Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Чуман на Вороний праздник

Чуман на Вороний праздник

Nadja Anikanova
Виды творчества:   Разные виды творчества
Дизайн и декор интерьера
Чуман на Вороний праздник | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В этой публикации хотела бы поделиться своим опытом работы с берестой. Несколько лет назад один из моих давних заказчиков спросил: а из бересты сможешь сделать? Смогу, отчего ж не сделать. С одной стороны - посыл дан, с другой стороны - принят к исполнению. Дело было в конце лета, бересты у меня нет. Отправилась на заготовки снимать бересту. Было это не просто, но получилось, может потому что случайно угадала время, когда дерево легко отдает свои одежды. Как потом я узнала, ханты и манси снимают бересту три раза в год, когда происходит активное движение соков. Весной по насту, в июле - в период цветения шиповника и осенью, когда опадает листва.

Затем я обработала собранный "урожай". Прежде чем из бересты что-либо делать, народности севера ее варят в котле, укрыв мохом, 10-12 часов. Иногда ее варят в рыбьем жире, что делает ее более прочной, она не пропускает влагу и сохраняет эластичность на морозе, подобно коже. В жире я, конечно, не варила, но помыла и попарила на славу.

Надо сказать, ханты и манси и по сей день пользуются домашней утварью из бересты, начиная от солонок и заканчивая крупногабаритными заплечными кузовами. Она применялась для изготовления отдельных деталей костюма, из нее делали детские наколенники, ночные колыбели (дневные - из дерева), обрядовые маски для медвежьего праздника и т.д.

Мне нужно было сделать набирки или, еще их называют, набирушки для ягод. Как и кузовок, миска-чуманка (чуманок, чуман-миска) - четырехугольная емкость, изготавливается из цельного листа бересты. Для этого широкая полоса бересты складывается так, что края накладываются один на другой и тщательно сшиваются.

корзина из бересты, север

Набирушки и чуманки с аппликациями и процарапыванием

береста, тундра

народные промыслы, тайга

ханты и манси, урожай

набирка, грибы-ягоды

набирушка

Повторяет рисунок природы

чуман

народы севера

этностиль

По такому же принципу можно изготовить и чуман с ручкой (лукошко), который я делал для того же заказчика совсем недавно. Сложенные по торцам углы с вложенными под них пластинками прижимают расщепленными пополам прутьями из ивы или черемухи с внешней и внутренней стороны и сшивают. Чуман пригоден для сбора грибов, ягод, раньше в них также хранили принадлежности для вязания, ложки, ножи, игрушки и др. Заказчик планирует использовать чуман для подношения даров дорогим гостям, например, пары бутылочек настойки из брусники и кедровки, баночки груздей и мешочка с кедровыми орехами. 

Изделия из бересты народов ханты и манси отличаются богатым разнообразием орнаментов. Для нанесения узоров применяются различные техники - выскабливание или процарапывание, накладная аппликация по цветному или закопченному фону, ажурная резьба, под которую подкладывают яркие ткани, тиснение и штамповка. Я в своих работах использовала процарапывание и аппликации из тонких полосок бересты. В качестве ручки для чумана использовала корягу, символизирующую ворону. Одним из почитаемых манси праздником является Вороний день (Урине хотэл), связанный с прославлением жизни, процветания семьи и появления детей (совпадает с православным Благовещеньем 7 апреля).

Вот такой получился чуман.   

узоры

орнаменты

плетение из бересты

корзина

подарок щедрый

дары леса

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email