Обновление пароля

 >  >  >  > Семейные традиции

Семейные традиции

Семейные традиции | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Этот текст я написала 1,5 месяца назад, когда на Ярмарке была неделя вышивки, перед самым отъездом из Москвы на длительное время, просидела до глубокой ночи, но что-то не сработало, и я не могла даже увидеть, сохранился ли он. Оказалось сохранился, даже дважды. Повторяю попытку публикации в день рождения моей мамы, второй день рождения без нее...

Хочется немножко показать, как в семье моей мамы у сестер было общее увлечение вышивкой крестиком.

Я писала об этом в письме в журнал "Вышиваю крестиком", кажется в 2005 году. К сожалению, сейчас нет возможности найти журнал. Тогда же были сделаны фотографии, заранее извините за их качество. Статья была опубликована, но случайно забыли написать имена сестер. Хочу исправить эту ошибку.

Сколько помню себя, с раннего детства окружали меня предметы, выполненные руками близких людей - бабушки, мамы. В доме всегда было много самодельных вещей – вязаных, шитых, украшенных  вышивкой. У меня немного было одежды из магазина, все, что можно было сшить или связать, мама делала сама и обязательно для каждой вещи придумывала рисунок – для вышивки или аппликации. Для меня это было так естественно, что позже я очень долго не могла понять, как это некоторые люди вообще не умеют шить, вязать или вышивать, когда это умеют все родные – бабушка, мама и ее сестры. 

В семье мамы было пятеро детей, четыре сестры и брат, у всех разница в возрасте в три года. Младшая Раиса родилась в 1941 году, тогда же дед ушел на фронт. И больше о нем ничего не известно, так что всех детей вырастила бабушка Германова Анастасия Викторовна и научила всему, что сама умела.

Чтобы хоть как-то прокормить семью бабушка соглашалась на любую тяжелую работу, часто приходилось уезжать далеко от дома. По сути младших детей растили старшие сестры, которым самим едва исполнилось 12 и 9 лет. Зоя и Маша как могли, старались скрасить суровые будни малышей: рисовали для них большие картинки на стены вместо ковров, наряжали самодельными игрушками елку к Новому году, уже тогда украшали скромную одежду вышивкой.  Недавно мамины сестры, смеясь, вспоминали, что при переезде в новый дом не было возможности даже купить ткани на занавески. Тогда они нашли листы кальки, нарисовали на них ажурные узоры и вырезали простым лезвием. С улицы такие «шторы» выглядели как дорогие строченые занавески и еще долго украшали окна. При самых скромных возможностях сестры всегда находили выход для создания уюта, украшения любых вещей. Так, в младших классах, многие воротнички для школьного платья моей мамы и ее младшей сестры старшие украшали вышивкой или вязали крючком, что позволяло  выглядеть всегда нарядно и даже модно. Младшие до сих пор вспоминают, как с нетерпением ждали, когда же перейдет «в наследство» такое красивое платье от старшей сестры, очень часто украшенное искусной вышивкой крестиком. На немногих фотографиях того времени иногда можно разглядеть вышивку на одежде. 

Бабушка была полуграмотной, я знаю только одно письмо от нее моей маме из санатория, и еще хранится листочек с молитвой, написанный ее рукой. Но при этом она сама кроила и "шила в люди". Понятно, что и детей своих обшивала полностью. Не удивительно, что все сестры еще в детстве начали и шить и вышивать, позже вязать.  Жили трудно, вещей было очень мало и старались украсить одежду и дом, как могли. Схем для вышивки почти не было, так что один мотив могли вышивать много раз, в разных цветах. В каждой семье была наволочка с такой вышивкой, знакомой с детства

вышивка
Когда наволочка изнашивалась, вышивка аакуратно вырезалась и становилась частью новой вещи. 

К сожаленью, мало фотографий с вышивкой, сделанной сестрами еще в молодости. Но у моей мамы сохранилась скатерть, вышитая более 50 лет назад. В семье она всегда активно использовалась, но до сих пор жива. Сколько праздничных столов украсила она за эти годы? Я с детства помню эти чудесные маки и васильки, и, может быть, именно потому так люблю полевые цветы. 

вышивка крестом

традиции

Мама Галина Павловна и скатерть из ее приданого:

семья

А эту скатерть она вышила в подарок  для моей дочки. Вышита по-старинке, на канве, которая после вышивки убирается. 

Начала она ее вышивать, когда дочка была еще маленькой, как раз в то время, когда даже наше российское мулине найти и подобрать было совсем не легко, да и с тканями была большая проблема. Конечно, сейчас у вышивальщиц совсем другие возможности, да и схемы найти можно любые, но я думаю, что совсем не это является главным для моей дочки в бабушкином подарке, а та любовь и внимание, которые она вкладывала в каждый крестик. 

 рукоделие

В праздники сестры всегда собирались вместе, с мужьями, детьми. В нашей семье были такие салфетки с инициалами для гостей.

Старшая сестра Зоя Павловна и ее вышивка.

Для меня это пример самого идеального результата во всем, что она делает. Поэтому я даже сделала фото ее идеальной изнанки в вышивке.

 Ей исполось 84 года, но она до сих пор шьет! и дарит нам свои, как всегда, красивые и очень аккуратно сделанные, прихватки!

Мария Павловна тоже очень много вышивала.

В любом доме много вышитых предметов – от мелочей вроде салфеток с монограммой, цветами или украшенных несложным узором простыней, подушек, полотенец, до серьезных больших вещей, как скатерти или комплекты штор. Причем некоторым вещам уже более 50 лет, и они получили сейчас вторую жизнь. Конечно, трудно найти в наше время применение, например, узеньким занавескам из частного дома с прекрасно вышитыми букетами алых маков, но они вполне могут добавить уюта в дом, в новом качестве дорожек на стол или тумбочку. Мастером такого перевоплощения является Мария Павловна, ее неиссякаемая фантазия позволяет найти узоры для украшения вышивкой или аппликацией любых вещей. И улыбаются ее внукам забавные зверушки с простынок, добавляют солнца и хорошего настроения яркие цветы. 

Такие розы украшали наволочки сестер. Я тоже вышивала их в детстве.

Последние ее работы - подарки правнукам. Их у нее сейчас уже семь, в августе родился самый младший.

Раиса Павловна за вышивкой свадебного рушника внуку.

А это счастливая бабушка на свадьбе внука с рушником и караваем в этом году.

...Моя бабушка вязала не только носки и шапки, но придумывала сама рисунки для шалей и делала расчет, и всем своим внучкам связала на спицах пуховые шали на память. Благодаря ей все в нашей родне занимаются рукоделием, передавая традиции из поколения в поколение... Вышивает моя сестра, моя дочка и я, конечно. Жаль в сутках только 24 часа

Немало было трудностей и проблем в жизни моей мамы и ее сестер, не обошли их стороной серьезные болезни и потери близких людей. Но на всю жизнь остались они друг другу близкими людьми, настоящими подругами, готовыми в любой момент прийти на помощь, сохранили оптимизм и любовь к жизни и людям. Я думаю, что во многом этому способствовал их творческий подход к любому делу, увлеченность, находчивость, желание любым возможным способом украсить даже самые серые будни.

Год назад не стало моей мамы... Теперь ее вышитая скатерть хранится у меня. Я тоже мечтаю когда-нибудь найти время, чтобы вышить современную красивую большую скатерть на стол, за которым будет собираться большая семья из нескольких поколений. Скатерть уже ждет своего часа...

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email