> Журнал > Публикации > Занимательные истории > Контроль качества ювелирных изделий

Контроль качества ювелирных изделий

Виды творчества:   Разные виды творчества
Бижутерия своими руками > Ювелирное искусство

          Доброго времени суток уважаемые жители ЯМ!

          Находясь какое то время на ЯМ я заменил, что тут предлагается бесчисленное множество изделий из драгоценных металлов таких как серебро и золото. Однако мне кажется (хотя я могу и ошибаться), что не все мастера задумываются о том, что законодательством нашей замечательной страны предусмотрена обязанность подвергать все производимые на территории РФ и ввозимые на ту же территорию из за границы изделия из драгоценных металлов обязательной проверке на соответствие и клеймение. В данной связи хотелось поднять этот крайне важный и весьма не простой вопрос и узнать Ваше  мнение.

Ну а в начале, окунемся немного в дебри истории  ))) 

          Так сложилось, что клеймение на Руси появилось несколько позже, нежели в других странах. Пробирный надзор существует в России относительно недавно - с XVII века. Ещё до Петра I было известно примитивное опробование золота и серебра огнём - им пользовались купцы и мастера золотых и серебряных дел. Но в 1700 году, после «монетной реформы» Петра I, издается указ, который и положил начало клеймению изделий из драгметаллов. Изначально были введено по четыре пробы для золота и для серебра. В то время клеймение драгоценных металлов производилось в Москве, в Серебряном ряду, который являлся единственным местом, где по закону разрешалось торговать золотыми и серебряными изделиями. Для управления Серебряным рядом назначались старосты, осуществлявшие контроль за торговлей, следившими, чтобы та шла согласно царскому указу (драгметаллы по пробе соответствовали установленным образцам), а так же проверяли весы и гири. 

Первое российское (московское) клеймо — двуглавый орел, сопровождающийся датой, написанной славянскими буквами:

проба, клеймение

Однако первые клейма еще не являлись показателем пробы в современном смысле этого слова. Клеймо всего лишь указывало на то, что серебро не хуже признанного законом образца, но сам образец не имел точно определенной пробы. Как правило, качественное серебро было от 81-й до 84-й золотниковой пробы и выше, что соответствовало пробе «Любских ТАЛЕРОВ» или «ЕФИМОК» (рус.) — привозных иностранных монет, которые переплавляли для изготовления различных вещей. В последней четверти XVIII века законом допускался и более низкопробный образец (61-ая — 62-ая золотниковая проба серебра) — «ЛЕВОК» (голландская серебряная монета с изображением льва).

серебро, пробирная палата

В 1729 году организуется первая "пробирная палатка" в Москве, а затем в 1735 году и в Санкт - Петербурге, а в 1896 году название «Пробирная палатка» меняется на «Окружное пробирное управление». И только в 1940 году появляется понятие «Инспекция пробирного надзора».

          В наши дни в основные функции пробирной палаты входит опробование и анализ не только украшений, но и бытовых предметов из драгоценных металлов. А также экспертизу оттисков пробирных клейм, техническую экспертизу и контрольные анализы изделий из драгоценных металлов.

          Государственное пробирное клеймо это подтверждающий специальный  знак гарантии, что изделие проверено в государственной инспекции, и имеет пробу не ниже, указанной в пробирном клейме.

Клеймо наносится следующими способами:

1)  Механически -  ударным способом (механическими пробирными клеймами при помощи молотка, либо на станках для массового клеймения). Оттиски наносятся как изнутри, так и снаружи. Плюсами данного способа клеймения является то, что  оттиски получаются чёткие, стойкие, долговечные, ну, а к минусом является то, что при нанесении клейм, изделие может быть подвержено порче (некоторой деформации от удара молотком по клейму).

серебро 925 пробы, закон

2) Электро искравой  – оттиски клейм наносятся на изделие медными клеймами-электродами при помощи электро-искровой установки. Оттиск выжигают искрой, бегущей по контуру клейма-электрода, в водной среде, под действием электрического тока.Отличительной особенностью именника для электро-искрового клеймения должны являться перемычки сверху между контуром именника и его знаками, а так же заход электрода впереди сверху.

золото, порядок

золото 583 пробы, качество

Плюсами данного способа клеймения является то, что оттиски получаются чёткими, стойкими, долговечными. Изделия порче не подвергаются. 

3) Лазерный - осуществляется при помощи лазерной установки. При этом используются клейма-маски. Контур клейма идёт пунктиром. Или при помощи «пишущего лазера».

В России существуют следующие пробы: платиновая 950 (девятьсот пятидесятая); платиновая 900 (девятисотая); платиновая 850 (восемьсот пятидесятая); золотая 999 (девятьсот девяносто девятая); золотая 958 (девятьсот пятьдесят восьмая); золотая 750 (семьсот пятидесятая); золотая 585 (пятьсот восемьдесят пятая); золотая 500 (пятисотая); золотая 375 (триста семьдесят пятая); серебряная 999 (девятьсот девяносто девятая); серебряная 960 (девятьсот шестидесятая); серебряная 925 (девятьсот двадцать пятая); серебряная 875 (восемьсот семьдесят пятая); серебряная 830 (восемьсот тридцатая); серебряная 800 (восьмисотая); палладиевая 850 (восемьсот пятидесятая); палладиевая 500 (пятисотая).

 Про формы клейма и девушку в кокошнике я думаю нет смысла рассказывать, на эту тему уже столько сказано и написано  в средствах массовой информации, что только ленивый об этом не знает. 

Ну так вот, как обстоят дела у Вас уважаемые мастера в вопросе проверки качества изготавливаемых Вами украшений? Поделитесь опытом)

P.S. мы состоим на учете в пробирной инспекции и подвергаем проверке изготавливаемые нами изделия.

Ключевые слова:  

Гаджи, какие прекрасные и шикарные изделия у Вас в магазинчике!!!{#}

Бывает я покупаю серебряную фурнитуру для своих украшений, конечно желательно с клеймом, но если это проволока или другая мелочь, тогда только проверка в ювелирной мастерской. А вопрос конечно щепетильный!

И спасибо, что просветили, теперь буду знать все пробы {#}

Гаджи (Silver-Kub)

Спасибо Светлана. {#}

Как правило, клеймению (в инспекции) подвергаются уже готовые изделия. Кстати ювелирная мастерская не даст вам точного ответа на вопрос соответствия какой либо пробе если не оснащена спец. оборудованием. (а, оно на сколько я знаю весьма не дешевое)

IronDuck

Ни одна ювелирная мастерская не имеет право продавать неклеймённые изделия. Проволоку( и всякие заготовки) из драг. металла- только людям имеющим разрешение пробирной палаты.

Гаджи (Silver-Kub)

Да,

и только проб надзор вправе определять соответствие изделий той или иной пробе)

IronDuck

Ещё я бы хотел добавить к Вашей нужной публикации: " Уважаемые мастера работающие с драг. металлами без разрешения пробирной палаты - имейте совесть!"
Или для вас законы не писаны?

Нюра Cikugi

ну имеем мы совесть , имеем..

я вобще не ювелир, но очень совестливая, даж излишне совестливая

сильно не мухлюем, а так -жрать то всем хочется.... почестнее китайцев с пробами будем, сами всё лигируем..

вы чё, уважаемые, не подмухлёвываете с ремонтиками , с заказиками?- на "угар" там не закладываеть с запасом? а иначе вообще невозможно работаь будет..

Мухлевать допустимол во всем известным нормам.главное -с пробы по изделию не вылететь -это совсем беспредел будет......

просто не те обороты, чтоб с каждой цацкой носитьсяв пробирку, а так конечно всё есть-и постановка на учёт, и именники..

с другой стороны: нет пробы-нет драгметалла, это просто фенечка такая красивая

IronDuck
без комментриев))))))))
Dandelion

Гаджи, спасибо огромное, за очень полезную и нужную статью!!

Гаджи (Silver-Kub)

Мила, я очень рад, что Вам интересна статья )

Анна Кабащ

Впервые вижу человека, который заботиться о качестве своих ювелирных изделий, и своих покупателях!

Гаджи (Silver-Kub)

Спасибо Анна)

Просто не хочется "краснеть" за предлагаемые услуги и товары.

Светлана

Я тоже считаю вопрос качества и соответствия заявленных материалов (камней, серебра и голдфилд) одним из важнейших.

Покупаю все только в крупнейшем американском магазине, осуществляющим жесткий контроль качества за всем товаром и являющимся членом Американской геммологической ассоциации, что гарантирует подлинность и соответствие материалов.

Готова предоставить любому покупателю фото упаковки использованных материалов и фурнитуры со штрих-кодом и номером товара и ссылку на товар в магазине.

Гаджи (Silver-Kub)

К сожалению в нашей стране все еще не настолько сильно развито как в Америке. Нам предстоит еще учиться и учиться, ну и перенимать положительный опыт зарубежных коллег)

Кошка Тиу

Спасибо, очень интересно и нужно!

Гаджи (Silver-Kub)

И Вам спасибо за проявленный интерес)

Поддерживаю Гаджи. В стране у нас оборот драг металлов контролируется государством. И мастера, которые занимаются ювелирным производством должны отдавать себе отчет, что занимаясь этим без разрешения палаты пробирного надзора, а также не апробируя свои изделия в ней же, они несут УГОЛОВНУЮ ответственность.

Гаджи (Silver-Kub)

Мне кажется, что крупные производители работают вполне на законных основаниях, а так называемые микро бизнесы (или супер микро- бизнесы), которые по сути делают крайне малые обороты скорее всего не подпадают под уголовную ответственность (принцип соизмеримости нарушения и наказания). Да и смысла им становится на учет скорее всего нет, так так деятельность их не несет системного характера и не направлена на извлечение постоянного дохода. Главное, чтобы они не обманывали покупателей) Вопрос неодназначный, и подходить к нему надо с осторожностью)

Хотелось бы добавить, что изделие, сплав которого содержит менее 375 частей золота в 999 пробе (т. е 615 частей составляет сплав других металлов).
Для серебра самая низкая проба по ГОСТ - 750, Все что ниже - не имеет права называться ювелирным изделием и попадает под определение ювелирной бижутерии.

IronDuck

А серебросодержащий припой?
Есть 600-тый

Нюра Cikugi

на наше счастье серябряный припой не пробируют (специально интересовалась этим вопросом), не будут на серебре брать с места пайки пробу -так что хоть с итси можно брать всяку хрень на припой, ток она по цвету выпирает, если не сразу, так потом

уж несколько раз писала, что даже там где теоретически можно безболезненно накосячить -всё равно по возможности не надо косячить

Кожаные сумки Лены Киреевой (7sumok)

Про серебро не знаю, а про золото - нам несколько раз возвращали из Пробирки изделия, где припой (допустим, в месте спайки колечка не соответствовал пробе

Voodoo Child.Нюра Cikugi.

у золота да, припой пробируют, у серебра нет, не пробируют, насколько я поняла, когда полезла в эту тему

ну т.е у золота и с со шва могут взять в авторском издели.. там вроде до пяти мест могут пробовать

Гаджи (Silver-Kub)

Для украшений из серебра обычно используется 925 проба, а для столового серебра 875-ая. Применение иных вариаций проб для данных категорий изделий считаю нецелесообразным ) Это мое личное мнение)

Все изделия из драг.металлов должны проходить апробирование в государственной инспекции пробирного надзора, а мастер должен стоять на спецучете. Надо быть очень глупым или самонадеянным, чтобы игнорировать требования закона, касающейся такой серьёзной области.{#}

Гаджи (Silver-Kub)

Согласен. Так и должно быть) И пренебрегать этим нельзя)

Марьяна

Гаджи, огромное спасибо за статью! Актуально!

Меня еще очень интересует вопрос про родиевое покрытие на серебре. Раньше как-то обходились без него. У меня в наследство от бабушки досталось кое-что из столового серебра и украшения. Уж столько времени прошло, а серебро в нормальном состоянии, правда ложки иногда чищу. Для чего это покрытие? Чтобы скрыть некачественное серебро или не серебро вовсе, а какой-то сплав?

Серебро очень люблю, считаю его "живым" и полезным.

У Вас прекрасным магазин, всем молодым мамочкам я бы посоветовала бы покупать у Вас ложки и кормить детей ими.

Гаджи (Silver-Kub)

Спасибо Марьяна )

Серебро в процессе эксплуатации и в результате внешнего воздействия факторов окружающей среды имеет обыкновение темнеть, а родиевое покрытие призвано защитить серебро от естественного темнения. К качеству серебра данное покрытие не имеет отношения. (я имею в виду только добросовестных производителей)

Для столового серебра родиевое покрытие не применяется)

Вот почему я не собираюсь работать с серебром. А Вы не подскажете, как насчет Silver Filled? Насколько оно законно?

Гаджи (Silver-Kub)

Честно говоря не могу дать по этому поводу правовую оценку)

Нюра Cikugi

Silver Filled-по это даже не думайте. эта дрянь вполне законна, за исключением общих вопросов -ту типа там коммечерская закупка и всё такое.....

Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email