История армянской вышивки
- Рубрика: История рукоделия
- Виды творчества: Вышивка

Армянская вышивка — один из древнейших видов рукоделия. Неудивительно, что ввиду того, что Армения считается первой страной мира, принявшей христианство на государственном уровне в 4 веке н.э., первыми образцами армянской вышивки являются библейские сюжеты и иконы (как, к примеру, на заглавной фотографии темы).
Кроме того, художественное шитье всегда пользовалось особым покровительством Церкви, поэтому скатерти, чехлы для предметов церковного обихода, палицы, хоругви, венцы, пояса и обувь священников отличаются утонченностью и художественным оформлением высокого качества.
На фотографии палица, один из элементов церковного облачения.
Множество изысканных предметов церковного обихода прошлого сегодня хранится в Первопрестольном Эчмиадзине — духовном центре всех армян.
Виды светской вышивки
Искусство армянской вышивки, как и национальный костюм, очень разнообразно и отличается от региона к региону. Говоря о нецерковных, светских мотивах, нужно сказать о широком употреблении трех из них: растительном, геометрическом и зооморфном.
В Армении (как Западной, исторической, так и Восточной, современной) существовало несколько школ вышивки, названия которых давались по названию города, где они возникали: к примеру, школа Вана, Урфы, Мараша.
Вышивальщицы Урфы отдавали предпочтение растительным орнаментам, что подчеркивало поклонение человека природе и их неразрывную связь. Частыми мотивами были незабудка, ежевика, мак, гранат — в некотором смысле символы Армении, важные элементы ее флоры.
Вышивка Мараш в целом сочетает в себе все три мотива, она яркая и полихромная, объемная и вполне реалистичная. Перед вышиванием рисунок с подлинника переносили на ткань карандашом, а поверх начинали вышивать. Ниже приведен пример вышивки Мараш, выполненной на подушках.
Отдельно стоит сказать о символике вышивки.
Цветы считались символом юности, молодости, тогда как витиеватые линии с лепестками, обрамлявшие женские фартуки, олицетворяли бессмертие и бесконечность жизни. Миндалевидные элементы орнамента на верхней одежде и фартуке выступали оберегом от зла. Самый распространенный зооморфный элемент орнамента — рожки (рога быков и козлов), символизирующие плодородие. Он очень часто встречается на фартуках и даже коврах.
Можно отметить, что культ козла как символа плодородия, а иногда мужского начала, характерен для многих кавказских народов: и армянского, и дагестанского, и других.
Спасибо, очень познавательно!
Познавательно! Спасибо!
Спасибо, интересно. У армянских священников чудесные расшитые тапочки. Когда увидела, они мне так понравились:)
Искренне благодарю Вас за столь интересный и насыщенный рассказ.