Возвращение к пройденному - уточнение разновидности гранатов.

Эту парочку гранатов я тоже уже показывал.
Японские иризирующие гранаты. После измерения их коэффициента преломления (RI = 1.78) стало ясно, что они - точно не андрадиты, как изначально представлялись... Я предлоположил, что они альмандин-пиропы, помятуя о том, что именно в Японии известны иризирующие пиропы.
Однако внимательное рассмотрение камней под микроскопом привело к изменению мнения о минеральной природе этих необычных камней.
На следующей фотографии (увеличение 15х, поляризованный отраженный свет) мы видим в освещенных фацетах какую-то разноцветную волнистоть, явно весьма равномерно распределенную структуру.
Для того, чтобы понять, что же это за структура такая, понадобился более "пристальный" (увеличение 100х) взгляд вовнутрь камня при соответствующем, проходящем, освещении.
Увиденная "картина" сразу дала ответы на все вопросы. Типичная структура, называемая "Treacle", или - "Патока". Паточные включения являются определяющим идентификатором для разновидности граната гроссуляра - гессонита. Разве что в традиционных ланкийских и танзанийских гессонитах никогда не встречается столь интенсивный трикл! Кстати, нечно подобное можно увидеть на имитации и без микроскопа. Достаточно взять баночку очень густого меда, разогреть его до хорошо текучего состояния, и вылить на прохладную слегка наклоненную поверхность. По мере стекания и остывания мед будет образовывать подобную же структуру, из-за чего этот тип включений и назвали "паточными". В гранате каждая такая "полоска натеков патоки" образована веществом с содержанием оксидов металлов, стехиометрически превышающим необходимое для образования кристаллической решетки. Вероятно, "лишнее" вещество окислов выкристаллизовалось в виде тонких пленок или же мельчайших гранул-микрокристалликов чистых оксидов, создав цветовой эффект, по своей природе напоминающий, соответственно, либо опализацию в опалах, либо иризацию в огненных агатах.
Вывод: японские иризирующие гранаты - гессониты, минеральный вид - гроссуляр или гроссуляр-спессартин. Более точно минеральный вид можно определить только с помощью химического анализа состава образцов.

Комментарии (13)

Интереееесноооооо. {#}

3fle 07.07.2013

Спасибо, очень познавательно. :)

Очень познавательно! Большое спасибо!
Много незнакомых слов). Но пишИте).
Gems4u (Gemstoneskiosk) 08.07.2013

А разве в жизни бывают слова, знакомые сразу, то есть - еще до рождения? :)

Спасибо! Обязательно буду писАть! :)

Ой, а я уже посмотрела, у вас такой блог богатый). Начинаю читать потихоньку.
Gems4u (Gemstoneskiosk) 08.07.2013

Вот и хорошо.. Читайте.. И не стесняйтесь спрашивать, когда что-то непонятно.. :)

Очень понравилось, большое спасибо! {#} Ваша публикация не только полезная, но и чрезвычайно интригующая. {#}

Gems4u (Gemstoneskiosk) 16.07.2013

Всегда пожалуйста!

В обшем-то все почти геммологические исследования и расследования - интригующие... Так всегда, когда заранее не знаешь точно, с чем столкнешься.. :)

Впрочем, это касается не только геммологии. Интригующие - любые исследования, любое познание нового.. :)

Согласна с Вами на все 100! В детстве читала и множество раз перечитывала книгу Владимира Корчагина "Тайна реки злых духов", мечтала стать геологом, знать минералы, постигать геммологию. На данный момент я далека от путешествий, исследований и лабораторий, но тяга к камню и сокровенным знаниям не оставляет меня и по сей день{#} Окольными путями, интуитивно, практически лишь на уровне подсознания пришла к бижутерии и вышитым украшениям с кабошонами из натуральных камней. Настоящую любовь сложно обмануть. {#}

Показать все