Сегодня хочу рассказать вам про своего деда. Его не стало 21 февраля этого года.
Трудно привыкнуть к мысли, что мы больше не увидимся.
Мелентьев Арсентий Иосифович- 15.03.1922-21.02.2020
Танкист.
Историю напишу кратко, выберу основное из моих записей о семейной истории. Записано со слов деда.
Тот день, 22 июня 1941 года, навсегда врезался в память.
Проезжая через райцентр, в 12 часов дня, по радио услышали выступление Молотова о нападении на нашу страну. Мобилизация началась сразу. Сначала забрали двух старших братьев, а затем и деда.
В конце июля деда направили в Ташкент, в танковое училище. Закончил учебу в октябре механиком-водителем (пригодился опыт работы в колхозе прицепщиком на тракторах). Тридцать человек были переправлены в Ногинск, где формировалась танковая бригада.
7 ноября 1941 года, на Октябрьскую, 12 экипажей отправили в Москву на парад. Повалил снег. Трибуны. Сталин. И сразу в бой! Немцы были под Москвой. Сразу с парада на Красной площади был направлен на фронт в Волоколамск, «где была окружена наша дивизия и мы её выручали…». При освобождении штаба потеряли два танка.
Затем дед попал в дивизию Панфилова, принимали бой на разъезде Дубосеково. 16 ноября дивизия была атакована силами двух танковых дивизий немцев. Немец бросил в бой 140 танков. В этом бою дед получил свое первое ранение в левое плечо. Мороз. Снег. Раненого его отправили в госпиталь. Четыре месяца там и опять в свою часть.
В мае 1942 года сражение под Харьковым. В результате окружения и последующего уничтожения крупных сил Красной армии под Харьковом вся оборона советских войск в полосе Южного и Юго-Западного фронтов была кардинально ослаблена. Пользуясь этим, немецкое командование начало успешно развивать заранее намеченное стратегическое наступление по двум направлениям — на Кавказ и на Волгу. Перед вермахтом была поставлена задача нанести поражение советским войскам в Донбассе и на Дону, прорвать на Северный Кавказ и захватить нефтяные месторождения Северного Кавказа и Азербайджана. Гитлер настаивал, что лишившись источника нефти, Красная Армия не сможет из-за отсутствия топлива вести активную борьбу, а со своей стороны вермахту для успешного наступления в центре необходимо дополнительное горючее, которой Гитлер рассчитывал получить с Кавказа.
225 танковый полк деда бросили на Кавказ. Переправляли через Астрахань. Съезжали с платформы и сразу в бой. Спецмашины подвозили снаряды, солярку- полуторки. Буксовали. Пехота на себе вытаскивала машины. Танки выходили из строя. Кормили плохо. Водоснабжение было разбито. Брали воду прямо из реки Кума. Вода в ней была сильно мутная и соленая. Выбора не было, приходилось готовить и пить. Полк участвовал в освобождении городов Моздок, Нальчик, Минеральные Воды, Кисловодск, Армавир, Ростов на Дону.
В январе 1943 года 225 танковый полк перебрасывают под Сталинград, бои за который шли с лета. В результате наступательной операции «Кольцо» советским войскам удалось ликвидировать окруженную немецкую группировку.
Летом 1943 года началась битва под Курском. Рассказывает дед: «Танковое сражение было страшным …Всё горело…Земля горела от разлитой солярки…Ничего не было видно…Солнца было не видно…Мы не понимали, где были мы, а где немцы…». История войн не знала другого такого танкового сражения, какое развернулось под Курском.
Этой операции суждено было стать величайшей танковой битвой в истории войн.
12 июля в районе Прохоровки произошёл крупнейший в истории встречный танковый бой.
Большую опасность для экипажа представляли осколки брони. Причем сама броня довольно вязкая, надежная, но грубо сваренные стыки броневых листов, окалина на внутренней отделке от попадания снаряда давали много мелких осколков, часто губительных для экипажа. Но танк Т-34 был сделан на совесть, с душой. Экипаж чувствовал себя защищенным. Другое дело, что артиллерия постоянно совершенствовалась, и неуязвимых танков не существовало. Танк деда горел несколько раз. Спасало его то, что он, механик-водитель, всегда вылезал в нижний люк.
Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей – сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа. От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудие, лопалась броня, взрывались танки. Открывались люки и танковые экипажи пытались выбраться наружу. Танкисты потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабине танка. Одна мысль, одно стремление – пока жив, бей врага!
Техническое обслуживание проводит сам экипаж, он заливает горючее и масло в баки, производит смазку многочисленных штучек ходовой части, снимает смазку ствола пушки перед боем, смазывает ствол после стрельбы и т. д. Поэтому одежда танкистов часто была пропитана горючим, моторным маслом. Основным горючим дизельных двигателей наших танков на войне был газойль. Он значительно менее летуч, чем бензин и на одежде держится долго. Когда не нее попадает огонь, она мгновенно загорается. А вероятность попадания огня на одежду в бою высока. На Т-34 было три 100-литровых бака с горючим по правому борту и плюс 100-литровый бак с моторным маслом по левому борту. И когда бронебойный снаряд прошивает борт, внутрь танка выплескивается газоль или масло и масса искр попадает на одежду и все это вспыхивает… Не дай бог, живущим сейчас когда-нибудь увидеть израненного, корчащегося заживо сгорающего человека или испытать это самому. Вот почему и существует среди танкистов своеобразная неофициальная оценка мужества, боевой зрелости, опытности и бывалости. Количество танков в которых ты горел сам. У деда за время войны сгорело три танка. Трудно вообразить, что после всего этого можно остаться в живых и не свихнуться. Видимо только русский человек способен выдержать это…
В 1943 г. освобождали Орел, Белгород, Харьков. Брянск и Смоленск. Полк снова был сформирован и отправлен на форсирование Днепра, правее Киева. Воспоминания деда: «В Киеве мой танк подожгли, люк был заклинен и я вылез через башню, при высадке ударил снаряд и меня отбросило в сторону, были переломаны обе ноги, затем погрузили меня на плот и повезли на другую сторону Днепра, и снова ударил снаряд прямо в плот, плот разнесло на мелкие куски, меня выбросило на мель…На берегу меня нашли дети и отправили в госпиталь. Я быстро поправился и опять попал в свой полк…»
Чем ближе к Киеву продвигались советские войска, тем больше свирепствовали гитлеровские головорезы. В Бабий Яр всё чаще прибывали «душегубки».
Дед рассказывал, что отдельные «душегубки» были и для детей. Они были украшены различными картинками внутри и снаружи. Детей зазывали и включали газ. Затем их скидывали в танковый ров. Женщин сжигали на скотных и конных дворах.
С января по февраль 1944 года 3-я гвардейская армия принимала участие в Никопольско-Криворожской операции, с ходу форсировала Днепр. С февраля армия, прорвав оборону противника, прошла с боями около 250 км, при этом форсировав с ходу пять рек, в том числе Буг и Вислу.
С другими армиями фронта 3-я гвардейская армия овладела сандомирским плацдармом на левом берегу Вислы и затем освобождала Польшу. Особое значение противник придавал обороне на рубеже реки Вислы. Освобождая в Польше очередную деревню, рядом с дедом разорвалась бомба. Дед: «Засыпало всего землей, одна голова осталась. Кровь изо рта и носа. Три дня пролежал. По полю ехала спецбригада и собирала трупы для захоронения. Я случайно пошевелился. Потом госпиталь, тогда это был сарай с соломой. Контузия. Затем опять в свой полк».
В июле 1944 года вместе с идущей рядом 4 танковой армией под командованием Лелюшенко участвовал в освобождении Майданека - концлагеря, в нескольких километрах от Люблина. Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать. Нельзя было есть. Нельзя было жить.
1945 год.
Дед: «3 танковая армия во главе с Рыбалко шла левее Берлина. На пути были разные водные каналы, идти было очень трудно. Улицы узкие. Танкам негде развернуться. Были большие потери. Сзади танков шла пехота. Немцы выскакивали из подвалов и били пехоту. Приходилось разворачиваться назад».
Однако чем ближе советские ударные группы пробивались к центру города, тем ожесточённее становилось сопротивление. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом. На улицах Берлина фашистам удалось подбить много наших танков из фаустпатронов. Советские танкисты научились уничтожать вражеские огневые точки, двигаясь по обеим сторонам улиц, прикрывая друг друга «ёлочкой», когда один танк двигался чуть впереди другого.
6-7 мая 3 танковую армию отправили в Чехословакию. Встретить победу в Берлине деду не пришлось.
На этом война для деда не закончилась. Несколько полков были отправлены в Западную Украину для освобождения от бандеровцев. По рассказам деда, от реки Горынь стоял жуткий трупный запах. Всех убитых бандеровцы скидывали в нее. Самое обидное было погибнуть от их рук.
Однажды охраняли избирательный участок, дежурил танк деда. Неожиданно, когда он вылезал из люка, из кустов выстрелили из пулемета. Две пули попали в пах. Повезли в Ровно в госпиталь. Пока везли потерял много крови. При переливании перепутали группу. Двенадцать дней без сознания, вынесли уже в подсобное помещение. На тринадцатый день очнулся. Так и выжил.
Весь 1946 год уничтожали бандеровцев.
29 декабря 1946 года деда демобилизовали.
Всего за войну дед получил четыре тяжелых ранения, 3 контузии. И три похоронки на него получила мать.
Дед: «Самое страшное было терять друзей. Смерти боялись все, но шли в бой. За Родину, за жен и матерей.».
Боевые награды: Орден Отечественной Войны 1степени, 2 Ордена Красной звезды, 2 медали « За Отвагу», медаль за «Освобождение Кавказа», медаль «За оборону Москвы», медаль «За освобождение Варшавы», медаль «За взятие Берлина» и другие.
Хотела кратко... Не получилось.
В этом году мы продолжаем нашу традиционную акцию поздравления ветеранов.
Вы также можете присоединиться к этой акции- можно взять в любой администрации адреса ветеранов, собрать деньги, закупить подарки и поехать поздравлять ветеранов, жувущих в далеких глухих деревушках.
А если у вас нет возможности , а поучаствовать в акции очень хочется- милости просим.