«Онгон» - это монгольско-бурятский термин, обозначающий идола, священное изображение .
Распространенный в Сибири культ онгонов подразумевает поклонение «домам» ( вместилищам-ловушкам для духов ) с целью контакта со священным миром . Злые духи не имеют для себя удобного жилища и пищи. Если им это предоставить, то у них не будет поводов вселяться в людей .Это не отношения «человек – бог» , это партнерский договор , от идола ждут помощь в обмен на почитание, если он не помогает , то договор расторгается , и изображение можно бить, растоптать, лишить кормления .
Изначально объектами поклонения были чучела зверей, затем их заменили скульптурные изображения из дерева, камня, кости, кожи , металла, травы, земли , с добавлением шкур, шерсти ,перьев.
Зооморфные идолы.
Вокруг полно духов, способных вредить человеку, забраться внутрь и грызть его изнутри , они часто похищают души и затем подвергают пыткам ( привязывают к дереву, бросают в холодную и горячую воду – так объясняются страдания больного) .
Духи хотят, чтобы им предложили привлекательные вместилища на продолжительное время - иначе дух может легко вернуться в больного человека.Если человек уже заболел, то обращались к опытным людям, знающим как изготавливать идолов, как переманить болезнь в изображение, как их чествовать и чем их кормить.
Если это не помогало, то обращались за помощью к шаману . Шаман мог испугать духа, выманить его, отогнать . Шаман вступал в переговоры с духом болезни , делал новых идолов и убеждал духов переселиться в них .
Одним из древнейших обычаев считается передача болезни живому животному , затем отпускание его на свободу / принесение в жертву .В якутском камлании для больного шаман кричит сидящему в человеке духу болезни «Тебе какое животное надо? Только скажи мне ! Оставь больного!»
Шаман мог договориться о выкупе-компенсации , обменяв душу больного человека на душу жертвенного животного ( либо на душу враждебного ему шамана, к примеру) . Дух иногда долго «торговался» с шаманом, но переговоры заканчивались плодотворно : необходимое животное указывалось , шаман хватал похищенную душу больного и прятал ее , например, в шапку, которая сразу надевалась больным.
Целое животное можно было заменить частью: больного трижды обводили вокруг черепа животного ( раскрашенного и декорированного куклами на палочках) лежащего на дороге , затем уводили прочь не оглядываясь , чтоб болезнь не вернулась .
Для разных болезней делали разные зооморфные идолы – частично это было связано с особенностями животного - при коликах изготавливали фигуру ежа( или колючей рыбы) .При боли в руках и после родов нужна была фигура медведя , при болезни горла и спины - изображение змеи , при высокой температуре – идол в виде барса .
Следует заметить, что для изображений-идолов свежие деревья были непригодны, так как в них есть свой дух, который не пустит второго духа. Самый простой вариант идола – вырезанный из ткани( кожи) , либо нарисованная фигура.
Для переселения болезни к больному прикасались непосредственно идолом , либо смахивали болезнь с человека на изображение специальной «метелкой» с конским волосом или прутиком с кусочками меха лисы .
Для удачи в охоте крупные изображения животных размещались за селением, небольшие фигуры ы нашивали на одежду, мелкие( когти,зубы ,клыки) использовали как амулеты. Главная функция – не распугивать дичь, не мешать промыслу, охранять от нападения хищников. Фигурки из теста( козлов, маралов) оставляли в тайге – для возрождения этих зверей, это был «готовый материал» для вселения душ животных .
Материал из нашей книги "Тропы сибирского шамана"