Какое коварное украшение! Камея – как карнавальная маска. Но она ничего не скрывает, наоборот, попытки выдать себя за кого-то другого а очевидны всем.
19. «Из жизни отдыхающих» (режиссер Николай Губенко, 1980)
Курорт в тумане, курорт в дыму. Тот дым не настоящий – киношники постарались. Герои фильма тоже напускают туману и выглядят не теми, кем являются на самом деле. В осеннюю Ялту они приехали пожить не своей жизнью. Откуда взялись все эти ВиктОры, Алексы, НадИны, Марго? Из своих собственных снов.
Самая обескураживающая героиня здесь – Марго, она же Маргарита Серафимовна. Роковая дама из общества. Из высшего общества, разумеется - ведь она всё знает о хороших манерах, о безупречном вкусе, она нещадно критикует всё и вся и носит большую камею - украшение аристократов. Парвеню на выезде – прекрасная работа изумительной актрисы Марии Виноградовой. А помогли ей добавить красок характерные аксессуары – большой флакон дорогих духов, бархатные платья и избыточные украшения: слишком много перстней, необычные часы-кулон, еще один громадный кулон, и наконец, гарнитур с камеями за завтраком. Только кто ж её осудит за такую нарядность среди облезлого антуража – понятное желание добрать светскости, особенно если не живешь в ней постоянно, а наблюдаешь со стороны. Как бы Марго ни старалась примоститься повыше, сразу понятно, что к высшему свету она не имеет никакого отношения. Ну, разве только как наблюдательница. Готовые фразы, заученные мысли, что-то скопировала, кому-то подражает – скорее всего, она парикмахерша или косметичка в престижном салоне (вроде героини фильма «Время желаний» - косметички, которая представлялась дизайнером и высматривала в доме отдыха своё счастье). «И всё-таки у них, у бедняжек, совершенно отсутствует вкус» - Марго дважды повторяет эту безапелляционную фразу, в начале и в конце фильма. Наверное, когда-то услышала её от какой-то очень авторитетной дамы и сделала своей фирменной. Марго так хочет походить на своих высокомерных светских клиенток – а светский мир отражается в образе Марго, как в кривом зеркале. Хотя зеркало не такое уж и кривое, просто эта ходячая карикатура очень яркая.
Николай Губенко хотел снять парад пошлости – у него всё получилось. Испепеляющий дотла взгляд художника – вот откуда тот пепельный колорит фильма, вот откуда тот дым.
©
кадры из фильма «Из жизни отдыхающих» (режиссер Николай Губенко, 1980)