«АЗУЛЕЖУ» - такое непривычное для нас слово, в произношении которого уже есть что-то замысловато-ажурное.
Само название "азулежу" произошло от арабского "зулляйдж"(«маленький полированный камушек») - изразец, покрытый глазурью.
Культура стран Пиренейского полуострова многим обязана арабскому влиянию, после завоевания маврами в XIII веке территорий Испании и Португалии, и техника «азулежу» не исключение.
В то время, когда территорией Испании управляли арабы, в испанском городе Гранада была построена крепость Альгамбра.
На сегодняшний день этот архитектурный ансамбль является одним из самых красочных примеров использования «зулляйджа» на территории Европы. Стены, хоры, полы практически в любом здании крепости украшают великолепные изразцы всех возможных форм, цветов и размеров. В самых ранних из них чаще всего встречалось сочетание четырех цветов: синего, зеленого, желтого и белого.
В Португалии же азулежу приобрел свой колорит, в прямом смысле слова. Дело в том, что в португальском, как и в испанском, “azul” означает «голубой» или «синий», поэтому принято считать, что классическое португальское азулежу это сочетание белого и синего цветов. На формирование такого представление повлиял ещё и тот факт, что пик производства азулежу пришелся на XVIII-XIX века, когда такую роскошь смогли позволить себе не только богачи, но и люди со средним достатком. Как раз в это время, Португалия импортировала керамику из Голландии, а португальские мастера изучали технику росписи кобальтовыми красками, поэтому большая часть керамических панно и изразцов были бело-синие.
Главным цветом азулежу считается синий и это неспроста. Дело в том, что арабы верили, что синий цвет защищает от злых духов. Вероятно, эта идея хорошо прижилась и в Португалии, где азулежу является частым украшением фасадов домов, находясь на которых, он как будто бы охраняет жителей от дурного влияния. Если же оставить суеверия в стороне и обратить внимание на практическую сторону, то азулежу защищает не столько от злых духов, сколько от жары и сырости.
В тот период, когда на Пиренейском полуострове царствовали арабы, на азулежу изображались только геометрические рисунки, различные орнаменты, символы, узоры – то есть ничего одушевленного, так как это было непринято в арабской традиции.
К XVI веку арабское влияние пусть никуда и не исчезло, но свои позиции утратило, что только способствовало развитию искусства азулежу. В это время из Италии была заимствована техника майолики, благодаря которой появилась возможность создавать панно из керамической плитки. Теперь изображения уже не ограничиваются одними узорами, а появляется сюжет. Огромной популярностью пользовались изображения мифических персонажей, легенд, богов и библейских сюжетов.
Спустя столетие бОльшую популярность приобретут изображения исторических и бытовых сюжетов, а активное использование голландской керамики приведет к созданию того азулежу, который сейчас украшает большую часть построек Португалии.
Сегодня термин «азулежу» имеет более широкое употребление – это изразцы (или керамическая плитка) с традиционным португальским орнаментом , которая используется для оформления зданий и помещений. Чаще всего они испанского или португальского происхождения, могут быть разных цветов, но сохраняют при этом самобытный колорит и неповторимый орнамент стиля «азулежу»!
Автор: Александра Писарчик (по совместительству моя дочь и специалист по испанскому региону)))