Деликатность и искренность многопланового подхода Дианы Маливани к изображению на холсте движений женской души воздействуют на мысли зрителя и расширяют его способности восприятия женственности - понятия, сочетающего в себе могущество и элемент провокативности. «Одна из наиболее сложных целей, к которой стремятся художники, изображающие женские переживания на холсте - это передать их силу, глубину и направленность в абстрактных композициях», - делится с нами мыслями Диана. Безусловно, это именно та цель, которой автор со всей решимостью стремится достичь, вкладывая все силы в каждое из своих произведений. Её вдохновенно-страстное отношение к своим творениям указывает на умозрительные связи с философскими построениями Фриды Кало, поскольку обе художницы ясно и доступно для зрителя передают состояние души и разума своих моделей, вводя в композицию работ повторяющиеся мотивы, которые подчёркивают их благородную женственность: на картинах Фриды Кало эта роль отведена цветочным композициям, а в произведениях Дианы Маливани часто встречаются бабочки, в особенности, в работах, составляющих арт-проект «Сон голубой бабочки».
Психологическая глубина портретов кисти Дианы Маливани, вызывает ассоциативную связь с творчеством Джеймса Эботта Мак-Нейла Уистлера и Леонардо да Винчи. В работах «Умирая под дождём» и «Лили» интеллектуально-психологическая составляющая транслируется посредством долгого и пристального взгляда героинь обеих картин. В этих произведениях безупречно сочетаются реализм и абстракция: их манера исполнения, с одной стороны, содержит элементы техники мастеров Возрождения, а с другой, явственно дышит той энергией, которую абстрактные экспрессионисты вкладывают в работу кистью, используя яркие краски и авангардные формы, что указывает на общность творческого подхода Дианы Маливани и художников, принадлежащих к тому же направлению, что Аршил Горки.
В ходе пристального ознакомления с произведением «Созерцание» мы обнаруживаем аналогичный философско-психологический смысловой посыл; однако в данном случае ему свойственна ещё более абстрагированная форма. Диана Маливани выбрала структурно-композиционное решение, которое обеспечивает равновесие между абстракцией и реалистичными элементами работы, что позволяет провести параллель с сюрреализмом: действительно, та роль, которую в картине играет изображение женских глаз, и символичность внимания, уделяемого художником при передаче эффекта зрения, безусловно, свидетельствуют о сходстве с творчеством Рене Франсуа Гилена Магритта, поскольку оба живописца делают акцент на корреляцию между взглядом и обстановкой. В работе «Созерцание» Диана Маливани передаёт ощущение мощного движения посредством сочетания красного и зелёного оттенков и благодаря утончённому использованию выразительных возможностей линии. В произведении присутствует аллегорический подход к изображению природных явлений, и создаётся впечатление того, что летящая бабочка чувствует на себе взгляд трёх пар глаз. Несмотря на то, что данные элементы картины в известной мере являются противоположностями, они пребывают в состоянии гармоничного равновесия, что отражает антагонистический по своей природе характер женственности, одновременно предоставляя зрителю «карт-бланш» на собственные интерпретации этого творения вместе с бесценной возможностью в плане самопознания и самоанализа.
Глубокая вдумчивость, с которой изображены женщины и дети на картинах Дианы Маливани, отражают восприятие их создательницей такой социокультурной категории как «женственность». Эти работы ставят автора в один ряд с Софи Жанжамбр Андерсон, знаменитой художницей из течения прерафаэлитов, мастерски передававшей в женских портретах на фоне природы состояние души и переживания своих героинь. Знакомство с работами «Стремящаяся» и «Одиночество» позволяет зрителю ощутить как внутреннюю силу, так и всю хрупкость главного действующего лица, благодаря сложности и завершённости женских персонажей, созданных художником и проливающих свет на само понятие женственности.
Глубокое и сильное ощущение избавления, ухода и обособления осязаемо в работах «Гармония» и «Освобождение», в которых художник особенно тонко и с осознанной деликатностью передаёт свои размышления. Благодаря тонкому сочетанию современных и традиционных художественных приёмов и авангардным средствам визуальной коммуникации, Диане Маливани удаётся выстроить многоплановую ретроспективу исследования природы женщины и женственности.
Тимоти Уоррингтон
Международная конфедерация художественных критиков (Лондон, Великобритания)
< перевод с английского GWR Art Gallery >