Здравствуйте, уважаемые Посетители и Подписчики! Почти каждый хендмейдер в своей практике сталкивается со случаями, когда требуется переделать полностью готовую работу. Может быть, кто-то и любит по многу раз переделывать уже законченную вещь, но, на мой взгляд, для большинства это все-таки стресс. А поскольку мы, творческие личности – существа особенно ранимые, воспринимаем мы это обстоятельство существенно более эмоционально, чем обычные люди. По моему убеждению, в самой основе любой переделки изначально лежит конфликтная ситуация – либо конфликт мастера с самим собой, когда он, испытывая некоторое недовольство, пускает свою вещь под нож, либо конфликт с заказчиком, который, имея свои причины для недовольства, требует переделать работу. В этой статье я предлагаю Вашему вниманию собственные размышления на тему переделок. Буду рада, если мои материализованные в буквы мысли хотя бы немного помогут рукодельникам и рукодельницам в каждом конкретном случае принимать верное решение, абстрагируясь от эмоций, а покупателям – взглянуть на процесс нашими глазами. На истинность суждений не претендую, всё нижесказанное исключительно субъективно и основано на опыте личном и почерпнутом мной из окружения. Все примеры, приведенные в этой публикации, касаются одной предметной области, а именно той, в которой я хорошо разбираюсь – бисерные украшения.
По завершении работы над статьей в глаза мне бросился примечательный факт – много текста! Поэтому я решила разбить ее на две части. В первой части будет дана классификация причин переделок и более подробно разобрана переделка по инициативе мастера.
Ну и теперь собственно о предмете беседы. Как человек с высшим техническим образованием, я не могу отделаться от привычки систематизировать и классифицировать всё на свете. Вот и в данном случае я начну с классификации видов переделок, а затем остановлюсь более подробно на каждом виде.
I. Переделка по собственной инициативе
1. Недовольство качеством работы
2. Недовольство некоторыми характеристиками работы
3. Потребность в ремонте работы после некоторого времени хранения/участия в выставках/экспонирования в магазинах
4. Работа долго не продается
5. Что-то в работе не нравится, что именно – непонятно
II. Переделка по инициативе заказчика
1. Не устраивает качество работы
2. Не устраивают некоторые характеристики работы
3. Работа в целом не соответствует пожеланиям/целям/представлениям заказчика
4. Работа не понравилась заказчику без объяснения причины
5. Изделие оказалось неудобным в эксплуатации
6. Потребность в ремонте работы после некоторого времени эксплуатации
III. Создание работы с нуля в случае, когда вид творчества в силу особенностей бизнес-процесса не подразумевает возможности внесения в работу частичного изменения
Раздел III в этой публикации подробнее рассматривать я не буду. Такая ситуация имеет место в лампворке и некоторых других видах рукоделия, когда мастер, сталкиваясь с одной из перечисленных в разделах I и II причин, ничего не может поделать кроме как отложить старую работу и сделать новую. В этой части статьи будет более подробно разобран первый раздел, во второй части – второй раздел.
I. Те, кто не работает на заказ, переделывают работы реже, а высокого уровня профессионалы – возможно и вообще никогда (честно признаюсь, что не имею точной информации по этому поводу, это лишь предположение:)). Однако в ряде случаев хендмейдер, глядя на свою готовую вещь, испытывает некий зуд в области левой лопатки, побуждающий его что-то поменять частично или полностью. И иногда этому зуду нужно уступить, а иногда – стукнуть себя по руке и оставить всё как есть. О возможных вариантах читаем далее.
1. Недовольство качеством своей работы – самая основательная и реальная причина ее переделки. Если испытываете такое – однозначно надо резать/плавить и т.д., масштабы сего могут варьироваться в зависимости от масштабов недовольства. Даже если люди со стороны говорят, что всё хорошо, если есть внутренняя неудовлетворенность качеством работы – лучше переделать, будете спать спокойнее. Сторонние наблюдатели часто не в курсе бизнес-процесса создания работы и могут не знать, что из-за некоторых ваших оплошностей приобретенная и полюбившаяся вещь со временем может дать трещину. А этого, согласитесь, никому не хочется:)
На разных этапах творческого пути приходит понимание, что в ряде старых работ многое можно и нужно было сделать по-другому. В качестве примера могу привести себя: у меня есть вышитая бисером брошь, одна из первых работ в этой технике. Вышивка ну очень неровная. Сейчас я понимаю, что если бы взялась делать ее из тех же материалов, получилась бы вещь совершенно другого уровня. Это и есть тот случай, когда надо не жалеть, а резать. Если работа не продана и если позволяет время – либо переделайте, используя приобретенные знания, либо разберите вплоть до расходных материалов – вдруг посетит идея, как использовать их иным образом.
2. Бывает, что в целом качество работы вас устраивает, но не нравится какая-то деталь или ряд деталей. Например, нравится колье, но получилась неудачная застежка; цвет оплетки плохо сочетается с камнем; стиль бахромы не соответствует общему стилю кулона. В этом случае нужно задать себе вопрос: что конкретно вас не устраивает и по какой причине? Основное внимание в поиске ответа нужно уделить тому, какой элемент нарушает общую гармонию работы. Если ответ найден легко и не вызывает сомнений – переделайте только то, что не устраивает, остальное оставьте без изменений. Если же сомнение осталось, рекомендую прибегнуть к опросу общественного мнения. В данном случае лучше всего опросить коллег по вашему виду рукоделия, действительно ли забракованный вами элемент выбивается из канвы. Возможно, дело совсем в другом. Результаты опроса можно использовать для принятия решения в плане переделки, а можно послушать всех и сделать по-своему:)
3. Тут такая история. Сделали вы, к примеру, украшение и отправились с ним на выставку в другой город. В процессе транспортировки повредилось что-то, скажем, раскололся центральный камень. Что тут поделаешь? Первая мысль хендмейдера – расстроиться, опустить руки, может быть даже перестать участвовать в выездных выставках. Это одна из самых обидных причин переделки по собственной инициативе, когда вы понимаете, что переделывать нужно, но себя безумно жалко:) Потому как цена украшения не меняется, а усилия, на него затраченные – растут. В этом случае следует взглянуть на инцидент трезво - пересмотреть способы перевозки, крепления камня в украшении, ну и, разумеется, переделать само украшение – склеить или заменить камень. Утешьте себя тем, что в процессе исправления работу можно снабдить новыми интересными деталями или просто научиться чинить при подобных поломках. Такой опыт полезен. Даже если дефект визуально незаметен глазу неспециалиста, переделать все равно нужно – вы о нем знаете, и этого достаточно. Наши работы (я думаю, что вы тоже в это верите) обладают определенной аурой, и если вы хотите, чтобы у их обладателя было всё хорошо – эту самую ауру не стоит портить подобным способом.
4. У многих мастеров постоянно хранится некоторый пул непроданных по разным причинам работ. Каждый мастер индивидуально определяет временные границы, сколько хранить работу и что с ней делать, если она не продается. Можно, конечно, подарить, отдать в благотворительных целях или оставить себе. Но если вы ставите цель именно продать, нужно задуматься о том, по какой причине вещь не продается. Здесь, как и в п. 2, поможет опрос общественного мнения. Причем спрашивать нужно не только коллег по цеху, а еще и желательно – потенциальных покупателей. К примеру, на выставке предложить посетителям ответить на вопрос: что нужно поменять в этой работе, чтобы вы ее купили? Как ни странно, сбор подобной информации реально помогает принять верное решение о переделке. Но переделывать долго не продающиеся работы нужно не всегда. Когда вы уверены в технической безупречности своей вещи и вообще в целом довольны своей работой – бывает полезно подождать, может быть, вещь просто ждет своего покупателя.
Приведу два примера из своей практики. Было у меня колье «глубина норвежских фьордов». Было оно со мной долго – но я почему-то изначально была в нем уверена. Новая техника, необычная форма – эти факторы не позволяли мне разобрать украшение. Муж говорил: «никто не купит у тебя этот слюнявчик», родители и знакомые смотрели с непередаваемым скептицизмом. Но я раз за разом носила колье на выставки, и однажды нашлась женщина, которая, примерив его, настолько слилась с украшением, будто оно было ее второй кожей. Купила, а через 3 часа привела ко мне свою подругу, но подруга так и не надумала осчастливить меня покупкой – в итоге дама купила еще серьги - морские звездочки, крутясь перед зеркалом, приговаривала: «я же звезда!» Разве с этим поспоришь! :)
Второй пример демонстрирует случай, когда я сочла за лучшее переделать долго не продававшиеся украшения. Я люблю плести и вязать всевозможные жгуты, а больше всего я делаю ажурных жгутов на платки и шарфы. Я уже потеряла счет украшениям, сделанным мной в этой технике. Обычно такие штуки у меня уходят быстро, но были два украшения – исключения из этого правила. Я стала размышлять и пришла к выводу, что, возможно, причина долгого пребывания со мной этих украшений в том, что оплетка однотонная, а это смотрится менее интересно. Переделала, после чего их довольно быстро купили. Таким образом, я сделала вывод: если из серии похожих вещей есть долго не продающиеся, нужно понять, чем они отличаются от тех, которые уходят быстро, и изменить в них именно эту характеристику.
5. Бывает такое: работа закончена – а чем-то не нравится, но что конкретно в ней не так – непонятно. Здесь, как и в п. 2, поможет опрос мнения специалистов в вашем виде творчества. Ну и родственников-друзей можно поспрашивать. Во время работы, особенно если изготовление ее длится долго, глаз успевает замылиться, а взгляд со стороны иногда кардинально освежает восприятие.
Вот и всё, что я хотела сказать о переделке работ по инициативе мастера. В продолжении публикации будет более подробно разобран второй раздел классификации – переделка по инициативе заказчика, наиболее острый и часто встречающийся момент.
PS. Возможно, в этой классификации я что-то упустила. Пожалуйста, поделитесь своей точкой зрения по теме в комментариях! Также буду благодарна, если расскажете свои истории о переделках как с точки зрения мастера, так и с точки зрения покупателя.
PPS. Это моя первая публикация на ЯМ! Посему очень прошу тапками сильно не кидаться:)