Добрый день, дорогие подписчики! Позвольте представить две фигуры: танцующая девушка и девушка с пальцем на подбородке по мраморным оригиналом Канавы.
Сегодня Антонио Канова считается самым выдающимся итальянским представителем неоклассицизма. Его произведения пропитаны барокко и классическим возрождением, но скульптору удалось избежать мелодраматики первого и холодной искусственности последнего. В результате каждый, кто созерцает творчество мастера, отмечает, что в работах Кановы гипс и мрамор оживают, дышат и сплетаются в причудливом танце истинного художественного искусства.
Посещая парижский Лувр или петербургский Эрмитаж невозможно не восторгаться уникальными по своей эстетике, реалистичности и художественной ценности работами великого итальянского мастера Антонио Канова. В какой бы экспозиции не были представлены гипсовые и мраморные скульптуры Кановы, они притягивают зрителя, выделяясь не только сложностью скульптурной работы, но и глубокой сюжетной основой. Оценив однажды талант этого великого мастера лепного искусства, становится совершенно непонятно почему сегодня имя Антонио Кановы не столь известно, как имена Рафаэля и Микеланджело.
Три грации (1814-1817).
Жизнь и творчество Антонио Канова
Антонио Канова родился в 1757 году в Поссаньо в бедной семье Пьетро Канова. В 1761 году умер его отец, а еще через год его мать снова вышла замуж. Таким образом, в 1762 году маленький Антонио был передан на попечение своего деда по отцовской линии Пасино Канова, который был каменщиком и владельцем карьера. Сам будущий гений художественного искусства говорил о своем дедушке, что тот был «скульптором, специализирующимся на алтарях со статуями и низкими рельефами в стиле позднего барокко». Именно он привел Антонио в искусство скульптуры.
Уже в возрасте десяти лет Канова начал пробовать создавать фигуры из гипса и глины, и стал осваивать искусство резьбы по мрамору. Интересно, что уже в возрасте девяти лет он выполнил две небольшие скульптуры из гипса, которые позже вырезал из каррарского мрамора. Эти фигуры сохранились по сей день.
Хью Гамильтон, Антонио Канова в своей мастерской (Психея, возрожденная поцелуем Амура)
А ВОТ И НАШИ ДЕВУШКИ, ТО ЕСТЬ ДЕВУШКИ АНТОНИО КАНОВА Танцовщица. Канова, Антонио. Италия. 1812 г. Мрамор. 179 см. Источник поступления в музей: Собрание императрицы Жозефины в Мальмезоне. 1815 г
Фигуры девушек выполнены в париане после Канова в 1898 году. Производитель Робинсон и Ледбитер, см.ниже, нашла описание мануфактуры и статью правнука Ледбитера.
Техника Париана
Статуэтки издавна были частью гончарного репертуара, хотя в середине XVIII века среди придворных сословий сложилась особая мода на них. Важные европейские гончарные изделия - Sevres, Meissen, Derby - изготавливали различные белые (неглазурованные или бисквитные) модели и украшали их для украшения банкетных столов и дворцовых каминных полок. К началу 1800-х годов фигурки в глиняной посуде посредственного качества в большом количестве превращались из гончарных мастерских Стаффордшира для английского среднего класса. Но несколько известных гончарных изделий, таких как Minton, Worcester и Copeland & Garrett, продолжали делать фигурки из белого печенья и искать высококачественное глиняное тело, которое могло бы противостоять загрязнениям, возникающим при обработке неглазурованной поверхности.
В то же время разработчики моделей и пресс-форм в английской промышленности разработали свои ремесла на высочайшем уровне. Хотя химия литьевого скольжения была открыта в прошлом веке, динамика моделирования и изготовления пресс-форм была значительно усовершенствована во второй четверти девятнадцатого века.
Большинство скульптурных керамических фигур чрезвычайно сложны и не могут быть помещены в одну форму. Изготовитель пресс-формы должен был разделить модель на управляемые детали, которые впоследствии были соединены ремонтником, когда литые детали находились в зеленом состоянии. Соединения между деталями были тщательно скрыты и сглажены, так что зритель редко замечал количество частей, которые были объединены, чтобы создать окончательную фигуру.
Моделисты считались самыми опытными из этой группы мастеров. Работая с гипсом или глиной, они должны были скопировать существующую модель, чтобы полученная фигура имела правильные пропорции даже после того, как огонь уменьшил зеленую глину на 12–15%. Работе создателей модели в значительной степени способствовала редукторная машина Бенджамина Чевертона (по существу, трехмерный пантограф), которая была запатентована в 1844 году.
Это из истории гончарного производства, а сейчас позвольте познакомить Вас с выдающимися мастерами мало известными Робинсоном и Ледбитером. Не стремились обозначать свои произведения и многие из них не отмечены.
Хотя до сих пор ведутся споры о том, какая керамика впервые представила скульптуру из парианского фарфора, несколько английских фирм делали фигуры в этом новом материале к 1845 году. В самые ранние годы использовались различные названия: «Фарфоровая скульптура» в Copeland & Garrett; «Париан» в Минтоне; и «Каррара» в Веджвуде. И «Париан», и «Каррара» ссылались на желаемый мрамор, который керамический корпус должен был имитировать. К 1851 году термин «парианский» стал общеупотребительным. Формул для самого глиняного тела было так же много, как и для гончарных изделий, из которых изготавливался париан, но все они разделяли основные ингредиенты полевого шпата в концентрациях от тридцати до шестидесяти пяти процентов, корнишской глины и корнишского камня. Некоторые рецепты также включали шариковую глину, кремневое стекло, карбонат бария или фритту, но именно полевой шпат придал париану отличительную твердость, и гладкую поверхность, напоминающую мрамор.
Печальную историю рассказал в этой статье правнук мастера Эдуарда Лидбитера.
Сегодня на амазоне продают недорогие копии этих мастеров, в конце 19 века Лидбитер копировал знаменитого Канова, а сегодня тиражируют совсем маленькие фигурки 17 см., из алебастра...( и продают по 50 $ безусловно в них нет той прекрасной детализации и знаменитого париана Лидбитера...
Спасибо, что были внимательны к моим публикациям, хорошего дня и прекрасного настроения несмотря ни на что.
Красота рядом!!!
С уважением,
Маргарита