Меццо-тинто (в переводе с итальянского означающее «полутона») или «чёрная манера» — процесс создания гравюр на металле, относящийся к группе техник глубокой печати. В отличие от офортной печати, изображение образуют не линии, а тонкие градации света и тени. Мастер выглаживает светлые участки на шероховатой поверхности доски.
Техника меццо-тинто.
Сначала подготавливают медную пластину — полируют, а затем придают ей характерную шероховатость. Этот долгий и трудоёмкий процесс происходит с помощью качалки (гранильника) — широкого полукруглого Т-образного инструмента с ручкой. Ритмично и многократно перемещаясь по пластине, качалка создаёт характерную текстуру («заусенцы»), в которых будут удерживаться чернила. Если напечатать пластину на этом этапе, получится сплошное поле насыщенного бархатисто-чёрного цвета.
Затем, используя шабер (треугольное лезвие, закрепленное в рукоятке ножа) и гладилку (тупой инструмент с твёрдым и гладким закруглённым концом), художник сглаживает определённые участки доски. Тем самым он регулирует их способность удерживать краску, то есть создаёт градации тона — обработанные участки будут на оттиске светлее, чем шероховатые, а полностью отполированные не удержат чернила и станут белыми. Поверхность законченного рисунка покрывается чернилами, излишек которых удаляется. На пластину кладут увлажнённый лист бумаги и пропускают через пресс под слоем защитного войлока.
Поскольку выемки на пластине неглубокие, напечатать можно только ограниченное количество копий. Обычно после одной - двух сотен хороших изображений качество тона ухудшается из-за того, что давление печатного пресса сглаживает рисунок. Ценители предпочитали ранние оттиски, которые были получены от первоначального зернения.
Интересные факты о меццо-тинто.
- Технику разработали во второй четверти XVII в. в Амстердаме два иностранных художника — немецкий подполковник Людвиг фон Зиген и изгнанный богемский принц Руперт Рейнский — причём независимо друг от друга. Последний, судя по всему, изобрёл качалку и привёз этот метод в Англию, где он стал настолько популярен, что получил ещё одно название — «английская манера».
- Первой в истории гравюрой меццо-тинто считается портрет Амелии Элизабет, графини Гессен-Кассельской, выполненный фон Зигеном примерно в 1642 г. методом «от светлого к тёмному». Творческое наследие фон Зигена включает всего 7 гравюр, но никто не оспаривает его первенство в изобретении этой техники.
- Первым профессиональным гравёром, который популяризировал эту технику в Европе в середине XVII в., стал Валлеран Вайлант - фламандский портретист и гравер, старший из пяти братьев-художников. Он был помощник ом принца Руперта. Широко известен портретами немецких и французских монархов, в том числе Людовика XIV. Говорят, что Вайлант, по неосторожности, раскрыл секрет меццо-тинто сыну своего медника и невольно сделал эту технику широкодоступной.
"Женщина чистит груши", автор Валлеран Вайлант, сер.XVII в.
- Примерно с 1750-го по 1820 гг. британцы увлечённо коллекционировали гравюры меццо-тинто. Одни стремились сделать как можно более полное собрание по определённой тематике, другие были нацелены на идеальное качество первых оттисков. Специально для них художники и печатники подписывали первые гравюры или помечали их особыми знаками.
Галерея гравюр меццо-тинто.
А теперь небольшая подборка гравюр в технике меццо-тинто, которые мне удалось отыскать.
- Уильям Уорд (1762-1826), английский гравер.
1781 г.
1797 г.
- Джон Смит (1766-1833), английский гравер.
- Джеймс Уотсон (1739-1790), ирландский гравер
Томас Уотсон (1750-1781), английский гравер.
- Джеймс МакАрделл (1729-1765), ирландский гравер.
- Томас Фрай (1789-1843), британский гравер.
- Альфред Дж. Скримшир, 1904 г.
- Джон Сартейн (1808-1897), английский гравер.
- Charles Edward Wagstaff, William White 1830 - 1850