Иногда мы уже знаем, где затык: почему не получается, что нужно изменить или сделать. Мы проделали к этому «Знаем» большой путь, мы адекватно связали самостоятельно или с помощью вот такие последствия - вот с таким своим состоянием. А разобрать на удобоваримые составляющие, на ясные и доступные освоению чувства это состояние не удается.
Как если бы мы стояли на пороге, к которому приросли наши ноги. Мы настраиваемся, выдыхаем. Всей душой хотим сделать шаг и наконец завершить то, что мучает и мешает. Но... Не можем.
Связанный с непереносимым переживаниями опыт слишком рано и/или болезненно получен.
Защита по- прежнему функционирует на гораздо более глубоком уровне, чем наше знание и взрослая, осознанная сила.
И вот тогда я делаю куклу. Без идеи о результате - а куклу, которая содержит эти непроходимые чувства. Руки делают - глаза смотрят. ВОТ как выглядит в образе куклы то, что меня мучает, и ВОТ какая ткань, поза, цвет это отражают. И я соглашаюсь с этим. Иногда - в слезах. Иногда - обнимая, прижимая к сердцу и утешая куклу. Обнимая, прижимая к сердцу и утешая так и свою боль.
И ВОТ как это может быть иначе тогда.
Через контакт с материалом, через простые физические действия непереносимые чувства перетекают в куклу. И трансформируются. И я меняюсь тоже.
Тут можно вспомнить трансформационную действенность метафоры, песочной терапии, лепки, общую бесспорную ценность перевода внутренних переживаний наружу - на уровень мелкой моторики, пользу задействования максимального количества каналов восприятия (ощущаю контакт с чувствами тактильно и визуально, не только думаю о них. То есть, уже не один в поле воин - а минимум три).
Но суть в другом. Для меня этот способ (где разность фактур и веса материала сочетаются с возможностью менять форму и объем) трансформировать то, что никак не удается прожить, осознать и сделать подвижным - оказался самым мягким.