Друзья, приветствую всех!
Сегодня я хочу поделиться с вами не совсем обычной историей, которая привлекла мое внимание. Я говорю о загадочном черном кольце Анны Ахматовой, скорее о нескольких кольцах, поскольку на протяжении жизни знаменитой поэтессы в воспоминаниях ее современников и участников событий, да и в самих стихах Анны Андреевны часто упоминается роковое черное кольцо, а возможно в исторической действительности - их было два?
Так, что это за история? И сколько было колец?
А начну я с того, что ахматовские стихи я начала читать в раннем детстве. Меня завораживали короткие поэтичные формы - емкие по смыслу, почти бездонные по выраженным чувствам, полные трагических оттенков, магически завораживающие интимные строки о любви, раставании, ревности, душевных муках. Ахматова, как эпоха привлекала и манила множеством рассказов о ней, переплетением человеческих судеб - интереснейших поэтов и писателей того времени, трагизмом самих событий: гражданская война, революция, Великая Отечественная война. А сколько простых человеческих историй о сломанных режимом жизнях творческих людей, безвременно погибших, или покинувших Россию не по своей воле... И через полотно истории тех лет проходит красной нитью судьба самой Анны Андреевны - величественно несущей выпавшие на ее долю невзгоды, потери близких, личные и творческие драмы, сердечную боль...
Теперь о широко известном первом магическом черном кольце, воспетом во многих произведениях Ахматовой. Ему Ахматова придавала большое значение, как защитному амулету, способному уберечь владельца от бед.
Что говорит сама Ахматова о черном кольце?
I. ЧЕРНОЕ КОЛЬЦО
Сказка о черном кольце (датируется 1917 - 1936 гг.)
1
Мне от бабушки-татарки
Были редкостью подарки;
И зачем я крещена,
Горько гневалась она.
А пред смертью подобрела
И впервые пожалела
И вздохнула: «Ах, года!
Вот и внучка молода».
И, простивши нрав мой вздорный,
Завещала перстень черный.
Так сказала: «Он по ней,
С ним ей будет веселей».
2
Я друзьям моим сказала:
«Горя много, счастья мало», —
И ушла, закрыв лицо;
Потеряла я кольцо.
И друзья мои сказали:
«Мы кольцо везде искали,
Возле моря на песке
И меж сосен на лужке».
И догнав меня в аллее,
Тот, кто был других смелее,
Уговаривал меня
Подождать до склона дня.
Я совету удивилась
И на друга рассердилась,
Что глаза его нежны:
«И на что вы мне нужны?
Только можете смеяться,
Друг пред другом похваляться
Да цветы сюда носить».
Всем велела уходить.
3
И, придя в свою светлицу,
Застонала хищной птицей,
Повалилась на кровать
Сотый раз припоминать:
Как за ужином сидела,
В очи темные глядела,
Как не ела, не пила
У дубового стола,
Как под скатертью узорной
Протянула перстень черный,
Как взглянул в мое лицо,
Встал и вышел на крыльцо.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Не придут ко мне с находкой!
Далеко над быстрой лодкой
Заалели небеса,
Забелели паруса.
Итак, подарок от бабушки - татарки молодая Анна передала тайно тому, в чьи "очи темные глядела".
Незнакомец, пленивший сердце поэтессы - это Борис Васильевич Анреп (1883–1969). Позже только в «Белой стае» ему было посвящено 17 стихотворений и 14 — в «Подорожнике». И единственный в ее поэзии акростих «Песенка»:
Б ывало, я с утра молчу,
О том, что сон мне пел.
Р умяной розе и лучу,
И мне — один удел.
С покатых гор ползут снега,
А я белей, чем снег,
Н о сладко снятся берега
Р азливных мутных рек.
Е ловой рощи свежий шум
П окойнее рассветных дум.
Встретились они в доме Николая Васильевича Недоброво - поэта, литературного критика, где состоялось знакомство Анны и Бориса Анрепа, перевернувшее ее жизнь, а чувства, вспыхнувшие к высокому, статному любимцу женщин и баловню судьбы, выразились в ее волнующей сердце любовной поэзии. Наиболее вероятно эта встреча произошла в 1915-м году (по информации исследователей).
А история про черное кольцо в пересказе Бориса Анрепа звучит так:
«В начале 1916 года я был командирован в Англию и приехал на более продолжительное время в Петроград для приготовления моего отъезда в Лондон. Недоброво с женой жили тогда в Царском селе, там же жила Анна Андреевна. Николай Владимирович просил меня приехать к ним 13 февраля слушать только что законченную им трагедию «Юдифь». Анна Андреевна тоже будет — добавил он. …Стихотворные мерные звуки наполняли мои уши, как стук колес поезда. Я закрыл глаза. Откинул руку на сиденье дивана. Внезапно что-то упало в мою руку: это было черное кольцо. «Возьмите, — прошептала Анна Андреевна, — Вам». …Через несколько дней я должен был уезжать в Англию. За день до моего отъезда получил от Анны Андреевны ее книгу стихов «Вечер» с надписью:
Борису Анрепу —
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
Анна Ахматова
1916. Царское Село.
13 февраля.
Тринадцатого февраля! Несколько времени перед этим я подарил Анне Андреевне деревянный престольный крест, который я подобрал в полуразрушенной заброшенной церкви в Карпатских горах Галиции. Вместе с крестом я написал ей четверостишие:
Я позабыл слова и не сказал заклятья,
По деве немощной я, глупый, только руки стлал,
Чтоб уберечь ее от чар и мук распятья,
Которое ей сам, в знак дружбы дал».
*Ахматова писала об этом кресте в стихотворении «Когда в мрачнейшей из столиц…» (1916):
Я только крест с собой взяла,
Тобою данный в день измены, —
Чтоб степь полынная цвела,
А ветры пели, как сирены.
И вот он на пустой стене
Хранит меня от горьких бредней,
И ничего не страшно мне
Припомнить, — даже день последний.
Это распятье Анна Ахматова взяла с собой в эвакуацию в Ташкент. Теперь памятный крест хранится в доме-музее Анны Андреевны в Фонтанном Доме.
Сама Ахматова о той встрече написала так (в воспоминаниях П.Н.Лукницкого): «1915 г. Вербная Суб. У друга (Недоброво в Ц.С.) офицер Б.В.А. Импровизация стихов, вечер, потом еще два дня, на третий он уехал. Провожала на вокзал».
По словам Б. Анрепа, Анна Андреевна всегда носила черное кольцо и приписывала ему таинственную силу. Анреп так описывал это кольцо: «Кольцо было золотое, ровной ширины, снаружи было покрыто черной эмалью, но ободки оставались золотыми. В центре черной эмали был маленький брильянт. Анна Андреевна всегда носила это кольцо и приписывала ему таинственную силу».
Гумилев, узнав, что Анна Андреевна подарила Анрепу это кольцо, и тот увез его с собой, сказал полушутя: «Я тебе руку отрежу, а ты свези ее Анрепу — скажи, если кольцо не хотите отдавать, так вот вам рука к кольцу…». Николай Степанович знал, что она любила Анрепа.
Позднее Борис Анреп приезжал с фронта в командировки и в отпуск. Они встречались, и знакомство переросло в сильное чувство с ее стороны и горячий интерес с его. Дальше Лукницкий записывает: «Когда началась революция, он под пулями приходил к ней на Выборгскую сторону — А.А.: «… и не потому что любил — просто приходил. Ему приятно было под пулями пройти»… Я: «Он не любил Вас?». А.А. «Он… нет, конечно, не любил. Это не любовь была… Но он всё мог для меня сделать, — так вот просто…».
В последний раз они увиделись в 1917 г. накануне его окончательного отъезда в Лондон. Вот что пишет Борис Анреп об этой встрече:
«Видимо, она была тронута, что я пришел. Мы прошли в ее комнату. Она прилегла на кушетку. Некоторое время мы говорили о значении происходящей революции. Она волновалась и говорила, что надо ждать больших перемен в жизни. «Будет то же самое, что было во Франции во время Великой революции, будет, может быть, хуже». — «Ну, перестанем говорить об этом». Мы помолчали. Она опустила голову. «Мы больше не увидимся. Вы уедете». — «Я буду приезжать. Посмотрите, Ваше кольцо». Я расстегнул тужурку и показал ее черное кольцо. «Это хорошо, оно вас спасет». Я прижал ее руку к груди. «Носите всегда». — «Да, всегда. Это святыня», — прошептал я. Что-то бесконечно женственное затуманило ее глаза, она протянула ко мне руки. Я горел в бесплотном восторге, поцеловал эти руки и встал. Анна Андреевна ласково улыбнулась. «Так лучше», — сказала она».
Анреп всегда носил кольцо на цепочке на шее, но когда цепочка порвалась, он положил кольцо в шкатулку, где хранил ордена и другие ценные вещи. В Англии в 1944 г. он подходил к своей студии во время артналета, когда около нее взорвалась бомба и разрушила её. Анреп потерял сознание, а когда он очнулся была уже ночь, шкатулку нашел, но она была взломана и пуста. Вcю жизнь он сожалел об утрате кольца. Вот, что пишет Анреп об этой утрате:
"Опять война. Она застала меня в Париже, но я бежал от немцев в тот день, когда они входили в город, добрался до Лондона через две недели кружным путем. Немецкие бомбы упали совсем близко от моей студии и разрушили ее. Я потерял сознание, но отошел и выбрался. Это случилось ночью. Не могу найти драгоценного ящичка. Боже! – как я рад – вот он! Но что же это? Он взломан и пуст. Злоба к ворам. Стыд. Не уберег святыни, слезы отчаяния наполнили глаза. Почему я не дал кольцо на сбережение в банк? Потому что я хотел иметь его при себе, как пленника, которого я мог видеть, когда хотел. Но я уехал в Париж и не беспокоился о нем. Нет, вина моя, нечего и говорить! Что я скажу, если Анна Андреевна спросит?"
Портрет А.А. Ахматовой художницы Ольги Делла-Вос Кардовской 1914 г.
Здесь на левой руке Ахматовой предположительно запечатлен перстень, описываемый Борисом Анрепом - золотое кольцо ровной ширины с черной эмалью и золотыми ободками, а также бриллиантом в центре.
Спустя почти 50 лет в Париже состоялась последняя встреча Анны Андреевны с Борисом Анрепом. Судьба подарила им еще одно свидание. Анреп помнил Ахматову «очаровательной, свежей, стройной и юной», а увидел «Екатерину Великую».
Разговор не клеился, он задавал глупые, банальные вопросы, а сам думал только об одном: «А вдруг спросит о кольце, что ей сказать?». Но она не спросила. Встреча не удалась. По возвращении на вопрос одного из друзей, Виталия Виленкина, о встрече с Анрепом Анна Андреевна ответила: «Встретились, и это было очень страшно. Ведь прошло пятьдесят лет!» А через два месяца Анна Андреевна скончалась в Москве, это был 1966 год.
II. ЧЕРНЫЙ ПЕРСТЕНЬ ГУМИЛЕВА
Однако существовал еще один перстень, подаренной юной Ахматовой ее первым мужем Николаем Гумилевым. Об этом факте я прочитала в многочисленных воспоминаниях об Анне Андреевне. В отличие от многих сокровищ, которые она легко раздаривала, черный перстень Ахматова не отдала никому и носила всю жизнь. Позируя, она старалась так положить руку, чтобы перстень был виден.
Есть версия, что на ее последнем прижизненном портрете, который писал с нее не только замечательный талантливый актер, но еще и художник Алексей Баталов, изображен именно этот перстень.
Портрет А.А.Ахматовой кисти Алексея Баталова
III. ПЕРСТЕНЬ С СИНИМ АГАТОМ
И третий перстень, но уже с темно-синим агатом она подарила своей подруге - поэтессе Марии Сергеевне Петровых. Ахматова говорила, что если с владельцем вещи, которую подарили случалось несчастье, то и вещь портилась, появлялись трещины, сколы. Часто это было связано со смертью хозяина вещи. В 1966 г., когда Ахматова лежала в больнице с первым инфарктом, на перстне Марии Сергеевны появилась первая трещина. В марте того же года Анны Андреевны не стало. Перстень нечаянно упал на пол, кусочек камня отлетел (Л.К.Чуковская "Записки об Анне Ахматовой").
К сожалению, нашлась только такая фотография этого перстня.
Магия поэзии Анны Ахматовой распространяла свое влияние на саму жизнь и даже на мир ее вещей. Перстень с темно-синим агатом в золотой оправе хранился долгое время в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Петербурге, куда его передала Арина Витальевна Головачева, дочь поэта Марии Сергеевны Петровых.
Я видела этот перстень в конце 80-х годов, когда посещала дом-музей Ахматовой в Петербурге. Меня тогда поразила сама атмосфера музея. Попав в квартиру с длинным коридором по кругу и множеством комнат, ты сразу попадаешь в эпоху людей, которые там жили, любили, радовались, страдали, терпели лишения...
Но в этот раз, будучи в Петербурге, я как всегда зашла к Анне Андреевне, и случайно узнала о давней и совершенно возмутительной истории - перстень похитили вместе с огрызком карандаша, которым Ахматова делала правки стихов, воспользовавшись тем, что личные вещи Ахматовой тогда не были защищены витриной. Теперь каждый предмет не только надежно закреплен - но и под широким стеклом на всю длину стены. Там же сейчас можно увидеть и крест, подаренной Анне Андреевне Борисом Анрепом.
Ниже мои фотографии квартиры Анны Андреевны Ахматовой в Фонтанном доме.
И друзья, вы, наверное мне не поверите, но пока я писала эту историю, разыскивая и подтверждая факты в интернете - неожиданно нахожу на одном из сайтов эту фотографию! Обратите внимание на подпись под фотографией!!! "ЧЕРНЫЙ ПЕРСТЕНЬ АННЫ АХМАТОВОЙ"!
Ничего вам не напоминает?? Это моя рука и перстень действительно с черным камнем, который уже давно купили в этом моем магазине!!! А "творческие люди" с сайта под названием ALIMENTOLA использовали мою фотографию для своих целей, назвав перстень "Черным перстнем Анны Ахматовой"!!!
Вот так плодятся мифы и легенды, а также множатся "черные перстни Анны Ахматовой"! Как вам это? Кстати, на фотографии в нижнем правом углу заметен логотип Vintagevia.livemaster.ru )
Вот, теперь я точно верю в мистическую силу незабвенной Анны Андреевны Ахматовой!
Весточку от нее получила, пока вам писала историю и пыталась разобраться в жизненных хитросплетениях великой Акумы! Так звали Анну Андреевну домашние, когда Анна Андреевна была замужем за Шилейко. Акума - в японской мифологии - злой дух огня))
Вот такая история получилась про кольца и перстни с черными камнями Анны Андреевны Ахматовой!
Всех благ!
Ваша,
V.V.