Сосуд для слез - память времен

"Ловец слез" или слезница (lachrymatory) - небольшой вытянутый сосуд с узким горлышком необычной формы, сделанным так, чтоб можно было прижимать его прямо к уголку глаза. Его назначение - сбор горючих слез, а история насчитывает более трех тысячелетий.

история флакона, англия

Слезницы были замечены в Древнем Риме, где специально нанятые плакальщицы рыдали в них во время похоронных процессий, а затем слезница ставилась в могилу, дабы выразить усопшему дань уважения. Они изготавливались для этого без крышки, чтоб слезы испарялись. В восточных империях древности, таких, как Персия или Византия, "ловцы слез" служили для мужей своеобразной лакмусовой бумажкой: по количеству выплаканных туда женами слез становилось ясно, страдали ли те во время долгих разлук... кстати, в эпоху Гражданской войны в Америке жены ушедших на фронт солдат проделывали примерно то же самое - хранили свои слезы как знак любви и верности.

флакон, стекло

В эпоху королевы Виктории в Великобритании в XIX столетии слезницы получили "второе рождение". Их носили при себе вдовы, дабы копить там слезы об ушедших мужьях. В годовщину гибели полагалось вылить собранные слезы на могилу. 
бутылочка, металл

Сегодня эта романтическая традиция переживает очередной бум популярности на волне интереса к винтажу и антиквариату. В США, Египте, Европе изготавливаются современные "ловцы слез" из выдувного стекла, хрусталя, металла, украшаются инкрустацией и стразами. Иногда слезницы ставят на специальную подставку или закрывают стеклянным колпаком, дабы выставлять этот сосуд среди прочих диковин дома на радость гостям. Теперь "ловцы слез" используют не только для сбора слез утраты, но и чтоб запечатлеть воспоминания о крещении ребенка или о свадьбе, то есть о радостных событиях; существует много фирм, которые занимаются выпуском слезниц различного дизайна... Кроме того, появилось множество людей, коллекционирующих эти необычные, чем-то притягивающие и таинственные сосуды.

пузырек, пробка

Чтоб отличить настоящую слезницу от подделки, коллекционеры рекомендуют обращать внимание на вот какие детали:
1. Вряд ли на рынке вам попадется античная слезница. А вот "ловец слез" XIX века всегда плотно закрыт, а иногда и запечатан воском. Кстати, нередко слезницы закрывали корковыми пробками. Зато никогда их не закрывали с помощью крышек со спреями ("автомайзерами") или крышечками с уходящими вглубь бутылочки стерженьками для нанесения жидкости на кожу: слезы не являются духами и, конечно, на кожу не наносятся и не прыскаются. 
2. "Ловец слез" - это очень маленькая вещь. Начиная от полутора сантиметров и заканчивая максимум длиной в десять сантиметров, но никак не, например, пятнадцать. Объем "ловца слез" также должен быть невелик - если вам предложили сосуд 200-500 мл, то это подделка, недостойная настоящего коллекционера подобных романтических вещиц. Ведь смысл этого флакона - не столько во внешнем качестве, сколько во внутреннем содержании, мысль о котором будоражит умы романтиков XXI столетия.

фиал, печаль

Современные ловцы слез из выдувного кобальтового стекла, без пробочек

слезница, обряды

Слезницы викторианской эпохи - резное стекло, металл. Необычный, будто растворяющийся цвет. Есть версия, что когда количество слез доходило до окрашенной части флакончика - можно было снимать траур.

ловец слез, обычаи

Современная слезница на подставке

викторианская эпоха

Современная слезница под стеклянным колпаком

романтизм

Современные слезницы восточного дизайна

романтика

Современные "ловцы слез". тема - ангельские крылья, оплетающие бутылочки

винтаж

А это слезница викторианской эпохи для ношения на шее

декоративное искусство

"Ловец слез" для мужчины - строгого, лаконичного дизайна, похожий на сигару

великобритания

Американский "ловец слез" эпохи Гражданской войны, со стеклянным стоппером

Комментарии (48)
По телевизору как раз показывают мульт про богатырей и Шамаханскую царицу :))

Смешная вещь {#}

Ага, Юля! Это как хрустальный футбольный мяч {#}{#}

Чего только не придумают... И ведь и мужские варианты есть! Странно.. ни разу не видела, чтоб муж плакал.... кто-нибудь вообще видел плачущих мужчин?

Ну, насколько я помню, у мужчин слезная железа действительно работает хуже - но все-таки работает :) Просто они скрывают...))) а в те времена романтизм был в моде, сентиментальность, среди сильного пола в том числе.

Марина, я видела троих плачущих мужчин (в разное время).

наверное, Вам повезло... хотя, конечно, смотря в каких ситуациях слезы лились...

Скорее не повезло{#}

один раз

Евгения 01.07.2013

Я видела... Плакал мой отец. Однажды на могиле дедушки (своего отца), а второй раз, когда мама хотела с ним разойтись (слава Богу, мама не ушла)... Плакал украдкой, чтоб никто не видел...

Показать все