> Журнал > Публикации > Занимательные истории > Поверья и предания о самоцветах (Раухтопаз)

Поверья и предания о самоцветах (Раухтопаз)

Бижутерия своими руками > Ювелирное искусство

....Завораживающие слоги мантр, что тихонько выпевает себе под нос полуобнаженный худой человек в белом тюрбане, складываются в единую мелодию, словно придуманную в ином мире. Здесь никого нет, кроме него – седобородого, с иссушенной индийским солнцем коричневой кожей, полностью погруженного в медитативный экстаз. Сумеречные тени заглядывают в окна старинного храма, затерянного в раухтопазджунглях, и гаснут на выщербленных временем мраморных плитах, а последние лучи заката превращают густые клубы ароматного дыма, поднимающегося от медных курильниц с сандалом и смирной, в причудливые светящиеся фигуры, танцующие вокруг сидящего в позе лотоса мудреца и обнимающие переливающийся прозрачный камень, лежащий перед медитирующим на грубом полу. Тот и сам походит на дым, застывший навеки, на воплощенный в материи сумеречный свет, золотисто-серый с лиловатым оттенком, уже ощутивший на себе прохладное дыхание ночи… 

Раухтопаз, это о нем идет повествование в верхних строках. Так что это за камень?

Раухтопаз – кристаллическая разновидность кварца.Твердость 7,0 по шкале Мооса, плотность 2,5-2,8 г/см3, прозрачен, блеск стеклянный, отчетливо выраженный плехроизм. Другие названия: дымчатый кварц, смоляк, тальянчик, цыган, шотландский топаз, дымчатый хрусталь, кернгорм, хрусталь-смазень. 

И все это он, таинственный, величественный полный безмолвия и покоя -раухтопаз.

        Священный камень Индии и Тибета, где его называют «камнем Будды», раухтопаз всегда ценился в этих глубоко религиозных и таинственных странах выше горного хрусталя – именно благодаря ему восточные мудрецы входили в трансовое состояние или обретали «нирвану», что означает полное очищение сознания и чувство абсолютного блаженства. Дымчатый кварц был частым участником медитаций и «фокусом силы», считаясь камнем созерцания и покоя, освобождающим организмдымчатый кварц от шлаков и негатива. А в мифах фигурировала волшебная чаша, вырезанная из цельного куска раухтопаза – выпив налитой в нее воды, можно было излечиться от любой болезни.

     Интересно, что история дымчатого кварца в Европе изначально шла параллельно восточным изысканиям – раньше камень этот звался кенгорм, по названию одноименной горы в Шотландии, где его находили в больших количествах. Шотландия, наиболее холодная, суровая и мистическая часть Британских островов – безусловно, подходящая арена для появления раухтопаза, который стал излюбленным украшением горцев обоих полов. В России этот камень был известен со времен Средневековья наравне с горным хрусталем,аметистом и цитрином – «кварцы» были одной из основных статей дохода уральских местных жителей, которые резали из них бусы и нехитрые поделки. Так как ярко-желтые цитрины ценились чуть выше, чем раухтопазы, русские мастера придумали оригинальный способ – кристаллы коричневого кварца со всех сторон обмазывали толстым слоем теста, а затем клали в печь смоляки запекали, будто каравай; в результате подобной своеобразной термической обработки камни светлели, золотистый цвет усиливался, а «дым» исчезал, будто его и не было, хлебное «одеяло» же защищало минерал от трещин вследствие нагревания. 

Впрочем, цвет раухтопаза хорош и безо всяких дополнительных ухищрений – камень кажется будто чуть закоптившимся от невидимой сажи, словно покрытым тонкой сероватой вуалью. Особенно ценны золотисто-коричневые кварцы со включениями волокон рутила – их еще называют «волосатиками», или «волосами Венеры»; такие камни были безумно популярны в 18-м веке, в екатерининскую эпоху, когда великосветские щеголи поверьяносили украшения с крупными волосатиками. А у князя Потемкина, большого любителя и коллекционера украшений, имелся кристалл дымчатого кварца весом в несколько килограммов – тогда раухтопаз наравне с прочими цветными «уральскими» камнями вошел в моду, им украшали табакерки, порт-букеты, кольца, ожерелья. 

Постепенно слава дымчатого кварца упрочилась, и он перестал быть исключительно вставкой для ювелирных украшений. В высшем свете в 19-м веке началось повальное увлечение мистикой, оккультизмом и культурой Востока, и тут на свет выплыли энергетические свойства камня, с которым и принялись проводить эксперименты новоявленные «медиумы» и «гипнотизеры», ведь считалось, что именно он служит связующей нитью меж миром живых и мертвых, так что спиритические сеансы никак не могли без него обойтись. В конце 19-го века, с наступлением «эры Фаберже», раухтопаз приобрел славу «поделочного материала» для бытовых изделий класса люкс – из него вырезали ручки зонтов, пресс-папье, пепельницы, небольшие статуэтки, печати и прочие вещицы, занимавшие потом законное место в доме того или иного аристократа. 

Сейчас дымчатый кварц по-прежнему используется как в виде вставок в ювелирные украшения – по большей части кольца и серьги – так и для изготовления небольших артефактов. Несмотря на то, что камень этот настолько распространен, что покупая его можно не опасаться подделки, а это в самоцветом мире – редкость, он все равно входит в большинство коллекций самых известных ювелирных Домов. Например, преданиябольшую популярность снискали коктейльные кольца с кварцевыми вставками от Louis Vuitton и подвески от Stephen Webster, украшения от Pomelatto и MIMI. Дымчатый кварц хорошо смотрится и в золоте, и в серебре, часто сочетается с драгоценными камнями, однако и в «чистом» виде он смотрится прекрасно, особенно если кристалл достаточно крупный. Помните, что настоящий раухтопаз всегда прозрачен, темный и непрозрачный или полупрозрачный кварц либо является подкрашенный горным хрусталем, либо морионом – черным кварцем, который считается камнем «тяжелым» и даже опасным для обычных людей. 

Лечебное воздействие дымчатого кварца прежде всего связано с психикой и нервной системой. Он показан гипервозбудимым и излишне эмоциональным людям, успокаивает, снимает последствия стресса, помогает выйти из депрессии. Рекомендуют его при реабилитации после попытки самоубийства или при склонности к суициду – именно дымчатый кварц может пробудить в отчаявшемся человеке желание жить, научит примириться с собой и с собственным телом. Это также один из немногих самоцветов, который может быть полезен при лечении алкогольной и особенно наркотической зависимости – страшного бича нашего времени. Кроме того, раухтопаз предохраняет от бесплодия, улучшает состояние надпочечников, печени и поджелудочной железы. 

Энергетически дымчатый кварц очень мощен и предназначен для людей сильных духом и склонных к мистическим откровениям, философов, духовных наставников, гипнотизеров, медиумов, целителей. У носящих его самоцвет вызывает иррациональное чувство ответственности за весь мир, помогает достичь высоких идеалов. Если такой камень подарить человеку эгоистичному и черствому, то он научит своего хозяина доброте и сопереживанию, избавит от неоправданной гордыни и ревности. Ясновидящие с помощью дымчатого кварца учатся взаимодействовать с Тонким миром и интересносовершенствовать свои умения, не забывая о возложенном на них долге. раухтопаз способствует более аскетическому образу жизни, словно удаляет из жизни все лишнее и наносное, поэтому он не рекомендуется тем, кто хочет вкусить всех материальных благ – это талисман людей бескорыстных и высокодуховных, желающих оставить свой след на земле, помочь окружающим. А совсем темные кристаллы дымчатого кварца ранее считались помощниками некромантов – магов, вызывающих души умерших. Астрологически дымчатый кварц подходит знакам Воздуха, а также Овну, Козерогу и Скорпиону. 

Издавна раухтопаз причисляли к «темным» камням – у наших предков было особое отношение к самоцветам цвета сумерек и дыма, в которых клубятся неясные образы, вспыхивают и тают без следа мечты и фантазии. Таких камней боялись, считая их принадлежностью магов и колдунов; перед ними благоговели, боясь порой даже прикоснуться; в их помощь верили истово, будто мрачные сумерки, скрывающиеся в прозрачныхинтересные историиглубинах, априори мощнее, нежели веселая зелень изумруда или яркая синь сапфира. Почему же так происходит – почему шерл, морион и раухтопаз вызывают священный трепет, почему йоги Индии, монахи Тибета и некроманты Европы буквально преклонялись перед застывшими сгустками «дыма», будто пришедшими из потустороннего мира? Наверное, потому что на самом деле они – самые главные помощники на тяжелом пути самопознания, и дымчатый кварц из них – самый сильный. Не стоит страшиться тьмы – она способна исцелить душу, и стать преддверием нового, счастливого рассвета. 

Ключевые слова:  

Спасибо. Очень позновательно. Заставили по-новому взглянуть на свои украшения...

Мастерская "Яркая штучка"

Рада , что Вам Татьяна пришлась по душе эта статья ,и Вы почерпнули новое

Мой камень, очень нравится. С удовольствием ношу украшения с ним.

Мастерская "Яркая штучка"

А мне, Мария он по духу, и я от него просто в восторге , столько загадочности в этом камне.

Katrinshine

Спасибо, очень интересно!

Спасибо, очень люблю раухтопаз.

Спасибоimage очень люблю раухотопазы, а за комплект с "волосатиками" как-то выложила всю наличность, что была в кошельке... не хватило маленько, но глядя в мои бешеные глаза автор сделал скидкуimage Ношу с огромным удовольствием, удивительные камни...

Мастерская "Яркая штучка"

Наталия, просто Вы и камень нашли друг друга, и хозяин Вам уступил, иначе и быть не могло.

КриSSSтина
Спасибо Людмила, очень интересная статья!!! Обожаю раухтопаз!!!image )
IrVin (modnitsa)

Меня тоже уже давно заворажвают изделия с раухтопазом, и правда в них есть что-то таинственное!!! Спасибо за статью, очень познавательная! {#}

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email