Любое украшение - это доспех, съежившийся до размеров ладошки; в народной традиции так всегда и было: щит, оберег, личная история и общий контекст. Предмет силы. Из глубины до наших дней путешествуют смыслы того или иного украшения. Вот и брошь в виде фигур, стилизованных под геральдических зверей герба Великобритании, оказалась на платье Вивьен Ли абсолютно не случайно..
Если сильно вглядываться, то можно предположить, что это не одна, а две броши, приколотые так, чтобы выглядеть единым целым. Но самое интересное в этом украшении — не из скольких частей оно состоит, а когда и куда Вивьен Ли его надела.
Главные британские звери были с английской актрисой в очень важный момент её жизни — при подписании контракта на роль Скарлетт в фильме «Унесенные ветром».
Продюсер Дэвид О. Селзник снимал эпохальный фильм — и всё, что относилось к съемочному процессу, включая подготовительный период, тоже было эпохальным и обставлялось с соответствующим антуражем: в большом стиле нет мелочей.
Перебрав почти полторы тысячи американских актрис, Селзник остановил свой выбор на англичанке. Это был риск. Американская публика могла не принять малоизвестную иностранку в роли Скарлетт. Тема войны Севера и Юга, с момента которой прошло всего 70 с небольшим лет, была весьма болезненной. Страсти кипели, раны болели — но это и помогло Селзнику: общественные женские организации Юга вынесли свой вердикт, мол, пусть играет англичанка - лишь бы не янки.
Да, англичанка в роли Скарлетт — для всех это был огромный вызов. Особенно для Вивьен Ли. Она его приняла и надела эту геральдическую патриотичную брошь в качестве своего рода доспеха - как щит и броню для трудного поединка.
В день подписания контракта на Вивьен был шарф, который прикрывал брошь от репортеров — видимо, она сделала это по просьбе Селзника, который не хотел акцентировать внимание прессы на деталях до решающего момента.
Кому пришло в голову выбрать для такого важного дня именно геральдическое британское украшение — продюсеру или актрисе? В любом случае это был уместный и красноречивый выбор высоких профессионалов. Быть точными в своих предпочтениях и дополнять друг друга в сотворчестве — безусловная часть таланта.
Конечно, Селзник вполне мог придумать такой ход с аксессуаром, еще более подчеркивая нестандартность своего решения и настаивая на нём. К тому же он явно продумал все детали фотосессии: свой галстук с узором в виде цепей (у Лесли Ховарда — шейный платок), и отсутствие украшений у Оливии де Хэвилленд в платье с броскими аппликациями. Примагничивающая внимание брошь - только у главной героини.
Но всё-таки я склоняюсь к тому, что брошь выбирала сама Вивьен Ли: она очень любила украшения, Сесил Битон отмечал, что они были у нее весьма необычными, а когда актриса уже была тяжело больна, то убегала из дома вместе со своей шкатулкой с драгоценностями и плакала вместе с ними — не над ними, а именно вместе. Тончайшая актриса и тончайшая женщина.
©
фото из открытого доступа в Интернете