Наверное в каждом, даже самом маленьком населенном пункте, есть интересные места, истории и предания, о которых можно было бы рассказать что-нибудь любопытное. Небольшой городок откуда я родом и его окрестности не исключение. Один наш Ростиславль чего стоит. Но речь сегодня не о древней истории, а времени отстоящем не так далеко от нас. Расскажу я вам о графской усадьбе семьи Келлеров, расположившейся в селе Сенницы Озерского района Московской области.
К сожалению, я уверена, что мало кто слышал о славных носителях этой фамилии. И сейчас я буду проводить исторический ликбез, дабы пролить немного света на эти потускневшие от времени жизненные истории.
Начну, пожалуй, с графини Марии Александровны Келлер, фрейлине последней Императрицы, урожденной княжне Шаховской, которая и получила в наследство имение в селе Сенницы. О графе речь пойдет в следующей публикации.
Мария Александровна родилась в 1861 году.
Отец ее - князь Александр Иванович Шаховской — генерал-лейтенант, участник Крымской войны и подавления национально-освободительных восстаний в Венгрии и Польше — являлся представителем младшей линии князей Шаховских, родоначальником которой был Шемяка (Дмитрий Юрьевич Шемяка 1421 - 1453 г.г., великий князь Московский, Углицкий, Галицкий).
Матерью княжны была Анна Михайловна, урожденная графиня Виельгорская. Замуж за князя Шаховского она вышла по настоянию отца и уже в довольно зрелом возрасте. Умерла через полгода после родов единственной дочери.
Когда Марии Александровне шел 21-й год, она вышла замуж. Венчание состоялось 14 июля 1882 года в придворной церкви Царскосельского дворца. Ее муж, генерал-лейтенант граф Федор Эдуардович Келлер, на момент женитьбы был уже известным в России военачальником, героем русско-турецкой войны.
Через год после венчания у супругов родился сын Александр (1883 г.р.), а чуть позже в - дочь Мария (1884 г.р.).
(Граф Келлер Фёдор Эдуардович с сыном Александром.)
(Графиня Келлер Мария Александровна с детьми Марией и Александром.)
Однако девочке суждено было прожить лишь девять лет. Однажды, катаясь с гор на санках в Сенницах, она неудачно съехала с горы и ударилась головой о дерево. Спасти девочку врачи не смогли. Безутешный отец распорядился возвести на территории усадьбы усыпальницу. Вскоре над гробницей была сооружена оранжерея, где круглый год росли и цвели экзотические растения.
Из книги Авчинникова А.Г. "Памяти Ф.Э. Келлера":
«В одном из самых уютных уголков парка высится стеклянная галерея, сооруженная наподобие оранжереи. В лицо нам пахнуло теплым, влажным и пряным воздухом теплицы. Часовня уставлена тропической зеленью. В передней стене Распятие с лампадой перед ним, тесно обвитое темной зеленью плюща и окаймленное розами. В обстановке этой усыпальницы есть что-то необычное, радостное, чувствуется какая-то светлая христианская надежда, не затмеваемая черной тенью смерти…».
Сына же Александра на некоторое время отправили в Париж, а затем определили в Пажеский корпус в Петербурге.
Но где бы не жила семья графа, в силу перипетий жизни и особенностей служебных обязанностей Федора Эдуардовича, усадьба в Сенницах всегда оставалась их любимой обителью.
По всем свидетельствам того времени видно, что Сенницы были богатым и даже передовым селом: здесь располагалось суконное производство, 4 миткалевые фабрики, была построена электростанция и вся усадьба, соответственно, электрифицирована.
Графиня Мария Александровна основала в Сенницах школу, больницу, богадельню и содержала их. Была попечительницей Сенницкого земского училища. Помогала неимущим крестьянам деньгами. Все погорельцы шли к ней. А так как дома часто вспыхивали из-за детских шалостей (малыши оставались дома, пока взрослые были заняты работой), графиня придумала организовать бесплатные детские ясли. Там ребятишек кормили, за ними приглядывала специально приставленная воспитательница и дети постарше. "Питомцам даже сшили специальную одежду для яслей. А когда за детьми приходили родители, кормили и их, тоже бесплатно. Еще и баранок давали с собой".
Как правило, графиня приезжала в Сенницы на лето, и по этому поводу в селе устраивался большой праздник. "Приезда ждали, как манны небесной. Всегда выходили встречать, заранее готовили усадьбу. Мария Александровна привозила с собой подарки и щедро одаривала крестьян деньгами. А с наступлением вечера устраивался фейерверк, посмотреть на который приходили даже из окрестных деревень. Гулял народ в такие дни до утра. Да и в барском доме шло веселье".
(Графиня Келлер Мария Александровна на костюмированном балу дома Романовых, 1903 г.)
В то время на территории, прилегающей к усадьбе, был разбит роскошный парк с несколькими аллеями.
(Лиственничная аллея)
Его созданием, конечно, занимались и предыдущие владельцы, начиная с Гагариных, которые владели этими землями с конца 16 века и, собственно, заложили там усадьбу. Но основные посадки велись при Келлерах. Этим занимался ученый-лесовод Рудольф Юльевич Обрехт. Даже сейчас, если приглядеться, можно увидеть великое разнообразие деревьев, собранных со всех уголков земного шара.
Есть здесь манчжурский орех, австралийская ель, веймутова сосна (на фото выше), потрясающие лиственничная, дубовая, липовая аллеи...
(Портрет графини Марии Александровны Келлер. 1902г. Художник Л.С. Бакст.)
Мария Александровна Келлер, любившая бродить по парку, устроила хитроумный лабиринт - чуть углубленные дорожки петляли меж деревьев и несведущих могли завести в тупик или водить по кругу. Деревья в парке были посажены в геометрическом порядке, рядом благоухали великолепные цветы и кусты сирени, неподалеку размещались плодовые сады…
Спокойная, размеренная жизнь графини и ее «подопечных» была прервана трагическим известием: 18 июля 1904 года в бою с японцами (шла русско-японская война) граф Федор Эдуардович Келлер погиб. Был он тогда в чине генерал-лейтенанта. Просясь на эту войну, граф, тогда уже отставник, писал императору: «Жизнью я не дорожу, карьеристом никогда не был, и влечет меня вовсе не жажда отличий». Если рассмотреть послужной список Келлера, становится ясно, что карьеристом он действительно не был — жил и умер во славу Родины.
А дальше... а дальше и того хуже - революция...революция… Вихрь перемен сметал все на своем пути. Добрался он и до сенницкой усадьбы.
Графиня Мария Александровна тайно покинула имение то ли в 1919-м, то ли в 1920-м году и некоторое время жила в Зарайске в семье Нолле. Затем графине удалось перебраться во Францию вместе с внучкой Машей (дочерью сына от первого брака, воспитанием которой она занималась), вскоре к ним присоединился и Александр со своей новой супругой.
Узнав, что имение покинуто, местные жители сначала не посмели нарушить его границ – из уважения к хозяевам. Лишь когда по распоряжению властей началась «экспроприация», население ринулось за лакомыми кусками.
Хватали даже фотографии, говорят, ими тогда был усеян весь дом. Разорили и усыпальницу (фото ниже) – искали золотую шпагу, которой был награжден граф Келлер.
(Руины усыпальницы Келлеров, 2019г.)
Одна из очевидец этих дней рассказывала, как девчонкой лазала в склеп – там, в глубине, стоял открытый гроб графа и еще два небольших гроба (помимо маленькой Марии, дочери графа Ф.Э. Келлера, в 1911 году в усыпальнице похоронен 3-х летний сын Александра Федоровича, умерший от дифтерита), а рядом необыкновенной красоты венки из розового мрамора… Куда делись потом тела, неизвестно, да только при советской власти в усыпальницу стали сваливать силос.
Исчез с лица земли и графский дом: его сжег проворовавшийся директор детского дома, располагавшегося там какое-то время. Дом горел неделю, и его никто не тушил, вспоминала очевидица тех событий.
(Усадьба Сенницы. 1 - место дома, 2 - жилой флигель, 3 - дом для прислуги, 4 - электростанция, 5 - конюшня, 6 - дом управляющего, 7 - службы, 8 - церковь, 9 - усыпальница, 10 - фонтан.)
На сегодняшний день, правда, все-таки сохранилось ряд зданий от всего усадебного ансамбля начала 19 века: это Дом для прислуги, Дом управляющего, Конный двор, Жилой флигель, Воскресенская церковь и парк с прудами.
Однако общий вид усадьбы все же довольно удручающий с точки зрения внимания к историческим ценностям... Но с точки зрения обывателя-любителя тех самых ценностей, но не могущего, к сожалению, глобально повлиять на положение вещей, усадьба обладает каким-то магическим притяжением) Мне хочется снова и снова прикасаться к этой, пока, еще живой и такой близкой истории.
И не мне одной...
Так, например, сравнительно недавно вышло в свет ШЕСТОЕ!!! дополнительное издание книги "Сенницы. Облики прошлого" местного краеведа Букринской Н.К. Т.е. книга переиздавалась 6 раз с все новыми, дополняющими прежние издания, сведениями, т.е. человек никак не мог отпустить, оставить эту тему и все искал и изыскивал интересные материалы!!!
Так вот и мы никак не освободимся от очарования этой заброшенной, но когда-то такой цветущей усадьбы, и все приезжаем и приезжаем, читаем и вспоминаем...