О Пушкине и родившихся коллекциях

О Пушкине и родившихся коллекциях | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Здравствуйте, уважаемые мастерицы! Активировала профиль на Ярмарке не так давно, начала осваиваться, вот и до блогов добралась Думала, с чего же начать? А начну-ка я с Александра Сергеевича. Классика - она и в  Африке классика

Хочется рассказать о весенней поездке по пушкинским местам. Мы - люди спонтанные, поэтому поехали совершенно неподготовившимися, вследствие чего выяснилось, что поездка пришлась как раз на выходной для всех музеев. Я немного расстроилась, однако, потом поняла, что это не так уж плохо, ибо у нас была великолепная возможность побродить по паркам и аллеям, где когда-то ступала нога великого русского поэта, без обычного народного столпотворения. Иначе говоря, мы были практически одни Первым пунктом было имение Ганнибалов, как известно-предков Пушкина, ведущих свой род от арапа Петра Великого.

Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал («Арап Петра Великого»; 1696—20 апреля 1781) — русский военный инженер, генерал-аншеф, прадед А. С. Пушкина. А. П. Ганнибал был сыном эфиопского князя — вассала турецкого султана. В 1703 г. его захватили в плен и отправили в султанский дворец в Стамбуле. В 1704 г. русский посол в Константинополе С. Л. Рагузинский привёз его в Москву, где через год тот был крещён. Поскольку крёстным отцом был Пётр I, в православии Ибрагим получил имя Пётр. С 1756 г. — главный военный инженер русской армии, в 1759 г. получил звание генерал-аншефа. В 1762 г. вышел в отставку. Во втором браке у Ганнибала родился Осип Абрамович Ганнибал — дед А. С. Пушкина по материнской линии. Своему прадеду А. С. Пушкин посвятил повесть "Арап Петра Великого".

Петровское-усадьба Ганнибалов. Численность населения деревни по оценке на конец 2010 года составляла 30 человек.

Село возникло на месте старой деревни Кучане, на берегу одноименного озера. В 1742 году Елизавета пожаловала генерал-аншефу Абраму Петровичу Ганнибалу земли, входившие в состав Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции. Имение получило название Петровское от имени царя Петра I, сподвижником которого был Ганнибал. При Абраме Петровиче здесь началось возведение мызы, была построена усадьба, дом-контора управляющего имением, служебные постройки и небольшой винный завод.

 В 1781 года усадьба перешла ко второму сыну А. П. Ганнибала — двоюродному деду А. С. Пушкина — Петру Абрамовичу Ганнибалу, генерал-майору артиллерии в отставке. При нем был построен новый господский дом и разбит парк. С 1825 по 1839 год в Петровском жил сын Петра Абрамовича Вениамин Петрович, после смерти которого Петровское перешло в другие руки, которые никакого отношения к роду Ганнибалов-Пушкиных не имели.

 До нашего времени господский дом и другие постройки усадьбы не сохранились. Дом сожжён крестьянами в 1918 году. Остался лишь парк — образец русского садово-паркового искусства XVIII века.

 С 1936 года имение Ганнибалов стало музеем-усадьбой в составе Пушкинского заповедника. В 1976 году был восстановлен дом П. А. Ганнибала, в котором открыли экспозицию, посвященную предкам Пушкина Ганнибалам и усадебному быту Петровского пушкинских времён.

Сам Абрам Петрович в каменном изваянии.

Старое-престарое дерево.

Озеро Кучане или Петровское озеро.

Настрой на романичный лад оставил след в душе и впоследствии родилась коллекция работ: "Сказ о том,как царь Петр Арапа женил". Вспомнился любимый советский фильм с гениальным Высоцким в заглавной роли!

Дальше отправились в хорошо известное еще со школьной скамьи Михайловское.

Самое известное видовое фото:

"Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья."

Из воспоминаний  М. И. Осиповой: в мае 1835 года Пушкин в очередной раз приехал в Михайловское, он выглядел скучным, утомленным: «Господи, говорит, как у вас тут хорошо! А там-то, там-то, в Петербурге, какая тоска зачастую душит меня! . .»

В Михайловском Пушкин учится иначе чувствовать, иначе мыслить более мудро, трезво. Неслучайно именно в стихах Михайловского периода впервые возникает образ няни Арины Родионовны.Она олицетворяет для Пушкина народное начало:

...

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завыванием
Ты мой друг утомлена,
Или дремлешь под жужжанием
Своего веретена?

 Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла...

Арина Родионовна предположительно в молодости и старости.Рисунок Пушкина.

 Лачужка, конечно, не дворец, но и не слишком скромна

У меня в памяти всплывали постоянно еще и эти известные строки:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

Странный мох опутывает стволы деревьев и заборы сада...

Аллеи, мостики и пруды...

Памятник Пушкину-лицеисту.

Коль приехал в Пушкинские Горы,
То дойди, размяв немного кости,
До усадьбы, что на речке Сороть,
Словом, загляни к Поэту в гости.

Здесь, на лоне царственной природы,
Шанс имеешь к творческим секретам,
Как и Пушкин в молодые годы,
Приобщиться, плод сорвав заветный.

Мысли мне чужие неизвестны,
Только я в одном уверен точно:
Каждый, посетивший это место,
Согрешит, напишет пару строчек.

Пусть они дадутся, ох, непросто,
Но, взъерошив лохмы на макушке,
Станет этот каждый выше ростом,
Вспомнив: невелик был ростом Пушкин.

Но альтернативы у ответа
Нету для банального вопроса:
Надо ль чем-то меряться с Поэтом,
Пусть ты даже сильно выше ростом.

Кто бы ни приехал в место это,
Будь один, в компании, с подружкой,
Непременно выпьет за Поэта,
Нацедив вина.
Конечно, в кружку.

 Тригорское.

В Тригорское из Михайловского ведет знакомая поэту "дорога, изрытая дождями", и уже отсюда, с опушки леса, открывается вид на три горы. Виден дом, украшенный портиками и колоннами, и парк на трех знаменитых холмах ... Это - усадьба михайловских соседей и друзей Пушкиных - Осиповых и Вульфов. Сюда, в Тригорское, юного Пушкина влекло уже с первого знакомства в памятное лето 1817 года:

 ... Быть может (сладкое мечтанье!), 

Я к вашим возвращусь полям, 

Приду под липовые своды, 

На скат тригорского холма, 

Поклонник дружеской свободы, 

Веселья, граций и ума.

 Александр Сергеевич впервые познакомился с семьёй Осиповых-Вульф в свой первый приезд в Михайловское, после окончания Лицея. Но особенно подружился после высылки из Одессы в Михайловское в 1824 году, бывая в Тригорском почти каждый день. Хозяйке Тригорского, Прасковье Александровне, Пушкин посвятил ряд своих стихотворений. Её старшие дочери считали себя прототипами героинь «Евгения Онегина».В июне 1825 года Прасковью Александровну навестила племянница - Анна Керн. И романтическое увлечение ею отозвалось вдохновенными строками - "Я помню чудное мгновенье".Здесь среди друзей возникало столь драгоценное для поэта состояние души - вдохновение. Оно рождало образы Татьяны, Ольги, Владимира Ленского ...И потому, любители поэзии издавна связывали Тригорское с "домом Лариных", который стал известен читающей России. Потомки П.А.Осиповой бережно хранили домашний пушкинский музей. После революции, в феврале 1918 года, Тригорское (как многие другие усадьбы) было разграблено и сожжено.По фотографиям и документам Тригорский дом и его интерьеры восстановлены в 1962 году. Тогда же в нём был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о тригорских обитателях и дружбе с ними Пушкина, о его стихах, посвященных Тригорскому. В 1996-1998 гг. дом-музей капитально отремонтирован, его экспозиции дополнены.

Усадьба вся пронизана атмосферой Евгения Онегина...

Моя восьмилетняя дочь вдохновенно декламировала стихотворение,выученное накануне

Позарастало все быльем в Тригорском
И стал глубокий водоем-наперстком.
Скамья Онегина грустит над речкой.
У Дуба часто барахлит сердечко.
Следы неведомых людей-прохожих
На след невиданных зверей похожи.
Позеленели дерева от моха.
А Муза все еще жива-дурёха!

Речка Сороть

Скамья Онегина

Дуб уединенный. Кот обнаружен не был

И результат посещения Тригорского-коллекция "Евгений Онегин".

Когда-то Пушкинские горы назывались Святые Горы. Название связано с расположенным здесь Святогорским монастырем, который издревле входил в ряд самых почитаемых монастырей на Руси.

С ХIХ века эта обитель неразрывно связана с именем А.С.Пушкина. Живя в Михайловском, поэт часто бывал в монастыре, его привлекала и монастырская библиотека, и беседы с его настоятелем, и могилы предков, памятью которых он свято дорожил. Здесь же, "ближе к милому пределу", он и завещал похоронить свой прах.

Могила Пушкина

Монастырь был последней точкой нашей поездки. Постояв на всенощной (была Светлая седьмица), отведав вкуснейший монастырских сухариков со сбитнем, мы отправились в сторону Пскова. Но то уже совсем другая история.

Спасибо за внимание! Буду рада комментариям и взаимной дружбе!пушкин, пушкинские места, ганнибал, тригорское, михайловское, пушгоры, поэт, русь, псковская область, псков, путешествия

P.S. В завершение еще одна визуальная ассоциация  пушкинской прозы - "Барышня -крестьянка".

Комментарии (4)

Очень приятно, Елена!{#}

Здравствуйте, любезная Птичка!{#}Спасибо что заглянули ко мне на огонек, почитать мой первый опыт в блогах! Буду рада видеть вас вновь! Благодарю за комплимент оносительно коллекций, ага-весьма занимательное действо, мне нравится! Ваши тоже прекрасны, подобраны с изюминкой и вкусом! А как хороша - "Балтика"! Чувствуется ее нежная прохлада...Хотя, если откровенно,я больше люблю тёплое море{#}{#}

Птичка live 02.07.2013

Александра! Спасибо на добром слове, обязательно буду заглядывать в Вам. Полуночница Птичка, в миру Елена{#}

Птичка live 01.07.2013

Александра! Спасибо за интересную публикацию, за виртуальную прогулку по пушкинским местам. И -- ух ты, какие у Вас тут коллекции! Прошлась и по другим -- браво!