Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество > Свободное общение и взаимопомощь > Красота, здоровье, спорт > Гигиена в 19м веке

Гигиена в 19м веке

Гигиена в 19м веке | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

«Настоящий француз должен мыться дважды в жизни: при рождении и смерти» - король Франции Людовик XIV (1638-1715). Руские послы при дворе Людовика XIV писали: «их величество смердит аки дикий зверь».

Забудьте фантастические фильмы и романы, подобье «3-Х мушкетеров» с прекрасными дворцами, дамы, кавалеры, пышные приемы… на самом деледо XIX века в Европе царили ужасающая дикость и смрад. Вот что писала княжна Анна своему отцу, приехав во Францию: «В какую варварскую страну ты меня послал. Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны…».

Гигиена в Европе

Ванна. В XV-XVI веках европейцы мылись 1-2 раза в год. В XVII-XVIII вв. вообще перестали принимать ванны. Христианские проповедники приказывали ходить в тряпье и никогда не мыться, утверждая, что таким образом можно достичь духовного очищения. Уход за телом считался грехом, ибо можно смыть с себя святую воду к которой прикоснулся при крещении.

Медицинский трактат XV века предупреждал: «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызывать болезни и даже смерть». В конце XIX века доктор Ф.Е. Бильц в книге «Новое природное лечение» уговаривал людей начать мыться: «Есть люди, которые не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна».

Парик. Грязных европейцев съедали блохи и вши, поэтому многие брили головы наголо и одевали парик. В пышные парики закладывали блохоловки (приспособление с приманкой – кусочек меха, пропитанный кровью). Еще одной причиной популярности париков была эпидемия сифилиса - парик прикрывал сифилитическое облысение.

Одежда. Аристократы под изысканными нарядами носили шелковое белье. Его популярность объясняется тем, что в скользкой материи не водились вши и блохи, им не за что уцепиться. У бедняков не было сменного белья (слишком дорого стоило) и одежду стирали редко. Тем более ходить в рванье и кормить вшей считалось «христианским подвигом». Вшей называли «Божьими жемчужинами», искать их друг на друге, как обезьяны – значит выказывать свое расположение. В Версале и Лувре был специальный паж для ловли блох короля.

Кровать. Над кроватью обязательно был балдахин (навес). В Европе балдахин служил защитой от клопов, чтобы с потолка не сыпались.

Туалет. Туалетов «цивилизованная» Европа долго не знала, справляли нужду, где придется. Например, в Лувре весь двор, каждая аллея были завалены тысячами кучек, оставленных как жителями, так и ежедневными посетителями. Встречается информация, что опорожнялись даже на лестницах, балконах и в коридорах. Знатные жильцы периодически выезжали из Лувра, чтобы дворец почистили и по возможности проветрили.

ванная, гигиена, ванная комната, аристократы, европаЖители парижских многоэтажек выливали помои в окно, нередко на головы прохожим, поэтому европейцы носили шляпы с широкими полями (стряхнул и дальше пошел). Улицы были настолько завалены дерьмом, что в распутицу по ним невозможно было пройти. Считается, что именно по этой причине во многих немецких городах появились ходули - «весенняя обувь», без них передвигаться было невозможно. Даже когда до европейцев дошло, что туалеты лишними не будут, они начали строить их не как полагается с выгребной ямой, а пристраивали с внешней стороны домов – все «удобрения» падали на головы зазевавшимся прохожим.

Прощай немытая Европа. Посетив Париж и Амстердам, Петр 1 велел построить бани для сопровождающих его солдат, а в XIX веке руская армия понастроила бани во всех освобожденных от Наполеона странах.

«Руские - самый чистоплотный народ, потому что каждую неделю моются в паровой бане» - Уэллеслей Ф.А. (1844-1931)

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email