Переделка готовых работ: взгляд хендмейдера. Часть 1

Переделка готовых работ: взгляд хендмейдера. Часть 1 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте, уважаемые Посетители и Подписчики! Почти каждый хендмейдер в своей практике сталкивается со случаями, когда требуется переделать полностью готовую работу. Может быть, кто-то и любит по многу раз переделывать уже законченную вещь, но, на мой взгляд, для большинства это все-таки стресс. А поскольку мы, творческие личности – существа особенно ранимые, воспринимаем мы это обстоятельство существенно более эмоционально, чем обычные люди. По моему убеждению, в самой основе любой переделки изначально лежит конфликтная ситуация – либо конфликт мастера с самим собой, когда он, испытывая некоторое недовольство, пускает свою вещь под нож, либо конфликт с заказчиком, который, имея свои причины для недовольства, требует переделать работу. В этой статье я предлагаю Вашему вниманию собственные размышления на тему переделок. Буду рада, если мои материализованные в буквы мысли хотя бы немного помогут рукодельникам и рукодельницам в каждом конкретном случае принимать верное решение, абстрагируясь от эмоций, а покупателям – взглянуть на процесс нашими глазами. На истинность суждений не претендую, всё нижесказанное исключительно субъективно и основано на опыте личном и почерпнутом мной из окружения. Все примеры, приведенные в этой публикации, касаются одной предметной области, а именно той, в которой я хорошо разбираюсь – бисерные украшения.

По завершении работы над статьей в глаза мне бросился примечательный факт – много текста! Поэтому я решила разбить ее на две части. В первой части будет дана классификация причин переделок и более подробно разобрана переделка по инициативе мастера.

Ну и теперь собственно о предмете беседы. Как человек с высшим техническим образованием, я не могу отделаться от привычки систематизировать и классифицировать всё на свете. Вот и в данном случае я начну с классификации видов переделок, а затем остановлюсь более подробно на каждом виде.
I. Переделка по собственной инициативе
1.    Недовольство качеством работы
2.    Недовольство некоторыми характеристиками работы
3.    Потребность в ремонте работы после некоторого времени хранения/участия в выставках/экспонирования в магазинах
4.    Работа долго не продается
5.    Что-то в работе не нравится, что именно – непонятно
II. Переделка по инициативе заказчика
1.    Не устраивает качество работы
2.    Не устраивают некоторые характеристики работы
3.    Работа в целом не соответствует пожеланиям/целям/представлениям заказчика
4.    Работа не понравилась заказчику без объяснения причины
5.    Изделие оказалось неудобным в эксплуатации
6.    Потребность в ремонте работы после некоторого времени эксплуатации
III. Создание работы с нуля в случае, когда вид творчества в силу особенностей бизнес-процесса не подразумевает возможности внесения в работу частичного изменения
       Раздел III в этой публикации подробнее рассматривать я не буду. Такая ситуация имеет место в лампворке и некоторых других видах рукоделия, когда мастер, сталкиваясь с одной из перечисленных в разделах I и II причин, ничего не может поделать кроме как отложить старую работу и сделать новую. В этой части статьи будет более подробно разобран первый раздел, во второй части – второй раздел.

I.    Те, кто не работает на заказ, переделывают работы реже, а высокого уровня профессионалы – возможно и вообще никогда (честно признаюсь, что не имею точной информации по этому поводу, это лишь предположение:)). Однако в ряде случаев хендмейдер, глядя на свою готовую вещь, испытывает некий зуд в области левой лопатки, побуждающий его что-то поменять частично или полностью. И иногда этому зуду нужно уступить, а иногда – стукнуть себя по руке и оставить всё как есть. О возможных вариантах читаем далее.
1.    Недовольство качеством своей работы – самая основательная и реальная причина ее переделки. Если испытываете такое – однозначно надо резать/плавить и т.д., масштабы сего могут варьироваться в зависимости от масштабов недовольства. Даже если люди со стороны говорят, что всё хорошо, если есть внутренняя неудовлетворенность качеством работы – лучше переделать, будете спать спокойнее. Сторонние наблюдатели часто не в курсе бизнес-процесса создания работы и могут не знать, что из-за некоторых ваших оплошностей приобретенная и полюбившаяся вещь со временем может дать трещину. А этого, согласитесь, никому не хочется:)
На разных этапах творческого пути приходит понимание, что в ряде старых работ многое можно и нужно было сделать по-другому. В качестве примера могу привести себя: у меня есть вышитая бисером брошь, одна из первых работ в этой технике. Вышивка ну очень неровная. Сейчас я понимаю, что если бы взялась делать ее из тех же материалов, получилась бы вещь совершенно другого уровня. Это и есть тот случай, когда надо не жалеть, а резать. Если работа не продана и если позволяет время – либо переделайте, используя приобретенные знания, либо разберите вплоть до расходных материалов – вдруг посетит идея, как использовать их иным образом.
2.    Бывает, что в целом качество работы вас устраивает, но не нравится какая-то деталь или ряд деталей. Например, нравится колье, но получилась неудачная застежка; цвет оплетки плохо сочетается с камнем; стиль бахромы не соответствует общему стилю кулона. В этом случае нужно задать себе вопрос: что конкретно вас не устраивает и по какой причине? Основное внимание в поиске ответа нужно уделить тому, какой элемент нарушает общую гармонию работы. Если ответ найден легко и не вызывает сомнений – переделайте только то, что не устраивает, остальное оставьте без изменений. Если же сомнение осталось, рекомендую прибегнуть к опросу общественного мнения. В данном случае лучше всего опросить коллег по вашему виду рукоделия, действительно ли забракованный вами элемент выбивается из канвы. Возможно, дело совсем в другом. Результаты опроса можно использовать для принятия решения в плане переделки, а можно послушать всех и сделать по-своему:)
3.    Тут такая история. Сделали вы, к примеру, украшение и отправились с ним на выставку в другой город. В процессе транспортировки повредилось что-то, скажем, раскололся центральный камень. Что тут поделаешь? Первая мысль хендмейдера – расстроиться, опустить руки, может быть даже перестать участвовать в выездных выставках. Это одна из самых обидных причин переделки по собственной инициативе, когда вы понимаете, что переделывать нужно, но себя безумно жалко:) Потому как цена украшения не меняется, а усилия, на него затраченные – растут. В этом случае следует взглянуть на инцидент трезво - пересмотреть способы перевозки, крепления камня в украшении, ну и, разумеется, переделать само украшение – склеить или заменить камень. Утешьте себя тем, что в процессе исправления работу можно снабдить новыми интересными деталями или просто научиться чинить при подобных поломках. Такой опыт полезен. Даже если дефект визуально незаметен глазу неспециалиста, переделать все равно нужно – вы о нем знаете, и этого достаточно. Наши работы (я думаю, что вы тоже в это верите) обладают определенной аурой, и если вы хотите, чтобы у их обладателя было всё хорошо – эту самую ауру не стоит портить подобным способом.
4.    У многих мастеров постоянно хранится некоторый пул непроданных по разным причинам работ. Каждый мастер индивидуально определяет временные границы, сколько хранить работу и что с ней делать, если она не продается. Можно, конечно, подарить, отдать в благотворительных целях или оставить себе. Но если вы ставите цель именно продать, нужно задуматься о том, по какой причине вещь не продается. Здесь, как и в п. 2, поможет опрос общественного мнения. Причем спрашивать нужно не только коллег по цеху, а еще и желательно – потенциальных покупателей. К примеру, на выставке предложить посетителям ответить на вопрос: что нужно поменять в этой работе, чтобы вы ее купили? Как ни странно, сбор подобной информации реально помогает принять верное решение о переделке. Но переделывать долго не продающиеся работы нужно не всегда. Когда вы уверены в технической безупречности своей вещи и вообще в целом довольны своей работой – бывает полезно подождать, может быть, вещь просто ждет своего покупателя.

Приведу два примера из своей практики. Было у меня колье «глубина норвежских фьордов». Было оно со мной долго – но я почему-то изначально была в нем уверена. Новая техника, необычная форма – эти факторы не позволяли мне разобрать украшение. Муж говорил: «никто не купит у тебя этот слюнявчик», родители и знакомые смотрели с непередаваемым скептицизмом. Но я раз за разом носила колье на выставки, и однажды нашлась женщина, которая, примерив его, настолько слилась с украшением, будто оно было ее второй кожей. Купила, а через 3 часа привела ко мне свою подругу, но подруга так и не надумала осчастливить меня покупкой – в итоге дама купила еще серьги - морские звездочки, крутясь перед зеркалом, приговаривала: «я же звезда!» Разве с этим поспоришь! :)

Второй пример демонстрирует случай, когда я сочла за лучшее переделать долго не продававшиеся украшения. Я люблю плести и вязать всевозможные жгуты, а больше всего я делаю ажурных жгутов на платки и шарфы. Я уже потеряла счет украшениям, сделанным мной в этой технике. Обычно такие штуки у меня уходят быстро, но были два украшения – исключения из этого правила. Я стала размышлять и пришла к выводу, что, возможно, причина долгого пребывания со мной этих украшений в том, что оплетка однотонная, а это смотрится менее интересно. Переделала, после чего их довольно быстро купили. Таким образом, я сделала вывод: если из серии похожих вещей есть долго не продающиеся, нужно понять, чем они отличаются от тех, которые уходят быстро, и изменить в них именно эту характеристику.
5.    Бывает такое: работа закончена – а чем-то не нравится, но что конкретно в ней не так – непонятно. Здесь, как и в п. 2, поможет опрос мнения специалистов в вашем виде творчества. Ну и родственников-друзей можно поспрашивать. Во время работы, особенно если изготовление ее длится долго, глаз успевает замылиться, а взгляд со стороны иногда кардинально освежает восприятие.
        Вот и всё, что я хотела сказать о переделке работ по инициативе мастера. В продолжении публикации будет более подробно разобран второй раздел классификации – переделка по инициативе заказчика, наиболее острый и часто встречающийся момент.

PS. Возможно, в этой классификации я что-то упустила. Пожалуйста, поделитесь своей точкой зрения по теме в комментариях! Также буду благодарна, если расскажете свои истории о переделках как с точки зрения мастера, так и с точки зрения покупателя.
PPS. Это моя первая публикация на ЯМ! Посему очень прошу тапками сильно не кидаться:)

Комментарии (24)

Переделывала иногда по собственной инициативе свои работы - хотя дай мне волю, я бы все свои старые работы тоже переделала)). Перфекционизм заедает иногда)). Стараюсь бороться с ним как могу)).

А вот клиентов наоборот все устраивает, и ни разу ничего не просили переделать или изменить). Они как то более лояльны к моим работам)).

Спасибо за комментарий, Татьяна! и прошу прощения за мягко говоря не мгновенную реакцию{#}

Leopolis 05.07.2013

Галина! Замечательная статья! Четкая и полезная!

Мне здорово полегчало после ее прочтения ! {#}

С тер пор, как начала осваивать сборку бус, мучаюсь теми же вопросами:- переделывать, если МНЕ не нравится? Исправлять, если обнаружилось слабое место в конструкции ? Конечно -ДА!

Пришла к такому выводу из тех же соображений, так удачно Вами систематизированных.

Спасибо Вам большое за эту публикацию! Крылатого творчества! {#}

Спасибо большое, Елена!{#}Очень рада, что смогла принести Вам пользу{#} И Вам удачи в творчестве!

Добрый день, Галина. Иногда действительно приходится переделывать работы из-за собственного недовольства, и, я скажу, проще сделать вещь заново, чем ломать, наступая себе на горло. Но иногда бывает так, как в известной поговорке: "Жираф-это лошадь, выполненная по всем требования заказчика". Такие переделанные работы я даже не фотографирую, отдаю, закрыв глаза. В магазине сохраняю первоначальный вариант. Вот совсем недавно делала заколку с тропическими цветами: орхидеями и плюмерией. Девушка мучала меня изрядно: поначалу попросила переставить ветки цветов симметрично (признаюсь, ужасно не люблю подобное расположение цветов-оно неестественно), затем повернуть орхидеи (это в собранной-то уже заколке!), а напоследок -сделать плюмерию синей. Я закрыла глаза, мысленно отмахнулась, попрощалась о своей работой и перетонировала цветы. О таких работах стараюсь даже не вспоминать. Ну что поделать, даже в любимом деле есть иногда неприятные моменты.

Спасибо за ваш комментарий, Ольга! Читала-читала и нашла ключевое слово: ЛЮБИМОЕ дело!!! А ради любимых людей/вещей/дел ведь иногда нужно идти на жертвы, ведь правда?{#}

У меня был смешанный тип переделки. И заказчица замечания высказала, и я сомневалась, хорошо ли сидеть будет на волосах, с такой-то выпуклостью посередине. Узедковое кружево моё не распускается вообще. Пришлось скрепя сердце вырезать серединку и придумывать новый рисунок так, чтобы он в эту серединку влез и в ней смотрелся, как будто "так и було".

Было-стало (вот эта сеточка для волос)

Добрый день, Юлия! Честно признаться, не разбираюсь в этой технике{#}мне нравится, и как было, и как стало{#} Спасибо, что поделились своей историей!

Очень понравилась Ваша статья-размышление. Грамотно изложены мысли в тексте.
Если говорить о моих видах творчества, то в "цветочной" области у меня переделка невозможна по технологическим причинам. А по украшениям - согласна с Вами по всем пунктам 1-го раздела. Касательно 2-го раздела, то здесь у меня радикально все. Если размер и модель подходит покупателю - он приобретает эту вещь. Если его что-то не устраивает - поступаю по обстоятельствам... Но скажу честно: для меня процесс переделки трудоемкий и нежелательный. Бывают покупатели "легкие", т.е., что попросили изменить, тем и ограничиваются и при этом переживают: не слишком ли они капризны. Но бывает, просят повторить работу по фото. Казалось бы, что проще? Но тут в творческий процесс "включается" покупатель... И он предлагает свои идеи: может, быть вот так попробовать, или нет, лучше обратно.. а вот если вот так... К моему счастью, такой случай у меня был единственный. Творческий процесс длился 2 недели (ведь промежуточные этапы нужно было еще отфотографировать, обсудить, докупить желаемые покупателю детали..) Заказ я тогда терпеливо довела до конца. Очень благодарна этой покупательнице за опыт: не нужно стремиться продать вещь любой ценой и, если берешься повторить вещь, то в обсуждениях - не больше одного дизайна. Именно по этой причине мне нравится отдавать украшения в магазин. Там покупатель решает: покупать/не покупать и не просит продавца о переделке... Не потому, что я неуважительно отношусь к покупательницам. Нет. Своих покупательниц Ярмарки я люблю и благодарна, что благодаря их покупке, мне удалось познакомиться с интересными, замечательными людьми. Хочется, чтобы все покупатели Ярмарки тоже относились с пониманием к рукодельницам: это огромный труд.. У большинства из нас есть семья, дети, работа. И при всем при этом, вряд ли у кого есть помощница по хозяйству (домработница)

Спасибо, Наталья! Я еще со школы такая - люблю излагать свои мысли структурированно{#}И я в свою очередь подпишусь под каждым Вашим словом. Работу по фото не бралась повторить и не возьмусь. Да и в самом деле, у многих семья, дети, основная работа, да и домработниц нет - как говорил один мой коллега, "главное - всё сам, своими руками"{#} Но мы не жалуемся, мы любим творческий процесс и результаты труда, а от покупателей хотим лишь немного уважения{#}

Алина Чернова 02.07.2013

Жгуты с шарфом очень понравились - лаконично и элегантно!

А с переделкамия я прошла несколько этапов... Лет пятнадцать назад, когда работала дизайнером "на дядю", мне было страшно жалко материалов, работы - я все,что не нравится стремилась переделать. Пока тот самый дядя вскользь не бросил мне: "Никогда не переделывай". Реплика тогда показалась мне просто шокирующей, а сейчас, спустя годы я прочла Вашу публикацию и поняла, что уже лет пять все мои переделки - это некая мелочь в самом процессе работы и это - максимум. У меня таки лежит довольно много работ тех лет, которые я никуда не пристроила, да и не занималась я этим тогда, по правде говоря. Но уже годы я ничего не переделываю после окончания работы. Ремонт пару раз случался из-за поломки фурнитуры в процессе носки, но как переделку я это не воспринимаю. Как-то за эти годы процесс работы уже очень четко структурировался и он подразумевает отбор материалов и планирование в начале работы, а не в середине или конце, как было раньше. Планирование может продлиться не один день, но к работе я приступлю уже зная, что как и с чем буду делать и какой должен быть результат. То-есть уже довольно давно я получаю именно тот результат, на который рассчитываю, фактически следуя одиозному девизу бывшего начальства и кажется, я наконец поняла, что он имел ввиду))) Наверное, мне стоит крикнуть"ура!"{#}{#}

Алина, спасибо за комментарий! Могу только порадоваться вместе с Вами{#}Планирование - очень важный момент, и Вы правы, что уделяете ему много внимания!

Ольга OSSA 02.07.2013

1. Переделки по собственной инициативе у меня происходят очень часто, так как очень самокритична к своим работам и всегда стремлюсь к совершенству форм и цветовой гармонии. Особенно если вещь делается впервые и в единственном экземпляре.

2. А вот переделывать ручную работу по инициативе заказчика - Боже Упаси.... Проще сделать новую. Сейчас стало очень " модным" держаться за "4. Работа не понравилась заказчику без объяснения причины" Ну что же{#}.... на всяк товар свой купец.

Однажды мне пришлось сделать попытку "пустить под нож" свои труды в присутствии своей постоянной!!! заказчицы, я для неё делала сценические костюмы с обилием вышивки и всяких премудростей ( не стану углубляться в подробности всей ситуации). И тут всё встало на свои места.... работа сразу же стала нравиться, и деньги нашлись, все довольны и счастливы. Полезно иногда проявлять свой темперамент. {#}

Спасибо за комментарий, Ольга! По первому пункту согласна с Вами, по второму - не на 100%, поступаю по ситуации. Таких случаев отказа от готовой работы у меня к счастью было мало, но было такое, что человек передумал забирать сделанную для него работу, так как поленился заплатить за доставку почтой

В моем случае только полуготовую работу можно переделать. В готовом виде руками не сошкуришь... Но можно в готовую работу довнести нюансов, у меня так было. И нюансы были к лучшему

Спасибо за Ваш комментарий, Юлия! Когда результат радует - значит, усилия были не напрасны{#}

Я продумываю и рисую эскиз работы и подбираю материалы до того, как что-либо начинать. Переделывать готовые работы пока не приходилось, а в процессе - да, отложила, подумала, переключилась на что-то другое, отдохнула - и можно продолжать image Удачи Вам!

Спасибо, Ольга! И Вам удачи и понимающих покупателей!{#}

Галина, я тоже последнее время задумалась: почему же я переделываю своих кукол? Переделываю я их только по собственной инициативе. Прочитала Вашу статью и могу сказать - я переделываю их только когда совпадают все вышеперечисленные пять пунктов. Причём продажи не всегда влияют на моё решение. Некоторых я даже не выставляю, пока полностью не удовлетворена свой работой. Если Вы не против, я размещу два фотоколлажа того что было и что получилось в итоге.

Здесь первоначально была девочка в платье. Это моя первая кукла в этом стиле поэтому было много сомнений. Теперь это мальчик.

А это тряпичная кукла. Первоначально были нитяные волосы. Нитки были мягкие и после приклеивания прощупывался клей. Заменила нитки мехом. Итог-справа.

Есть ещё несколько кукол и они уже нашли новых хозяев.

Добрый день, Инна! Спасибо Вам огромное за столь развернутый и проиллюстрированный комментарий!{#} Мне очень нравятся результаты Вашей переделки в обоих случаях - получилось на самом деле более свежо и интересно{#}

Добрый день image Я относительно недавно переделывала полностью собранный букет невесты image причем, наверняка была моя вина в недопонимании, не "услышала" какая именно форма букета нужна.. В итоге полностью собранный букет разобрала и собирала по новой.. Дочь смотрела на все в ужасе, но заказчица, однозначно, оказалась права! Получилось намного интереснее! Так что, в частности у меня,опыт был полезен image

Добрый день, Татьяна! Спасибо за Ваш комментарий!{#} Это очень здорово, что у Вас хватило терпения не погрузиться в эмоции и довести начатое до конца, тем более что опыт оказался положительный{#}

Rodina_ART 02.07.2013

У Вас интересные работы!

Иногда собственный взгляд "замыливается" и нужно убрать вещь на некоторое время, чтобы потом увидеть её свежим взглядом.

Спасибо большое! Ваш магазинчик мне тоже очень понравился!{#} Согласна с Вами, время тоже иногда лечит{#}