Обновление пароля

 > Журнал > Сообщество >  >  > Лоскутное шитье. Немного истории.

Лоскутное шитье. Немного истории.

Вместо кисти возьмем иголку с ниткой, а палитру заменим лоскутами и… начнем творить шедевры. То, что лоскутное шитье можно назвать своего рода искусством у меня не вызывает сомнений. Из-под легкой руки мастера появляются волшебной красоты произведения, достойные играть главные роли в интерьере. Ведь яркость, красоту и своеобразие нашему дому придают детали. Своеобразные лоскутные вещи как раз и являются такими деталями. Они преображают наш дом, создают настроение, добавляя тепла и уюта. Такие изделия применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки).  Эти вещи сделаны своими руками,  в них частичка души мастера. Они уникальны и неповторимы, других таких нет во всем мире.

Для начала определим понятия «пэчворк» и «квилт».

  «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.                  

«Квилт» («quilt» переводится как «а) стегать, простёгивать; подбивать ватой б) сшивать; зашивать (что-л. внутрь чего-л.. Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое и/или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.

Лоскутное шитье имеет богатую многовековую историю.

Сшивание лоскутков (пэчворк) и простегивание изделий (квилт) в том или ином виде присутствовали во всех культурах мира. Появлению этих видов рукоделия мы обязаны… бедности. Поскольку процесс изготовления ткани был очень долгим и трудоемким, просто выбрасывать частично изношенные вещи было непозволительной роскошью, поэтому мастерицы использовали ее для создания новых вещей. Таким способом шили одеяла, одежду, сумки, подушки, занавеси. Работы в технике пэчворк можно встретить в Азии, Африке, Европе.

В странах Востока уже несколько тысячелетий назад путем стежки соединяли слои ткани при шитье халатов и одеял. А англичане вместе с переселенцами принесли это рукоделие в Америку, где по понятным причинам оно стало национальным видом декоративно-прикладного искусства. Жены североамериканских переселенцев, вследствие своей бедности, буквально из ничего шили красивые стеганые одеяла и украшали ими кровати. Невеста должна была сшить себе в приданое 12 одеял, а 13-е ей шили подруги. Женщины, занимаясь этим рукоделием, общались, обменивались узорами, тем самым развивая искусство пэчворка.

В Древней Руси лоскутное шитье было широко распространено в деревнях. Опять же по причине трудоемкости и дороговизны изготовления льняных тканей, что заставляло женщин очень бережно относиться к остаткам ткани. Поэтому поначалу это рукоделие служило для подновления и перешивания одежды и предметов быта. С появлением фабричных тканей и материалов, привозимых из других стран, традиции лоскутного мастерства на Руси значительно обогатились. Это явилось предпосылкой превращения пэчворка в искусство. Постепенно и в городских домах стали использовать предметы домашнего обихода, украшенные лоскутными узорами.

Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло.

 Лоскутное шитье в России вышло из моды в середине XX века, однако уже в 70-е годы интерес к нему стал возрастать, и музеи начали собирать лоскутные изделия и изучать эту технику как вид современного искусства.  В это же время и в США и Европе стали возрождаться пэчворк и квилт, сейчас они превратились в популярное хобби. Создаются кружки, устраиваются выставки, а магазины предлагают большой выбор специальной литературы по этой теме.

В настоящее время пэчворк уже не считается признаком бедности и простоты. Сейчас это вид искусства. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на картины мастеров лоскутного шитья. Они поражают сочетание цветов форм, фактур.  Каждое такое произведение действительно  можно назвать шедевром.

 Автор горохова Марина

Использование статьи разрешено только со ссылкой на Ярмарку Мастеров

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email