Обновление пароля

 >  >  >  > Моей бабушке посвящается.

Моей бабушке посвящается.

Моей бабушке посвящается. | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

 Сегодня 22 июня - День памяти и скорби.

Мне хочется написать о моей бабушке, которая с детства привила мне любовь к рукоделию, вложила в нас душу.  ЕЕ воспоминания о войне  я успела записать еще при жизни. Делюсь ими с Вами, чтобы помнили, не забывали той войны и тех, благодаря которым, мы живем.

Родилась моя бабушка, Шмелева Зинаида Семеновна 11 июня 1928 года. Жила их семья на улице Кирова. У ее мамы было 5 детей. Папа умер еще до войны, когда старшему сыну было 14 лет, а самой маленькой дочке всего 2 годика. Мама осталась с детьми одна. Жили трудно, но очень дружно. Мама, как могла, старалась, чтобы дети не чувствовали трудностей: свой дом, огород, корова…

И все было бы хорошо, если бы не война.

Летом, когда Зинаида закончила 5 классов, объявили, что началась война. Она помнит, как мама горько плакала, что не увидит больше среднего сына Николая, который к тому времени уже служил в армии, и оттуда его забрали на фронт. Материнское сердце ее не обмануло. Но Николай не погиб. Он прошел всю войну, а мама умерла, не дождавшись Победы, в 1944 году 12 марта. И осталась Зина с дедом, маминым папой.

Наступило 1 сентября 1941 года. В сталинской школе, где она отучилась 5 классов, уже был госпиталь. А школу перенесли в здание техникума. Начались бомбежки, детей распустили по домам. С тех пор  Зинаида никогда не ходила в школу.

4 октября 1941 года пришли немцы. Город сдали без боя. К Зининой маме, Екатерине Михайловне, пришел двоюродный брат дядя Ваня Беляев, который сказал: «Катя, если бы ты знала, какая силища идет по III Интернационала, ни одного пешего немца. Не победить нашим ее». А мама ответила: «Нет, все равно наши победят. Если только доживем».

Люди по 3 дня не могли сходить за водой через дорогу. Вот сколько их было. Страшно. Шли арийцы, самые чистокровные немцы. Потом они стали ходить по домам, отбирать вещи и провизию: у кого валенки, у кого картофель. Отбирали все. Когда заходили к Зине в дом, мама ее прятала, чтобы немцы не угнали в Германию.

Весь ужас словами не передать. Каждый день ходили слухи о расстрелах, о пожарах. Окраины сгорели все.

Бабушка помнит случай, который произошел на ее глазах. Ездили на лошади полицаи, отбирали сено, и зашли в сарай. Стали забирать сено, а бабушка Поля, крестная Зининой мамы: «Сынок, ты ж свой, скажи немцу, что нет сенца». А полицай пнул ее ногой и наставил пистолет. Тогда мама подняла ее и сказала: «Не надо, пусть хоть все заберут».

Первый раз, когда освобождали Людиново в январе 1942 года, была страшная бомбежка. Но радовались недолго, Людиново опять перешло немцам. И опять такая бомбежка, что улица III Интернационала была вся в трупах. Люди питались кониной. Зимой во время бомбежки прятались за печкой. К Екатерине Михайловне в дом пришла родня с грудным ребенком, у которого был ранен глаз. В глазик при бомбежке попало стекло. Дом этих людей не уцелел.

Наступил сентябрь 1943 года. Немцы стали отступать. Они забирали с собой коров. А всех жителей погнали в сторону деревни Савино. Люди весь день шли. Ночь провели в какой-то деревне. А утром под дулом пистолетов их опять погнали. Среди людей пошли слухи, что гонят их кого в Германию, а кого к Болве, где расстреляют. К конвоирам подъехали другие немцы, они о чем-то переговорили и всех жителей бросили на дороге, потому что Советская Армия наступала фашистам на пятки. Мужчины из толпы сказали, что нужно свернуть с дороги в овраг. Вернуться домой люди не могли, т.к. не знали, освободили город или нет.

Потом была наша разведка. «Ястребочки» летали очень низко. Люди стали размахивать платками, кто чем мог. Потом все поняли, что благодаря этой разведке люди остались живы, т.к. Советская Армия стала выбивать фашистов из деревень. Снаряды летели мимо рва, где находились жители. И только слышно было «Ура!», когда освобождали деревни.

После того, как все стихло, старшие девушки пошли в деревню (в Савино или в Вербежичи), на разведку. Там уже были наши. Освобождение шло ночью. И жителей просили до утра никуда не двигаться, чтобы не было лишних жертв. Как только рассвело, все пошли в Людиново. Подошли к Болве. Через реку саперы натягивали мост. Люди ждать не стали. Перешли вброд. Когда Зинина семья пришла на свою улицу, то увидела одни руины, пепел. Дом сгорел. Все погорело. Екатерина Михайловна перекрестилась: «Слава богу, что остались живы».

Неподалеку был уцелевший немецкий бункер, в котором Зинина семья стала жить вместе с семьей двоюродного брата мамы – Петра. Они сложили печь и перезимовали впятером. Весной перешли жить в дом к Марусе Савкиной, к семье партизан. Дядя Аркадий Савкин, старший сын Маруси, был партизаном и погиб. Зина помнит случай: однажды, когда были в оккупации, пришла к ним тетя Маруся Савкина и через дверное стекло Зина увидела, как она маме показывала всю изрубленную спину, ее и двух детей фашисты держали в холоде, и пытали за сына-партизана.

Когда город освободили окончательно, с фронта пришло два письма. От среднего брата и сестры. Зина с мамой узнали, что они живы.

Скоро заболела мама, и 12 марта 1944 года умерла. А через 9 месяцев умер дедушка. Похоронили его на Новый год. Началась Зинина сиротская юность. Хождение по квартирам, мытье полов. Пахали на себе, возили дрова. Всего не опишешь…

Зина известила брата и сестру о смерти мамы. Сестру Аню отпустили с фронта на один год домой, а брат Коля прислал письмо: «Зиночка, я иду в бой, и за все врагу отомщу: и за твое детство, и за корову, и за дом!». Соседские женщины, которые читали письмо, плакали и боялись, что сложит он голову.

Когда объявили о Победе, счастья и радости не было предела. Обнимались, целовались, плакали, смеялись. И началась трудная, но мирная жизнь.

Зинаида Семеновна дожила до глубоких седин.  Ветеран труда, вдова участника войны. Да и просто любимая мать, бабушка, прабабушка. Не стало ее 4 декадря 2010 года.

Ключевые слова:  

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email