Мое путешествие на Алтай

Алтай…..Все началось  с того , что прошлым  летом  меня пригласили в гости на Алтай. Раньше я особо не задумывалась об этом Крае -Алтай да и Алтай – мало ли мест на земле. Но после знакомства с одним чудным человеком, я стала читать и узнавать все больше  и больше об этом уголке. Меня зацепило! Теперь это была мечта…

От моего места жительства до заветной мечты  4000 км- не мало конечно. Весь год  я ждала  следующего  лета ,усиленно работая и обдумывая способ добраться до Горного. На поезде 3 дня- жаль было терять время, поэтому решено было выбрать самолет. Постоянно штудировала сайты в поисках дешевых авиабилетов, оказалось лететь транзитом выгоднее, поэтому полет предстоял из Минска до Москвы,  затем пересадка в Домодедово и до Горно-Алтайска. Между  перелетами было по 3 часа- обратная дорога была с таким же интервалом.  Утром  18 июня я выехала в Минск, и уже утром 19 я была на Алтае. Забыла сказать - это был мой первый полет на самолете -и  сколько страху было- не передать! Но теперь я знаю точно- я люблю летать!!!

алтай

Еще из окна иллюминатора, подлетая к Алтайской земле, я удивилась пейзажу- горы и растительность были разноцветные и  какие то геометрические что ли. Цвета от  болотного до розового -такой палитры я даже не ожидала. И даже облака были другие- как будто ледяные,  быть может это  и были ледники в облаках. Интерес  рос с  каждой минутой….

И вот я на заветной земле. Жить предстояло в Горно- Алтайске , в самом центре. Сказать  что понравился город-мало! Я влюбилась в него!!!  Город небольшой, но достаточно уютный и аккуратный. Если не ошибаюсь, население где-то около 60 тыс.человек, много молодежи - активной и улыбающейся. Много внимания уделяется спорту, да и красивый город, что говорить!

путешествия

В первый день удалось не так много увидеть и побывать не везде – но общее впечатление о городе и его обитателях остались самые замечательные! На следующий день предстояла поездка в окрестности села Чемал – это примерно в ста километрах от Горно-Алтайска, вверх по течению реки Катунь(вообще то Катунь – это отдельная тема для отдельного рассказа!)

Отправились мы на следующее утро на автомобиле по Чуйскому тракту.. Погода стояла солнечно-праздничная и настроение вторило погоде! Сказать что природа удивила – это не сказать ничего! Кругом возвышались такие красивые, поросшие густым лесом голубые горы, вдоль дороги шумела на перекатах красавица Катунь - очень быстрая и полноводная в это время года – как мне рассказали – именно в июне начинают таять снега в горах, откуда берет эта река свое начало – и именно в июне она достигает пика своего половодья…один вид этой могучей и непередаваемо красивой реки завораживает…начинаешь вспоминать на что можно смотреть бесконечно…

Первая остановка и фотосессия у родника – Аржан Cуу или как его еще называют – Золотой ключик. Это примерно на полпути к Чемалу, куча сувенирных прилавков, деревья у родника –густо увешанные туристами разноцветными ленточками(по алтайскому обычаю это дань духам за предстоящую благополучную дорогу после привала), красивый мост через Катунь и очень вкусная вода в роднике !! С моста потрясающе красивые виды на реку!

Потом следовали остановки у множества красивейших мест по берегу Катуни, густо облепленными базами отдыха самого разного уровня комфортности и с разными приманками для отдыхающих – начиная от огромного медведя в железной клетке и паровоза на рельсах – заканчивая чисто природными достопримечательностями(пещеры, водопады и просто обалденно красивые пейзажи)

Чемал – это одна из своеобразных достопримечательностей Алтая –очень посещаемая самым разным контингентом отдыхающих – со своим особым микроклиматом(даже зимой мне рассказывали здесь меньше снега и теплее чем в остальных окрестностях) и очень индивидуальным пейзажем!  Впрочем потом оказалось - как и  ВСЕ места, где мне предстояло побывать!

Экскурсия по Чемалу началась с острова Патмос, это огромная скала – стоящая почти на середине бушующей Катуни – и связанная с берегом подвесным пешеходным мостиком, раскачивающимся под ногами многочисленных паломников…да – я не оговорилась – именно паломников – потому что на острове этом стоит храм…маленький..но храм..и там служат священники..удивительное место…я поставила там свечку..за близких мне, и таких далеких отсюда людей…

путешествие

Дальше вдоль Катуни ведет тропа, ее называют местные «Козьей тропой» - и недаром ! С одной стороны тропы крутой скалистый и очень высокий обрыв к реке – а с другой не менее высокие неприступные скалы !!! Впрочем сама тропа достаточно широкая и идти по ней совсем не страшно – но какие потрясающе красивые виды с нее открываются !!! Ревущая Катунь под ногами…бескрайние голубые горы, уходящие вдаль..и саксофон…да да!! Там – на тропе играл саксофонист…казалось бы обычный уличный музыкант…но именно в этом месте саксофон звучит по особенному..трогает за что то очень живое..

туризм

Козья тропа заканчивается(или начинается!) возле чемальской ГЭС, тоже одной из визитных карточек Чемала, стоящей на реке Чемал, вода в которой поразила меня кристальной чистотой! И этот контраст с мутной бушующей водой Катуни очень бросается в глаза при слиянии этих рек – огромной Катуни и небольшой, но очень чистой Чемалки! Сама ГЭС, построенная кстати в прошлом веке (в 1937г. кажется) окружена сейчас великим множеством сувенирных лавочек и различными аттракционами (тарзанки, «бананы» с «ватрушками» на водохранилище, гидроциклы,  рафтинги, катапульты какие то и прочие развлекаловки, включая катание на лошадях, фото с живым маралом(алтайский олень), монеты на память, прокат квадрациклов и т.д.)

отдых

Подходил к концу второй день моего пребывания на Алтае…а впечатления и эмоции как лавина…вовлекали меня все больше и больше!!! А закат солнца в горах..это что то неописуемо красивое и завораживающее…так же как и восход кстати !! Звезды в горах тоже не такие !! Они очень яркие..и кажутся такими близкими..хочется собрать в ладошку их..на память..

Погода в горах меняется стремительно и непредсказуемо !!! Если вчера светило яркое солнце и стояла летняя жара – то проснуться можно под шум дождя с ощущением глубокой осени и затянутыми густым туманом окрестными горами – и тоже все необычайно красиво ! Даже в дождь ! C погодой можно сказать больше везло – чем нет. Дождь прекращается так же внезапно как и начинался – и опять лето – и опять все цветет и пахнет ! Воздух там очень вкусный….

И в какой то из погожих дней мы в Чемале взяли путевки на экскурсию в «Ущелье Горных Духов» - одно название интригует. Гид наш, он же водитель, привез к подножию огромных гор и повел по тропе, по пути рассказывая(временами даже интересно!) по ущелью..его рассказ слушала вполуха, потому что открывались такие потрясающе красивые виды !!! Огромные скалы – отвесно возвышающиеся над головой, и деревья на их вершинах – кажущиеся размером со спичечную головку, и наскальные рисунки первобытных людей, и альпийские цветы необычайной красоты (эдельвейс первый раз увидела живьем !!!), а вид с вершины – с которой перехватывает дыхание от высоты и красоты панорамы !!! А чего стоило купание под водопадом!! И чудно вкусная вода из горного родника..мне все нравилось все больше и больше…это было похоже на какую то нереальность…на сказку…

Стоит отдельно отметить что вкупе с этой первозданной красотой и восхитительной природой – быт и проживание обычных(не олигархов! которых сейчас и там достаточно!) людей оставляет удручающее впечатление..архитектура местных сел напоминает конец позапрошлого века…дома в большинстве своем деревянные…много убогих жилищ…по соседству есть и роскошные особняки… НО !!!! что бросилось в глаза – народ там какой то по особенному приветливый и не злой – добрый что ли…на улице в селе с тобой здороваются абсолютно незнакомые люди.. так принято..и это греет очень !! приятно..Забегая вперед скажу – что вот это какое то особенное сочетание в характере местных жителях добра и внутреннего спокойствия не раз бросалось мне в глаза при тех же ситуациях – когда мы путешествовали «автостопом», когда стояли на тракте  и внезапно остановившаяся «инфинити» последней модели(с новосибирскими номерами кстати – привет и спасибо им огромное от нас !!!) оказывалась управляема такими замечательными людьми…которые абсолютно бескорыстно помогли нам добраться до места, и еще и заехали за нами на обратном пути..все эти мелкие эпизоды постепенно складывались в общее впечатление о каком то особом народе..наверно ему название «сибиряки» что ли..приходят мысли в голову об особом складе характера человека - выросшего в таких суровых условиях, и воспитанного совершенно на других моральных ценностях, нежели мы..уроженцы пресыщенной и изможденной уже Европы..ну да ладно..отвлеклась чуть…

В мои планы входило за те, как мне казалось огромные двадцать дней как можно лучше узнать и познакомится с его величеством Алтаем..как выяснилось – слишком малый срок !!! С моим визави..скажем так – мы составили примерный план моего пребывания на Алтае и тот минимум , который мне надо осуществить – чтобы иметь представление об этом..таком далеком и становившемся мне все ближе и ближе крае.. По этому плану впереди нас ждал кресельный подъемник на горнолыжном комплексе «Манжерок»(и озеро там есть !!), озеро Телецкое, озеро Ая, гора Белуха(и по пути почти весь Чуйский тракт! До Тюнгура), Каракольские озера и Ороктой (за Куюсом , для тех кому знакомы эти звуки..). Сразу оговорюсь, что удалось не все из задуманного, но и того что я успела за эти дни увидеть – мне хватит впечатлений ооочеееннннь надолго !!

Итак, по порядку – едем мы в Манжерок (село такое,когда то Эдита Станиславовна расспрашивала весь Советский Союз – «расскажи ка мне дружок, что такое Манжерок…») там сейчас строится шикарный горно-лыжный комплекс – и при нем уже работает кресельный     подъемник – на нем мы за полчаса поднялись на вершину горы, откуда тоже потрясные виды на горы и где кстати мы замерзли !! там – на вершине намного холоднее чем внизу !!!  Согрелись на вершине у шамана(оказался земляком почти !!!корни из Белоруссии у него !) сделали кучу фото и спустились..до города по «привычке» автостопом…и на следующий день отправились на озеро Телецкое…жемчужина Алтая..

Телецкое озеро…добраться туда несложно.. всего около трех часов езды по не очень гладкой дороге на не очень новом автобусе….но то что открывается взору после этой тряски  впечатляет !!! Само озеро это просто водная гладь прозрачнейшей воды вытянутое по длине в ущелье на много километров – но вот то что вокруг этого водоема..надо видеть !!! Горы с снежными шапками..родники и водопады..такие пейзажи захватывающие дух по берегу…

Кстати услуги по проживанию и остальным  туристическим проблемам на Телецком ниже чем в Чемале – и как нам поделился приютившим нас человеком – озеро незаслуженно отодвинуто в республике от внимания туристов …

В первый же день прокатились на катере по озеру – водопады..горные закаты …красивейшие берега…все это  увидите в моей подборке фотографий… на следующий день я попала в настоящую алтайскую тайгу !!! это дремучая смесь непроходимых мест и становилось временами страшно от мысли ощущения своей ничтожности по сравнению с этой первобытной красотой…там такие буреломы и непроходимые места…видящему это впервые кажется что он первый            кто вступил ногой на эту землю !!!

К сожалению на озере побыть дольше не позволили обстоятельства..как обычно цейтнот по времени..

Край гор и озер, красивых горных рек…не менее прекрасных и гостеприимных людей…влюбиться в него совсем несложно…я узнала что очень многие люди побывавшие там всего лишь раз- уже годами,каждый отпуск приезжают туда на отдых…очень многие побросали свои мегаполисы и обосновались там на постоянное жилье..хочется в таком краю жить…но не у всех конечно можно эти желания воплотить в реальность…жаль…

В завершение я побывала на Каракольских озерах….это было что то похожее на абсолютную нереальность !!! Таких потрясных видов…сочетания летней зелени и зимнего снега..этих могучих гор покрытых ледниками и тайгой…рассказать это очень трудно !!!

Но и конечно меня потрясла дорога к озерам…Забирал нас ГАЗик с Эликмонара и вез вброд по речкам, по грязи, по ужасным размокшим дорогам,порою мне казалось, что мы как рыбешки в консервной банке, но это еще ничего. Далее мы пересели в ГАЗик ‘’шишига’’ который нас поднимал к самим озерам вверх- вот тут я поняла, что начался экстрим! Шли через буреломы, траву по пояс в перемешку с валунами и грязью .Буксовали и тащили себя тросом! Кузов был открытым, держаться было не за что, только упираться полулежа ногами в сиденье напротив…Перед стартом кстати, водитель вежливо попросил не пугаться, не перебегать на другую сторону кузова, дабы не перевесить машину. В нашем кузове сидели 6 человек немцев и мы двое русских, понятно что немцы ни слова сказанного водителем не поняли- и знаете, это даже хорошо, потому как у меня волосы дыбом стали, когда он руками, жестикулируя  показывал, что машина может идти и вертикально, и на бок, и что бы мы не пугались…..Лучше бы он не говорил этого! Я тихо повизгивала от страху ,а немцы спокойно достали бутерброды и лопали по дороге, и даже смеялись подскакивая на бездорожье. А лес- берединский: мох висел над головами, периодически мы пригинались от веток, потому как можно было не только без волос остаться, но и без глаз! Я уже и не знала что лучше, идти 8 км вверх пешком или 1.5 часа ехать лесом….Кстати, почему столько грязи было- потому что дожди шли сильные, и другого времени мы не нашли. Но это все закончилось, а эмоции стерлись, потому как что бы увидеть дикую природу, ледники, изумительный пейзаж, и побывать там где нет цивилизации- это того стоит!!!

Меня удивляло на Алтае все-  хищные птицы, изобилие цветущих лилий желтого цвета, закаты, березы в обнимку с кедрами ,дикие лошади, коровы сами пасущиеся, бурные реки и горы, горы, горы….Моих впечатлений хватит на долго, но я снова мечтаю увидеть Алтай, там осталась часть моего сердца..

Лучше посмотрите мои фото…я хочу чтобы мои ощущения счастья передались и вам…это же Алтай….

Сумерки на Телецком,закат........такого пейзажа я нигде не видела,это место для художников-точно!

Жаль,что просто физически невозможно показать все фото моего путешествия....

Если вы досмотрели до конца,спасибо за внимание!

С уважением ваша,Диана...

Комментарии (14)

Диана, спасибо огромное за такой увлекательный рассказ, да еще с такими чудесными фотографиями!!! Прочитала на одном дыхании!!!

И вам ,Светлана,спасибо что зашли почитать!{#}

Прочитала с удовольствием) И фото очень красивые!

Спасибо,Ирина!

Это что-то волшебное!

Ага!Там сплошное волшебство,как в сказке побывала!

Эта сказка из Горно-Алтайского музея....Валяный ковер поразил своей величиной!

Как здорово! Как будто сама побывала!!!!

Спасибо! Бубенец у животного порадовал!!!!!!!!

Рада что понравилось!

А вот та лошадь -как из сказки.....шум горной реки и перезвон этого бубенца,все смешивалось,и такая музыка получалась!

Ксения 16.10.2013

Спасибо большое, прочитала и такая гордость меня взяла, так приятно слышать такие восторженные слова о людях, о городе нашем маленьком, о природе. спасибо

Ой,Ксения,вы из Горного?!Как рада я!!!{#}

Город потрясающий,а фонтан какой открыли на площади,красотища!

Показать все