Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Галерея живописи и графики > Великие мастера > "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи

Великий итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519)

художник

Одно из прославленных произведений Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в доминиканском монастыре Санта Мария деллe Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане - была выполнена между 1495 — 1497 годами.

 Кисть Леонардо запечатлела последнюю совместную трапезу (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (Страстной пятницы) крестной смерти Христа.

Размер фрески 460 x 880 см, смешанная техника.

художники

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи (1495-1497) до реставрации

К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Считается, что “Тайная вечеря” привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно, и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание.

Обдумывая замысел "Тайной вечери", Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: "Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление..." В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.

живопись

Нельзя не поражаться гениальной простоте решения фрески, ее строгой организованности. Удивляет почти стереоскопическая перспектива, обладающая абсолютной убедительностью - убедительностью математической формулы. Когда чуть прищуришь глаза и пропадает ощущение стертости красок, кажется, что перед тобой реальное, но удивительно закономерное, «разумное» пространство, спокойствие которого подчеркивает драматическую напряженность разворачивающейся в нем сцены.

«Тайная вечеря» — первое в истории искусства произведение, обладающее драматическим единством, создающим ощущение развития, изменения, нарастания и успокоения человеческих чувств, которые в каждой из фигур выражены с поразительной ясностью и цельностью.

Кажется, только что царил полный покой. Но вот Христос, спокойно и с оттенком покорности разводя руками, произнес слова: «Один из вас предаст меня»,— и в тот же миг все изменилось. Отшатнулся от учителя и печально поник Иоанн, отпрянул пораженный Иаков Старший. Их движения выдают то первое потрясение, когда человек еще не в состоянии разобраться в случившемся. Ближе к краям фрески это расходящееся движение замедляется, лица апостолов становятся все более сосредоточенными, их жесты — вопрошающими. Наконец, две кажущиеся особенно массивными и большими фигуры апостолов—Варфоломея (слева) и Фаддея (справа) — ритмически останавливают идущее от центра смятенное движение; в их лицах сосредоточенность осмысления случившегося перерастает в стремление высказать к нему свое отношение. Инстинкт сменяется мыслью, мысль рождает потребность действовать.

Апостол Варфоломей уже приподнялся со своего места, весь подавшись вперед.

И движение в удесятеренном, уже порывистом ритме катится обратно к центру композиции, к Христу. Справа юный Филипп подался вперед, вопрошая учителя, не его ли тот подозревает, и в то же время прижимая руки к груди, как бы желая показать свою готовность отдать за него жизнь. «Если тебе грозит опасность, то вот я — пусть она обрушится на меня», — как будто говорит это исполненное чистой преданности движение.

Слева виден неистово бросившийся к Христу Петр, думающий не о жертве, а о возмездии неведомому предателю.

Напряжение нарастает.

Но вокруг Христа — свободное пространство, особо заметное в этой фреске, где фигурам довольно тесно. За его спиной в просвете окна тихий, голубовато-зеленый пейзаж, сероватое, задернутое столь характерной для Ломбардии пасмурной дымкой небо, спокойная и чуть грустная гармония природы.

Леонардо выделил фигуру Христа и перспективным построением (голова Христа находится почти в точке схода основных перспективных линий, она лишь чуть сдвинута вправо), и ритмической цезурой, и рамой окна, и пейзажным фоном. Однако он не ограничился этим. Ближайшее к фреске окно трапезной (все окна расположены слева от фрески) отстоит довольно далеко от угла, и таким образом свет из него всегда, в любую погоду и в любое время дня, падает на центр фрески, оставляя менее освещенными боковые фигуры.

Все это не только выделяет фигуру Христа, но и создает вокруг него какую-то совсем особую эмоциональную атмосферу, отличную от той, в которой находятся апостолы, и в какой-то мере недоступную им. Зритель не может не испытывать ощущения особой свободы именно этой фигуры, ее движений и положения в пространстве фрески. Здесь сочетаются покорность судьбе и в то же время почти неуловимый оттенок властвования над ней. В спокойствии Христа есть что-то такое, что заставляет воспринимать его как «дирижера» собственной трагедии, необходимая закономерность которой доступна только его мудрости. Леонардо раскрывает трагедию «Тайной вечери» в сопоставлении грандиозных характеров, и именно поэтому она обретает оттенок бестрепетности перед неизбежным. Христос будто сам решает свою судьбу. Вот почему он не удостаивает взглядом Иуду, отшатнувшегося в страхе, но со злобной решимостью глядящего на него, и не хочет ответить на вопросы и чувства учеников. Вот почему все страсти апостолов возвращаются к Христу, в нем как бы получают свое мудрое и высокое человеческое очищение.

Правда, время и многочисленные невзгоды, выпавшие на долю творения Леонардо, сделали невозможным сохранить что-нибудь большее, нежели поблекшую тень созданного им. И все же оставшегося достаточно, чтобы глубоко потрясти каждого. 

Долгое время гениальная работа находилась на реставрации. Для реконструкции произведения использовались самые последние технологии, позволившие постепенно убрать слой за слоем. Таким образом, были сняты вековая затвердевшая пыль, плесень и всевозможные другие инородные материалы. Причём скажем прямо, от оригинала, в течение 500 лет было потеряно 1/3 или даже половина первоначальных красок. Но общий вид росписи намного преобразился. Она как бы ожила, заиграв весёлыми, живыми красками, которыми одарил ее великий мастер. И, наконец, весной 26 мая 1999 года, после реставрации, длившейся 21 год, произведение Леонардо да Винчи было вновь открыто для всеобщего обозрения. В городе по этому случаю устроили большой праздник, а в церкви - концерт.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи (1495-1497) после реставрации
Чтобы предохранить эту деликатную работу от повреждений, в здание, через специальные фильтрующие устройства, поддерживаются постоянная температура и влажность воздуха. Вход производится не более 25 человек, каждые 15 минут. Входной билет необходимо заказать заранее.

ЛЕГЕНДА О ТОМ, КАК ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ПИСАЛ "ТАЙНУЮ ВЕЧЕРЮ"

Когда Леонардо задумал сюжет

Прощания Божьего Сына,

Он знал, что ещё пролетит много лет,

Пока он закончит картину.

Ведь цель Леонардо была непроста -

Раскрыть исключительность этой минуты -

Добро, заключённое в лике Христа

И зло, заключённое в роже Иуды,

А люди, чья вера - лишь тонкая нить,

Всё это увидеть сумели.

Но, чтоб этот замысел в жизнь воплотить,

Нужны ему были модели.

Он всюду искал подходящие лица,

И долго не мог их найти.

Но,  как-то он  в храме решил помолиться,

Туда заглянув по пути.

И там, на ступенях церковного хора,

Как будто сама чистота,

Стоял один юноша, певчий собора,

С улыбкой и взглядом Христа.

Прошло с этих пор уже целых три года,

Но мастер спешить не любил.

Поэтому было таких и немного,

Кто истинным гением слыл.

К концу подходила почти уж работа,

Осталось лишь сделать одно -

На проклятом месте Искариота

Всё так же белело пятно.

И вот, как-то раз, со своими друзьями

Шёл мастер под вечер домой,

И видит, как с пьяным, глухим бормотаньем

По узкой ночной мостовой,

Идёт человек, очевидный мерзавец.

Едва на ногах он держась,

О чём-то орал, непотребно ругаясь,

Шатаясь и падая в грязь.

Он был молодой, но души его прах

Всосала ужасная пропасть

Пороков и зла, и читалась в глазах

Иуды змеиная подлость.

И тут же художник велел притащить

Пьянчугу к нему в мастерскую.

И там он, задумчиво взявшись за кисть,

Помедлил минуту-другую,

И начал поспешно на фреску бросать

Черты рокового портрета -

Продажность, предательство, похоть, азарт,

Связав воедино всё это...

Пока Леонардо работал над фреской,

Пьянчуга слегка протрезвел,

Увидел картину, отпрянул вдруг резко,

И стал он белее, чем мел.

В отчаянье голову сжал он руками

И хрипло, неслышно едва,

С трясущихся губ, вперемешку с рыданьем,

Слетели такие слова, -

Три года назад, да, я вспомнил, когда

Я был ещё чист и невинен,

Какой-то художник Иисуса Христа

Писал с меня в этой картине.

                   2004г. Цыкало Сергей Анатольевич (оживший миф)

{#}

Источники: Интернет, http://volkovagp.livejournal.com/137183.html, http://smallbay.ru/artreness/da_vinci09.html, http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница, В.Н. Прокофьев, По Италии, «Искусство», М., 1971.

ИНФОРМАЦИЮ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ 
МОЖНО ДОПОЛНЯТЬ В КОММЕНТАРИЯХ!

{#}

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email