Сегодня мы расскажем о тыкве, которая имела большое значение для коренных жителей Америки до открытия ее Колумбом и волны переселенцев из Старого Света.
Большинство ученых считает, что в Новый Свет тыква была принесена во времена заселения Америки - тысячи лет назад. Есть свидетельства о ее выращивании на территории современной Мексики 5 тыс. лет назад.
В древних культурах Америки изображение тыквы встречается довольно часто, в том числе изготавливались натуралистичные глиняные сосуды в форме плодов этого растения. Тыква была одной из основных сельскохозяйственных культур, возделываемых индейцами, и переоценить ее значение сложно.
Сосуд в форме тыквы. 300 г.до н.э. - 300 г.н.э. Месоамерика, культура Колима, территория современной Мексики. Из коллекции Музея изящных искусства, Хьюстон, США.
Естественно, что в таких условиях тыква появляется в местных сказаниях, мифах и легендах.
В начале XVIII в. была найдена рукопись, записанная индейцем майя на языке киче с помощью латиницы Пополь-Вух. Рукопись очень интересная, но иногда сложна для понимания из-за утраты фрагментов.
Центральное место в рукописи занимает история про братьев-близнецов. Постараемся кратко изложить этот фрагмент из Пополь-Вух.
Братья-близнецы Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу были прекрасными игроками в мяч (эта игра заслуживает отдельной статьи). У них было великолепное снаряжение.
Игрок в мяч. I в.до н.э. - III в.н.э. Месоамерика, культура Халиско, территория современной Мексики. Из коллекции Музея искусства "Метрополитен", Нью-Йорк, США.
Однажды братья играли в мяч на дороге, которая вела в Шибальбу (подземное царство) и потревожили его владык, которые причиняют людям несчастья, приносят болезни и смерть. Владыки были возмущены неуважением и непочтением близнецов и решили наказать их. Они послали четырех сов, которые должны были передать братьям: "идемте с нами. Владыки говорят, что они должны прийти. Они должны прийти сюда поиграть с нами в мяч, чтобы сделать нас счастливыми, так как мы поистине изумлены ими". На самом деле они хотели погубить братьев и получить их прекрасное снаряжение для игры в мяч.
Сцена игры в мяч, Майя, Тонина, Чьяпас. Монумент 171. Коллекция Museo Nacional Mexico City.
Герои-близнецы спускаются в подземный мир по требованию владык Шибальбы. Хун-Хун-Ахпу и Вукуб-Хун-Ахпу подвергаются тяжелейшим испытаниям. Одним из испытаний было провести ночь в Доме Мрака. Братьям дали сигары и лучины, которые они должны были вернуть на рассвете несожженными. Однако близнецы выкурили сигары и сожгли лучины, за что и были умерщвлены. Хун-Хун-Ахпу обезглавили, а голову повесели на дерево, которое никогда не плодоносило. И вот дерево покрылось тыквами. Голова Хун-Хун-Ахпу стала неразличима от тыкв. Владыки решили, что это дерево волшебное, и запретили всем к ниму приближаться.
Однако весть о чудесном тыквенном дереве быстро разлетелась. Дочь одного из владык Шибальбы по имени Шкик пришла к дереву, чтобы полюбоваться его красотой и сорвать плод. Она заговорила с головой Хун-Хун-Ахпу. Он же попросил протянуть девушку ладонь и выронил несколько капель слюны.
Через 6 месяцев отец Шкик заметил, что его дочь в положении и обвинил ее в распутстве. Отец не поверил ее истории, и на совете владык Шибальбы было решено ее убить. Совы-посланники должны были убить Шкик и принести ее сердце в тыквенной чаше. Однако девушка сумела убедить сов не убивать ее и бежала из подземного царства на землю. Вскоре Шкик родила двух сыновей - Хун-Ахпу и Шбаланке. Эти два сына позже повергнут владык Шибальбы.
Таким образом, тыквенному дереву отводится важная роль в эпосе майя-киче. Именно тыквенное дерево заключает в себе волшебную силу, благодаря которой был продолжен род божественных братьев-близнецов. Тыква для народов майя-киче обретает не только утилитарное значение, но и наделяется мифической силой: как необходимое звено победы над владыками Шибальбы, символизирующими смерть, голод, болезни и несчастья.