С блокнотом на бал: история карне

С блокнотом на бал: история карне | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Русский бал XVIII-XX ст. со всей его пышностью и блеском проведения, представлял собой некое событие с определенной культурой и манерой поведения,  великолепной музыкой и танцами, и, безусловно, потрясающей бальной модой. Императрица Екатерина II, неоднократно посещавшая светские балы, любила говорить: “Народ, который поет и пляшет, зла не думает”. Поистине, балы были самыми яркими и зрелищными придворными развлечениями минувших столетий.  В XVIII-XIX вв. дама, отправляющаяся на бал, имела при себе маленькую записную книжечку, так называемый бальный блокнот (от франц. carnet de bal). В литературе также встречается еще одно название этих блокнотов – агенды.

блокноты

На любом балу было около 20 различных танцев. Так вот, именно в эти блокноты дамы записывали всех кавалеров, которые изъявляли желание танцевать с ними, дабы избежать путаницы в очередности. Кавалеры подходили с просьбами записать их на тот или иной танец. Если карне дамы был “расписан” на все последующие танцы, партнеры могли смело приглашать других барышень, чьи блокнотики имели пустующие странички. Считалось дурным тоном демонстрировать записи своей бальной книги, полностью заполненной мужскими именами тем дамам, которые получили совсем немного приглашений от кавалеров.

история

Дамские карне порой были настоящими произведениями искусства. Они представляли собой маленькие коробочки из дагоценных металлов, украшенные камнями, росписью, орнаментам или гербом владелицы. Внутри карне находились пластины из слоновой кости, на которых, собственно, и делались записи имен кавалеров. Эти пометки можно было легко стереть при помощи влажной салфетки. К блокноту на цепочке прикреплялся небольшой карандаш.

бал

Карне изготавливали самых необычных форм. Иногда внутри располагалось отделение для косметических средств.

Бальный блокнот было удобно носить на веерной цепочке, иногда его прикрепляли к лифу. Позже в аристократических кругах появилась специальная цепочка – шатлен для различных аксессуаров: с помощью нее дамы носили ножницы, часы, ключи и, конечно, карне. Знатные и богатые барышни украшали свои шатлены бриллиантами и золотом.

carnet6

В последствии бальный блокнот превратился в некое доказательство любовных утех. Особо популярные барышни, чьи карне были переполнены записями старались как бы невзначай показать их тем дамам, которые стыдливо прикрывали ладошкой пустующие странички своих блокнотов.

carnet3

Позже карне стали намного проще. Бумажные бальные блокноты получали все желающие в самом начале бала с определенным числом страничек – количеством танцев на балу

Бал XVIII-XX вв. - это несомненно место встречи, знакомства и общения. Это роскошь, очарование и красота дам, честь и достоинство кавалеров. Как вы думаете, как бы выглядели бальные блокноты в наши дни? Возможно Вы знаете мастериц, которые их изготавливают? Да и вообще, реально ли иметь такой блокнотик, посещая ночные клубы и вечеринки сегодня? Представьте себе, сидит девушка, пьет коктейль, тут молодой человек на танец пригласил: она неспешно достает карне и говорит: "Извините, но все танцы у меня на этот вечер расписаны";)

Комментарии (13)

Боже, чего только не было в истории человечества! Про шатлены читала как про рукодельный аксессуар, но чтоб там еще и расписание танцев на вечер носили... впервые слышу!

...Представляю современную вечеринку с предварительной записью.... что на прием к доктору....{#}

Какие красивые вещички! Спасибо за дополнительные знания::))
Katze 23.07.2013

Спасибо за интересную информацию. Я даже не подозревала, что существовали такие блокноты, и всё гадала: "Как же дамы запоминали, с кем и какой танец они танцуют?.."{#}

Надо же..я читала про них, но представляла их совсем по-другому.. Спасибо, что показали! {#}

nzwool 23.07.2013

Что за прелесть!))))

Best planners ever 23.07.2013

Век живи век учись, сама делаю блокноты, а про такое чудо впервые слышу, позор мне))) Спасибо что просвятили, очень инетерсно!

Наверно маленькие блокнотики можно использовать для этих целей)

А как же бедные кавалеры не путались? :)

Так вот откуда выражение -" записной кавалер" появилось !
Olga (hobby-patch) 23.07.2013

У нас все в мобильниках и планшетах. Нынче на них чехольчики делаются. Жаль только, танцевальных очередей не наблюдается...

Надо ввести моду на подобные записи в ночных клубах{#} спасибо за публикацию. очень интересно!!!!

Показать все