Античные страсти и перламутровая невозмутимость. Да, если хочешь отгородиться от мира, то большая камея с бесстрастным профилем может превратиться в весьма прочную стену замка.
24. «Любовь Яровая» (Виктор Турбин, 1977)
Замечательный фильм-спектакль по пьесе Константина Тренева «Любовь Яровая». Яркая героиня второго плана – секретарша Павла Панова в исполнении Аллы Демидовой. Одна только фамилия этой актрисы предполагает изысканность на экране. О, да! В первой части фильма её героиня носит громадную камею (кстати, обратите внимание, как она нестандартно прикреплена к блузке). Весь её образ напоминает Анну Ахматову с портрета кисти Ольги Делла-Вос-Кардовской 1914 года. Интересная рифма – ведь это время уже не Первой мировой войны, уже в разгаре революция, Гражданская война, красный и белый террор, но героиня Пановой настойчиво сохраняет дореволюционный облик. Конечно, неслучайно. Возможно, приглашение на эту роль Аллы Демидовой и обозначило эдакую отмену времен, законсервированность Пановой в ушедшей, изгнанной эпохе. За два года до съемок «Любови Яровой» состоялась премьера спектакля «Вишневый сад», в котором Демидова играла Раневскую. Позже Алла Сергеевна рассказывала, что несколько лет Раневская присутствовала во всех сыгранных ею ролях – в том числе и в «Любови Яровой».
Павла Панова, как и Раневская, осколок рухнувшего мира. Но это очень острый осколок, который может очень больно резать, иногда даже смертельно. И в этом Панова уже далеко не Раневская - волей обстоятельств она превратилась в Немезиду. Её характер, её повадки блестяще оттеняются подобранными аксессуарами, в первую очередь громадной портретной камеей с бесстрастным перламутровым профилем. Камея – это отсылка к античности. И Панова, которая ни с кем и только сама за себя, именно что с античной изобретательностью, коварством и безжалостностью олимпийских богов существует в обстоятельствах, которые никакого выживания, кроме случайного, вообще не предполагают. Более того, ей удается управлять ситуацией! Отгородившись от пылающего мира камеями на воротнике и на перстнях, завесив его от себя норковой горжеткой и шифоновой накидкой, отменив для себя послереволюционное месиво, Панова выходит победительницей - во всяком случае, в собственных глазах. Как и было заведено у олимпийских небожителей.
©
кадры из фильма-спектакля «Любовь Яровая» (Виктор Турбин, 1977)
Ольга Людвиговна Делла-Вос Кардовская (1875, Чернигов - 1952, Ленинград). Портрет Анны Ахматовой (1914). /фото взято в открытом доступе/