В.В. Щербин Самарский художник живописец
"Путь художника"
Автор статьи: Светлана ШАТУНОВА *
Владимир Васильевич Щербин родился 25 июля 1949 года в Куйбышеве. Его родители были переселены в город из родной деревни по трудовой мобилизации. Отец, Василий Филиппович (1926–1996), родился в селе Самсоновка Куйбышевской области, но воспитывался в детском доме: семья отдала сына на государственное обеспечение. Окончил 4 класса, рано начал работать, в 1943-м его призвали в армию, в послевоенные годы работал токарем на моторостроительном заводе имени Фрунзе.
Мать, Мария Романовна (1923–2000), родилась в многодетной семье, всё детство и юность посвятила уходу за младшими детьми – в семье родилось трое сыновей, – поэтому осталась неграмотной. В годы войны работала на лесоповале, рыла окопы. В мирное время трудилась на заводе имени Фрунзе.
Старший сын Владимир уже в начальной школе увлекся рисованием. Занимался в изостудии при клубе «Строитель», потом учился в вечерней художественной школе у талантливого художника и педагога Ксении Дмитриевны Горовых (1928–1988).
В 1967-м В. Щербин поступил на живописное отделение Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого. Первый курс пролетел в упоении и восторге, а потом учеба прервалась – призвали в армию. Служил в Пензенской области вычислителем в части оперативно-тактических ракет, однако большую часть времени занимался оформительскими работами. В 1970-м был награжден медалью «За воинскую доблесть» и после службы вернулся в училище.
В 1976-м поступил на графический факультет Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Жизнь в культурной столице давала другие возможности, в первую очередь – смотреть и изучать подлинные произведения из коллекций Русского музея и Эрмитажа. Кроме того, Владимир посещал вечерние рисовальные классы Института Репина, участвовал в выставках.
После насыщенной жизни в Ленинграде Щербина в 1981 году распределили в Куйбышевское художественное училище. Жить было негде, мастерскую не давали, но постепенно все наладилось, начал работать, понравилось преподавать.
Леонид Львович Зак, директор художественной школы имени Г. Е. Зингера (тогда студент художественного училища), вспоминает: «Я впервые увидел Владимира Васильевича в аудитории, он был активный, общительный, потрясающий рассказчик. Он сумел «заразить» меня графикой, познакомил с техникой печатной графики, я серьезно занялся линогравюрой, хотя в то время увлекался живописью».
В 1985-м, чтобы обеспечить семью жильем, Владимир Васильевич устроился художником-оформителем в Самарское управление буровых работ. С 1993-го совмещал работу у нефтяников с преподаванием в художественной школе.
С годами всё меньше времени и сил оставалось на творчество: в течение ряда лет он ухаживал за тяжелобольной мамой, а потом и за братом. В психологически трудных условиях единственной отдушиной было преподавание в вечерней художественной школе. В этом, наверное, и было главное призвание Владимира Щербина.
***
В эти новогодние праздники его ученики разных выпусков решили собраться. В уютной квартире в центре города в дружеской компании каждый рассказывал о своем учителе, о времени учебы в вечерней школе. Позже всех к нам присоединилась Елена Махова, одна из тех, чей жизненный путь изменился после встречи с Владимиром Васильевичем. Именно он подтолкнул ее к участию в выставках, посоветовал принести работы в выставком; из трех предложенных этюдов взяли один, а это была областная выставка! С легкой руки преподавателя Елена теперь художник, член творческого союза.
Все как один говорят об учителе с невероятной теплотой, о его интеллигентном общении, ненавязчивой манере обучения. В своей готовности поддерживать учеников, устраивать выставки, давать рекомендации Владимир Васильевич был неутомим. Увидев в подопечном искру таланта, он мог раздуть из нее пламя.
Коллега по художественной школе Елена Андреевна Осипова поделилась воспоминаниями: «Проходя мимо класса Щербина, часто можно было увидеть такую картину: все ученики собрались вокруг, рассматривают альбомы по искусству, Владимир Васильевич что-то тихо и увлеченно рассказывает».
Преподавание не ограничивалось для него только желанием научить основным понятиям в рисунке, живописи и композиции, важным было познакомить с историей изобразительного искусства, смотреть и видеть работы разных художников, их манеры и стили. Он умел погружать своих учеников в мир искусства! Одной из важных составляющих обучения были походы на выставки. Все вспоминают об этом с особенной благодарностью. Они подолгу рассматривали картины, обсуждали их сильные и слабые стороны, говорили о цвете, тоне, построении.
Алексей Давыдов (известный в Самаре художник, преподаватель института культуры) тоже начал свой творческий путь в начале 1990-х с обучения в классе Щербина в вечерней школе: «Наше общение никогда не ограничивалось только стенами школы, он не ставил барьер «учитель/ученик». С его стороны всегда был дружеский подход, который вдохновлял учеников; Владимир Васильевич умел развить творческое начало, давал возможность работать в разных материалах. Мягкий, деликатный, он сторонился распрей в Союзе художников. Сам редко принимал участие в выставках, но за успехами учеников пристально следил. Приходил на их выставки, ненавязчиво давал советы. К себе же был очень требователен».
Талант педагога снискал ему уважение и признательность многих воспитанников. Один из них, Илья Перепёлкин, теперь художник и преподаватель 2-й художественной школы, познакомился с Владимиром Васильевичем в 1997 году, когда пришел учиться на вечернее отделение: «Эта встреча определила мой дальнейший жизненный путь. С тех пор Владимир Васильевич стал моим другом и наставником. Помимо знаний и навыков, он сделал самое главное: привил любовь к изобразительному искусству. Где бы я ни учился, где бы ни работал, я продолжал общаться, дружить со своим учителем. Уже окончив училище, поступив в институт, я приходил в класс к Владимиру Васильевичу, рисовал, писал портреты и обнаженную натуру. Я был не один такой, многие его бывшие ученики приходили к нему. Вокруг него образовался своеобразный кружок интеллигентных людей, влюбленных в изобразительное искусство. И среди них были не только профессиональные художники, там были люди совершенно разных профессий. Мы встречались у него в мастерской. Я всегда приносил ему свои последние работы, его мнение было для меня самым важным и авторитетным!»
Педагогическая деятельность Владимира Щербина отмечена знаком мэрии Самары «За заслуги перед городом».
***
Владимир Щербин работал в разных жанрах, отдавая предпочтение портрету и пейзажу. Любил графику, акварель, живопись маслом. В своем творчестве продолжал традиции русской реалистической школы. Основными пейзажными мотивами творчества были улицы Самары, Царевщина, Каменный Брод, тихие волжские берега, мост через Самарку, река Сок. Владимир Васильевич любил пленэр, выезжал с учениками, писал этюды. Его работы, небольшие и неброские, сдержанны по цвету, обобщены, их отличают сложные полутона, живопись, построенная на нюансах, – гармоничная и деликатная.
«Для меня важны материальность предмета, организованность и трепет дыхания в работе. Когда пишешь с натуры, все это возникает на полотне, как чувство Родины, – дыхание перехватывает», – говорил Щербин.
Уютная мастерская художника стала местом притяжения учеников, сюда они приходили в гости, работали, общались за чашкой чая. Мастерская находилась на Галактионовской в полуподвале, невысокие потолки и мало света, огромное количество книг, картины и рисунки. Владимир Васильевич любил литературу, поэзию, кино, увлекался футболом, но, несмотря на всё, казался одиноким, как булгаковский Мастер.
«Несмотря на жизненные трудности, он всегда оставался практикующим художником, прекрасным преподавателем и замечательным человеком. Его волновали судьбы учеников. Его безвременный уход стал для нас невосполнимой утратой», – написал Илья Перепёлкин.
После смерти художника его дочь Татьяна, разбирая мастерскую, нашла эскизы к дипломной работе Алексея Давыдова. Сколько лет прошло, а он хранил эскизы ученика! В этом был весь Владимир Васильевич!
На фото:
1 – Владимир Щербин в мастерской
2 – Владимир Щербин. Улица Чайковского. 1978
3 – Владимир Щербин. Дворик зимой. 1972
* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 20 января 2022 года, № 1–2 (222–223)