает отсутствие облагораживания и высокие ювелирные характеристики. Со временем у человека вырабатывается вкус к редким камням, и он начинает коллекционировать то, что попадают в поле его зрения. В хороших коллекциях драгоценных камней можно найти экземпляры различного происхождения, вида, формы и цвета. Камни, могущие похвастать связанной с ними интересной историей или знаменитым владельцем, являются самыми желанными для коллекционеров и самыми дорогими. Например, изумруды с испанского галеона Nuestra Señora de Atocha, потерпевшего крушение в 1622 году у берегов Флориды, стоят во много раз дороже рыночной цены сопоставимых камней. Еще одним видом редких камней являются геологически редкие образцы, такие как уникальные изумруды «трапиче». Кристаллы с нестандартным габитусом, даже если цвет и размер у них вполне обычные, становятся желанным предметом коллекционирования. Кристаллы, расположенные в материнской породе, становятся частью мира собирателей. Фактически, число коллекционеров, собирающих кристаллы в породе, превосходит количество собирателей камней, свободных от нее, в десять раз.
Приобретение драгоценных камней — верный способ вложения денег. Другие роскошные покупки, такие как машины, дома, домашние кинотеатры или роскошный отпуск — это преходящие удовольствия. Драгоценный камень останется с вами надолго. Его благородная, величавая красота стоит любых потраченных на него денег. Драгоценный камень являет собой подлинное воплощение богатства и вызывает восхищение многих поколений своих владельцев.
Геология помогает нам понять, почему так редки драгоценные камни. Узнав, сколько времени требуется для образования самоцветов, поняв суть тонких химических и физических преобразований, благодаря которым все и происходит, мы осознаем, что должны быть благодарны за сам факт существования драгоценных камней. В целом на мировом рынке понятия «драгоценный камень» (precious gem/stone) и полудрагоценный камень (semi precious gem/stone) не используется. Термином на международных конференциях и выставках не пользуются вовсе по одной простой причине — термин «precious» ни о чем не говорит. Ни об уровне цены, ни о редкости.
Кто влюблён в кристаллы он душой чувствует какие из них готовятся блистать.
А все показатели только подтверждают его, по сути, интуитивный выбор.
цветовая палитра шпинели
Характеристики рынка драгоценных камней достаточно уникальны. С одной стороны этот рынок не насыщенный — месторождения постоянно и повсеместно обедняются (кроме алмазных), и цветные камни постоянно кончаются. Примеры: мадагаскарский демантоид, тайские рубины (Бо Рай), российский малахит и некоторые высшие сорта нефрита. Можно привести названия камней, которые кончились вообще или заканчиваются. Среди них бразильский турмалин Параиба (остался только Мозамбик и Нигерия, а то, что демонстрируют как бразильские камни, были добыты лет 20 назад и просто придержаны расчетливыми хозяевами, в том числе и скупочными хранилищами Cartier, Tiffani и прочей «мировой ювелирной закулисьи»).
У рынка драгоценных камней есть одна особенность. Мировой ювелирный рынок, и рынок камней в частности, являются сильно промотированными рынками. Промотированные — это узко товарные рынки, которые были созданы и управляются «до поры до времени» несколькими транснациональными корпорациями. Эти корпорации и являются движущей силой промотрующей развитие этих рынков. Чем уже перечень и объем-количество товаров и соответствующая покупательская аудитория, тем легче создавать такие рынки и тем легче ими управлять. Управляют этими рынками корпорации с помощью известных рыночных инструментов. Прежде всего это картельные ценовые соглашения (алмазники). Кроме этого — промотирующие выставки, хорошо освещаемые аукционы (иногда с фальшивыми сертификатами) и большие оценочные и регулирующие фирмы — Rappaport, GemWorld Int., CIBJO. Насчет бесцветных алмазов с их рухнувшими и продолжающими резко снижаться ценами, останавливаться не будем (больно много добывается природных алмазов и уж очень сильно накручена на них цена — на мелкие «обсыпные разности» многие тысячи процентов, слишком высока ценовая планка пирамиды и слишком тяжело отказываться от очень дорогих отраслевых привычек), а приведем пример одного камня.
Циркон старлит красивее турмалина Параиба, так как у первого дисперсия выше, чем у алмаза (у него блеск многоцветнее и мы помним, что цирконы редки и имеют миллиардную историю природного происхождения). Но Тиффани, Картье и прочие в конце 20-го века закупили на многие миллионы долларов именно турмалин Параиба, а не цирконы из местечка Ратанакири в Камбодже. Циркон старлит дешевле только потому, что он меньше промотирован. Далее, красота есть характеристика сильно субъективная, а значит легко промотируемая. Это понятие легко смешивается с понятиями престижности, пафосности и так далее. В России понятие красота камня практически слилась с притянутым за уши термином драгоценный камень. Поэтому любой, абсолютно любой рубин почему-то красивее рубеллита и красной шпинели (хотя красная шпинель стоит во многих коронах и распознали ее как шпинель позднее), большинство сапфиров красивее кианитов (хотя кианиты ювелирного качества составляют примерно 1% из всех добываемых в Непале кианитов и больше их нигде нет), однако у кианита твердость меньше, но главное, в него нет вложений — отсутствует Promotion. И это только один пример, а их множество. Кампания по промотированию камня считается успешно законченной, когда создан бренд.
А теперь разрушим некоторые иллюзии (лучше знать правду). Создание ювелирно-каменного бренда можно рассмотреть на примере кашмирского сапфира. Кашмирский сапфир — легендарный бренд камня, который с точки зрения коммерческой геммологии является «мыльным пузырем».Поймать этот призрак не удается никому, на рынках его нет. Есть на аукционах, но там продаются в большей степени сертификаты, чем камни соответствующие этим сертификатам. С сертификатами тоже не все ясно. Часто за «древним» изделием скрывается новодел с древностью максимум 50 лет. У старых индийских торговцев кашмирские сапфиры есть. Темно-синие, почти всегда с фиолетовым иногда и с розовым оттенком камни ценятся очень дорого, так как высокогорное месторождение уже 50 лет закрыто индийскими отрядами егерей. По мнению наиболее опытных индийских торговцев, имеющих магазины и в Нью-Йорке и в Лондоне, английские ювелирные фирмы успели скупить порядка 1000 карат наиболее синих и крупных камней еще на рубеже 19-20 веков. Те же индийцы утверждают, что эти камни были проданы еще в 20-м веке, с тех пор настоящих «кашмиров» на рынке нет. Их с успехом заменили цейлонские разности, которые гораздо красивее и в большей степени соответствуют определению цвета как CFB — corn flower blue. Те же индийцы утверждали, что все кашмирские камни, которые продаются на аукционах Кристи и Сотби’c (Sotheby's) родом со Шри-Ланки (узкая цепочка дилеров сначала вывозят их в Кашмир потом в Джайпур, где они ограняются, при этом носителями тайны являются только первые и последние из цепочки дилеров, далее сапфир в 3-4 карата, добытый где то в реке Калуганга или в других местах вокруг Ратнапуры, оправляется в недорогую оправу тысяч за 10 долларов и продается на аукционах (обычно на Гон-Конгских филиалах, там меньше настоящих знатоков и больше «новых китайских» нуворишей) за несколько миллионов долларов. Сертифицирующими лабораториями выступает все те же гонконгские филиалы именитых геммологических лабораторий. Вся операция обходится в несколько десятков тысяч долларов. Обращаться к Фотоатласу Губелина и Куйволы бесполезно, там настоящих кашмиров нет, а те что исследованы по спектру микровключений полностью совпадают с таковым для цейлонских сапфиров. Четырехкаратный «кашмирский» сапфир на аукционе стоит примерно 5 миллионов долларов. Из них 4.950.000 тысяч за бренд, и только 50 тысяч за пусть и редкий, но цейлонский сапфир. Как-то так.
Примеры промотированных камней приведены в публикации «Как устроена психология покупки ювелирных изделий и камней?» (белые бриллианты раскручены благодаря маркетинговому таланту фирмы De Beers Consolidated Mines Limited); чёрные бриллианты, ставшие из дешёвого сырья дорогими благодаря итальянскому дизайнеру ювелирных украшений Фавазу Груози; танзанит и турмалин Параиба — раскрученные Tiffany & Co и так далее.). Цель промотирования — получить прибыль, поэтому бренды часто выбирают для промотирования камни с перспективой и хороших характеристик. Примером может служить раскручиваемый Tiffany & Co цаворит. Цаворит по некоторым параметрам затмевает изумруд, его находят в 300 раз реже изумруда и в его составе находится редкий ванадий, что обуславливает его высокую цену и возможно, со временем, цаворит займет положение выше изумруда (посмотрим).
Пример промотирования:
«Французский Дом Boucheron вновь переосмысливает значение слова "драгоценность", используя невероятные материалы для создания украшений. Как говорится, мусор для одного человека — сокровище для другого. Созданием коллекции Jack de Boucheron Ultime компания Boucheron доказала, что отходы могут стать ценными. Отходы обрели ценность в коллекции Jack de Boucheron Ultime. Boucheron представил дерзкую и экологичную капсульную коллекцию, посвящённую союзу дизайна Jack de Boucheron Ultime и материала Cofalit. Похожий на битум, кофалит представляет собой результат нагревания и сплавления асбестовых отходов в нетоксичное вещество. Этот промышленный продукт, используемый в качестве заполнителя для дорожного строительства, считается окончательным материалом. Грубый стекловидный материал ярко-черного цвета можно резать, полировать и гранить.»
...
Подведем итог. Каким же основным требованиям должен отвечать драгоценный камень, чтобы изделие с ним не обесценилось по истечении времени? Этих критериев несколько:
• высокое качество (цвет, чистота, вес, огранка), природное происхождение и отсутствие облагораживания;
• подтверждающий происхождение (месторождение) документ (гем. сертификат или экспертное заключение);
• редкость и индивидуальные характеристики камня, которые есть только у него.
...
«Есть ты.
Есть путь.
Ты идёшь по пути.
Изделие для тебя. Оно тебя оттеняет, высвечивает, рекламирует.
Есть изделия внушающие уверенность — я смог, я достиг.
Символизирующих о твоём достигнутом уровне.
Есть изделия дающие — полезные, успокаивающие, дарящие надежду.
Символизирующие о твоём желании трансформироваться.
Есть изделия вечные — красивые, инвестиционные, сберегающие.
Символизирующие о твоём стремлении движения.
Тот самый путь, по которому идут и найти который стремятся.
У каждого свой выбор.
Свой ДАО.»
(AMG, из коллекции №158 — «ДАО»)
...
Благодарю за прочтение.
Информация взята из открытых источников и расположена в произвольном порядке, является частным мнением автора и не является рекомендацией.