Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Немного о кокошниках

Немного о кокошниках

Виды творчества:   Разные виды творчества
Немного о кокошниках | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

По следам мастер-класса "Повседневный кокошник" МариКо (Marina Kostina).

В копилку рукодельницы.

Доброго времени суток, друзья. Восхитившись публикацией и мастер-классом Марины Костиной, посвященными старинному кокошнику Орловской губернии, я вспомнила о фотографиях разных головных уборов, которые потихоньку накапливаются у меня в архивах.

Иногда мне становится немного жаль, что наша современная суматошная жизнь вытеснила из повседневного быта "неудобные", но такие красивые и РОДные вещи, как рубаха, понёва, сарафан, кокошник. Как хороши были девушки и женщины в народных костюмах, подчёркивающих, а не прячущих женскую красу. Да, кокошник не сочетается с джинсами и топиком, но помечтать-то можно!

Кстати, в 1872 году русский император Александр II принял эпохальное решение о создании Исторического музея, а к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых  император Николай II устроил костюмированный бал (в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года) — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих.

Причём Николай II рассматривал этот бал не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,— записал Николай в своём дневнике.

Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, а некоторые из них сохранились в фондах Эрмитажа. На просторах Интернета можно найти статьи, посвящённые этому балу и фотографии костюмов.

К сожалению, настоящих народных костюмов (не маскарадных) сохранилось не так много и разбросаны они по разным музеям. Встреча с каждым из них - целое событие. Поэтому фотографий в этой публикации представлено не так много, как хотелось бы...

 Справка: Замужним женщинам в России полагалось закрывать волосы - чтобы не сглазили. Поэтому они носили закрытые головные уборы, например, кокошники в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы. К очелью обычно крепилась налобная сетка из жемчуга или рубленого перламутра. Кокошники делали из дорогих материалов - шелка, бархата, парчи и украшали жемчугом, позументом, камнями, а также вышивкой золотыми нитями. Девицам же разрешалось носить так называемые венцы, оставлявшие волосы открытыми.

Википедия нам говорит, что произошёл Кокошник от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска.

По конструкции выделялись несколько видов кокошников, каждый из которых был характерен для определённых территорий. Например:

Однорогие кокошники:

кокошник

Двурогие кокошники:

головной убор

Цилиндрические "шапочки" с плоским донышком (надевались обычно с платком, сложенным на угол):

женский головной убор

Кокошник с плоским овальным верхом, выступом над лбом и лопастями над ушами, также надевался с платком (обычно белым, украшенным золотой вышивкой):

Кроме кокошников носили и другие головные уборы: кика, сорока, моршень, повойник и т.д. Думаю, среди представленных на фото они есть.

Ну, а теперь сами фотографии. Приятного просмотра!

И костюмы полностью, с головными уборами вместе:

Художники тоже не обошли своим вниманием кокошники:

Надеюсь, вам было не скучно.

Ваша Татьяна

Фото сделаны в музеях разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Углича.

Я тоже не удержалась, примерила парочку (правда, это был "новодел" для фотосессий). Но вот салоп на мне - самый настоящий!

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email