Слово чуринга вошло в науку из языка аранда (совр. аррернте). Обычно так называют плоские камни или дощечки с вырезанными на них священными знаками. Чуринги играли важную роль в ритуальной жизни австралийцев. Согласно их поверьям, эти предметы принадлежали далеким предкам мифической эпохи Сновидений. Смысл и содержание нанесенных на них знаков раскрывались юношам по мере прохождения ими тайных обрядов.
Представленная на выставке чуринга из Центральной Австралии поступила в МАЭ в 1908 г. вместе с другими предметами из коллекции известного исследователя культуры коренного населения Австралии Б. Спенсера. Это собрание является одной из самых ценных коллекций австралийского фонда МАЭ, которая всесторонне отражает культуру и быт коренных жителей Центральной Австралии рубежа XIX-XX столетий.
В самой культуре публичная демонстрация священных предметов строго ограничивалась и регламентировалась. Проявляя искреннее уважение к национальным чувствам современных потомков их создателей, авторы выставки стремятся найти наиболее деликатный способ экспонирования подобных предметов.
Автор выставки – П.Л. Белков
Дизайнеры – В.И. Коротков, Н.Л. Ильцен.
ЧУРИНГА
В языке австралийского народа аранда (совр. аррернте) слово «чуринга» указывает на нечто священное, тайное, сокровенное. Это может быть любой материальный объект или свойство магического характера, но чаще всего этим словом обозначают плоские камни или деревянные дощечки с тотемическими знаками.
По представлениям аранда, в мифические времена Сновидений предки людей несли с собой чуринги. Тело предка умирало, а его духовное начало оставалось в чуринге. Там, где это произошло, возникал природный знак в виде скалы или дерева причудливой формы. В таких местах предки и поныне дожидаются случая очередной реинкарнации путем вселения в тело проходящей мимо женщины и нового рождения в облике человеческого существа.
Согласно одному поверью, в момент «зачатия» предок роняет свою чурингу. Поэтому существует обычай искать камень с особыми знаками поблизости от места, где мать ребенка впервые почувствовала движение плода. Право прикасаться к чурингам и даже видеть их принадлежит только мужчинам, прошедшим сложные обряды инициации. Впервые показывая юноше священный камень, наставники говорят ему примерно следующее: «Это – твое другое тело, твой предок, кем ты был, когда странствовал по земле в своей прошлой жизни». Однако, юноше предстоит пройти еще много суровых испытаний прежде, чем старшие откроют ему все тайны его собственного мифа.