Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Занимательные истории > Обратная сторона души

Обратная сторона души

Виды творчества:   Do It Yourself / Сделай сам
Живопись и рисование > Живопись
Обратная сторона души | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

   Я хочу рисовать…. Я так хочу рисовать, что мне снится запах краски и холст… Но я боюсь, что у меня ничего не получится, я боюсь, что люди, окружающие меня, увидев мои работы, скажут что-то обидное о моей бесталанности. Я замкнусь в себе и глубоко внутри затаю эту одержимость мечтой. И уже никогда не прикоснусь к мольберту…. Я раздваиваюсь между разумом и душой. Этот диалог больше похож на битву двух антагонистов:

- Ты станешь посмешищем. Ты забыла, что ты последний раз рисовала в семнадцать лет?

- Я никому не покажу свои рисунки. Но мне очень хочется попробовать….

- Тебе почти пятьдесят. У тебя нет академического образования, у тебя ничего не получится!

- Ты амбициозна, для тебя имеет значение, что скажут люди. Ты будешь показывать им свои работы, а потом ты будешь страдать, осознавая свою бездарность!!!  Прекрати даже думать об этом.

- Тогда я буду считать, что моя жизнь прожита зря. Я даже не попробовала!

    И так до бесконечности.

     Все-таки я поймала момент, когда мой разум находился в состоянии амнезии или просто спал. Я залезла в Интернет и попыталась найти мастер классы по живописи. Речь не шла об академическом образовании, у меня на это не хватило бы ни сил, ни времени. Я всего лишь хотела получить представление о техниках, их отличиях, приемах, используемых в живописи… НИЧЕГО. Или почти ничего.  Моя одержимость живописью стало принимать форму навязчивой идеи.  Почти каждый день я пыталась найти искомое, но безрезультатно. Потихоньку начал высвечиваться контур мечты, сначала я наткнулась в Интернете на статью об удивительной женщине:

         « У кого душа без глаз, тот всю жизнь проживет, ни разу голову к небу не запрокинет», -  так говорила удивительная российская художница Любовь Майкова. До восьмидесяти лет работала она  перевозчицей по Волге. Пальцы сковал артрит, уже не могла она с той же прытью крутить весла… Стала приглядывать за соседской девочкой, чтобы заняться хоть чем-то. А девочка рисовала гуашью. В один прекрасный момент и баба Люба взяла в руки кисточку, да начала рисовать, да еще как!!!…. 15 картин в месяц!  В 1986 году в Москве, на Волхонке, 13, состоялась ее первая персональная выставка.  К 1998 году на ее счету было уже более десятка персональных выставок в России и за рубежом, сняты несколько документальных фильмов, ее работы хранятся в государственных музеях и частных коллекциях… Всего пару месяцев не дожила до своего столетия,  умерла в самый разгар своей творческой карьеры.

     В том же Интернете я нашла ее работы и ….. поразилась. Я ожидала увидеть лубочное творчество очень пожилой женщины, но это было не так. Пейзажи, нарисованные ею, завораживали своей красотой и какой-то детской простотой.  Она умела видеть прекрасное и отражать его на холсте так, что позавидует, наверное, любой современный маститый художник.  Понятия не имея о техниках,  принципе золотого сечения, перспективе, она обладала даром чувства красоты, пропуская ее через себя, жадно впитывая каждый штрих бытия,   выплескивая на холст уже свое видение, свое восприятие, свой мир… Именно это и завораживало. На ее картинах снег имел запах, до хрупких берез хотелось дотронуться рукой, церковь манила своей величавостью….  Обычные российские  пейзажи, которых миллионы в средней полосе.  А мы такой красоты не замечаем…. 

      В  один из выходных дней, в январскую стужу, муж повез меня на первое занятие.  Все гениальное просто. Вот самые распространенные техники рисования, а вот ТЫ и ТВОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА. И никаких НЕ. Не получается, не могу, не художник… Эти слова выбросить из лексикона, желательно навсегда. Настроиться и начать рисовать.  И благодарить родителей, Господа Бога, весь мир, за то, что ты есть и ты можешь СОЗИДАТЬ…. В небольшой группе одну и ту же картину каждый рисует по-своему, начиная с самой простой, той, что ты создаешь сам, пока без знания основ живописи, и заканчивая уже более сложными произведениями, насыщенные техникой и твоей душой. Ни одной похожей нет, хотя рисуем все, казалось бы с одной и той же натуры. Неудавшихся картин тоже нет. В каждой есть изюминка, в каждой живет частица души человека.

     Вечером я показываю мужу свои первые произведения. Их много, небольших пейзажей, написанных гуашью на бумаге формата А-8. Муж долго разглядывает их, аккуратно разложенных мной на диване. У него шок….

- Ты уверена, что это ты рисовала? Может быть это рисовали твои учителя, а ты просто подписала их?, - почти через полчаса молчания спрашивает он.

- Это правда я. Хотя, если честно, я совсем не верю, что  способна на такое. По-моему это очень красиво.

      Между занятиями я рисую дома, пусть по чуть-чуть, хотя бы один рисунок в неделю. Я замечаю одну странную закономерность – каждая картина насыщена черными, оранжевыми, красными красками, почти нет светлых, полупрозрачных, пастельных тонов.

      Всю последующую ночь я проплакала. Какие-то стереотипы ломались во мне, я не знала их механизмов, принципов действия. Казалось, что из меня выплескивается весь негатив, накопившийся за долгие годы моей жизни. Очищение живописью, арттерапия…   Мне перестали сниться краски и холсты, я перестала рисовать.  Я знаю, что это не навсегда.  Я вернусь к этому, когда пойму, что очень этого хочу, так хочу, что уже не смогу без этого жить….  И я так надеюсь, что мои картины озарит свет…..

                                                                                             ******************

Для того, чтобы ответить, мне нужны силы. А их нет. Ничего нет. Просто ПУСТОТА. Это не значит, что я ничего не делаю, делаю, только все действия почти неживые, я  напоминаю механическую куклу, в которой время от времени заедает какой-то важный механизм.  

     Быт  и работа от моего состояния почти не страдает. Я продолжаю что-то готовить, стирать, мыть, чистить, ходить на работу, эти действия  доведены до автоматизма, но любое общение с людьми, даже с детьми, приносит боль почти физическую…. НЕ МОГУ….

         Моя подруга, обладающая удивительными способностями, перенесшая онкологию и клиническую смерть, с частично ампутированным кишечником, после пережитых страданий, обрела  способность ВИДЕТЬ.     Но ВИДИТ она  не так, как мы, хотя может и мы когда-то были наделены этим свыше, но утратили, как утратили интуицию и многие другие нужные качества,  она обладает способностями ВИДЕТЬ сущность человека,  его ПУТЬ. Как-то, посмотрев на меня, она грустно сказала: « Если так дальше пойдет, ты долго не протянешь. Тебе надо за что-нибудь зацепиться в этой жизни.»

      Короткое общение оставило отпечаток.  Да, в сущности, я и до этого разговора с ней,   понимала, что это правда. И  источники  этой бесконечно длящейся депрессии был как на ладони: кризис среднего возраста, подведение итогов жизни, и, как не странно, мечты, МЕЧТЫ, КОТОРЫЕ СБЫЛИСЬ.

     Но все, о чем мечтала я, было всего лишь внешней стороной медали … Все бы хорошо, но только однобоко как-то получается.  Все это неотделимо от  «Я». Ослабление внутренних комплексов, не более того. Очередная попытка забыть время полуголодной нищеты и выживания….     

     Но всему, даже самому плохому, рано или поздно приходит конец. Господь дает нам ровно столько, сколько мы способны выдержать. Нарыв вскрылся неожиданно быстро, буквально за пару недель, хотя назревание его длилось целую вечность…..

       Я накупила все для декупажа – стеклянные тарелки, салфетки, декупажный клей, бумагу, лак, кракелюр, краски…. Бессмысленно оглашать весь перечень, но зарплату я попросила на три месяца вперед.  И клеила, красила, вырезала, лепила из полимерной глины, чтобы создать трехмерный объем.  Муж, удивленно рассматривая мои «произведения», только ахал, когда в доме появлялась новая партия красок или кисточек. Это не было искусством, это было ремеслом, и никакого счастья в мою загнанную в угол душу, оно не приносило.

    Поняла я это довольно быстро. Просто над очередной тарелкой, я начала рыдать. Слезы лились в три ручья, мне было бесконечно обидно и больно за свою бездарность, за трехмесячную зарплату, выброшенную на казалось бы, совершенно ненужные вещи, за жизнь, практически уже прожитую, но которую так и не осветил тот лучик надежды и радости, ради которого стоит жить…. 

      Подруга жила в другом городе. Почти восемьдесят километров туда, столько же обратно. Как уж я доехала, будучи за рулем, заходясь рыданиями и заливаясь слезами, слабо представляю, я дорогу-то толком не видела, но видно Бог хранил.

     Подруга зажгла свечку, и свечка, тут же напоившись моими слезами, вся отекла, затекла, превратилась в бесформенное НЕЧТО… Я и говорить-то не могла, из каких-то моих бессмысленных, разрозненных, не связанных между собой фраз, подруга поняла суть.

     И своим удивительно спокойным, каким-то завораживающим голосом сказала: « Ну вот и все. Все хорошо теперь будет. Выплеснула ты все, все, что держала в себе столько лет, все плохое ушло…. Делай что хочешь, пиши книгу, рисуй, лепи, без разницы. Только творчество это то, ради чего ты пришла в этот мир. Преодолей страх перед людьми, делай то, что просит твоя душа.» Я, вытирая слезы, пытаюсь открыть свой телефон, чтобы показать фотографии тарелок, всхлипывая, насколько я бездарна. Подруга, внимательно смотрит, и, улыбаясь, говорит: «Ну что ж ты Бога гневишь, ты талантлива, ты очень талантлива, только ты открыла в себе пока такой маленький пласт, чуть тронув его… Тебе еще предстоит столько работать, столько сил придется вложить. Но и радость получишь. Это будет твое высшее достижение. А к рождеству легче тебе станет, совсем по-другому будешь себя ощущать». Слезы высохли. И внутренний гаденький трясущийся человечек куда-то тоже пропал с вечным криком «Я больше ничего не хочу….». Внезапно стало легче.    И вдруг прозвучал ее вопрос, заставивший вздрогнуть: « Не могу понять, о чем твоя книга…. Смерть, дети, жизнь, любовь, а о любви-то там нет ни слова…  Незаконченная книга, и главы еще будешь дописывать, только закончишь многоточием, да так и издашь ее. А потом еще будут другие книги. Твои книги….»         

     Да уж, неисповедимы пути твои Господи…

   Новогодние подарки на работе я решила сделать своими руками. Каждому сотруднику  по тарелке. Мои неисчерпаемые запасы структурной пасты и красок позволяли расширить  спектр моего «творчества», в начале у меня ничего не получалось, каждую вторую тарелку я просто смывала под струей воды, остальные, с моей точки зрения, «получались хорошо».

       Но уже тогда я заметила странную закономерность – эти простые, кажется, ничем не примечательные тарелки, вызывали такую неподдельную детскую радость  у взрослых, повидавших много чего в этой жизни людей,  что  эта реакция была совершенно не  сравнима с покупными, несомненно, более презентабельными подарками,  которые я дарила раньше….  

     И основой любого моего  рисунка стал свет, цветовая гамма перестала  иметь какое-либо  значение, в каждом наброске поселился кусочек моей души, души совсем маленького ребенка с воплощением мечты о мультяшных персонажах, чудесных мирах, и той удивительной красоте,  которую интуитивно, первыми, без всяких оговорок, воспринимают дети.

    Мои маленькие внуки и стали первыми «ценителями»,  поощряя во мне  ВЕЛИКУЮ РОСКОШЬ быть самой собой, беззащитным, любопытным и вечно восхищающимся  ребенком….         

Каждый заказ был счастьем. К деньгам это не имело вообще никакого отношения. То, что я работала в жирный минус, было видно сразу моим вооруженным глазом. Но то, что люди хотели иметь мои работы дома – это было несравнимым ни с чем ощущением.

     Пусть это не высокое искусство, но это МОЙ кусочек души, воплощенный в каждом рисунке…. И порой, так нелегко, так тяжко это дается….

                                                                            ***************************************

       Мы прикладываем неимоверные усилия, чтобы стать как все: рост, вес, цвет волос, яркая одежда, липосакция, пластика, косметолог, парикмахер, стилист, на худой конец сам себе режиссер – диета до  анорексии, красим волосы в собственной ванной, шьем и вяжем сами. Но что бы было все как у всех. Мы меняем себя до неузнаваемости, пытаясь вписаться в этот социум, чтобы просто ему нравиться, не чувствовать себя белой вороной. Мы пытаемся стать лучше всех, богаче всех, респектабельнее всех….

     В какой-то момент времени приходит осознание того, что да, безусловно, ты выживал.  Но эту прожитую, проклятую  жизнь вряд ли можно назвать счастливой.  Безусловно, человек не совершенен. Мы всегда стремимся к высотам, которые трудно достичь, а достигнув, понимаем, что очередной раз ошиблись. И ставим себе новые цели, и достигаем их. И опять понимаем, что промахнулись.  

     Порой у нас не хватает времени заглянуть в свою душу, снять с нее застаревшие лохмотья  с надписью «как все», бесчисленную шелуху «как надо» и задать себе вечные вопросы: «Кто я? Зачем я живу? Чего просит моя душа?».   Страх. Мы боимся стать беспомощными, боимся открыть в себе испуганного ребенка,  всю жизнь мечтающего быть скульптором или врачом, художником или писателем, садовником или воспитателем… Мы можем разговаривать языком формул или физических расчетов, (творческий человек совсем не обязательно должен быть поэтом или художником, просто нужно найти  в какой-то деятельности себя), но единственное условие  -ЭТО должно доставлять удовольствие. Сняв маску, мы становимся такими уязвимыми, ведь приходится начинать все заново, практически с нуля.

     И еще, самое главное, СЧАСТЬЕ у нас ВНУТРИ. Как бы мы не искали его снаружи, его там нет. Оно живет в нашей душе,  не зависимо от того, хотим ли мы этого или нет.  Безусловно, существуют определенные человеческие потребности и они материальны. Но, поставив себе только материальные цели, и так и не заглянув в себя, мы теряем самое бесценное, что у нас есть – ВРЕМЯ.

      Проси у Господа мудрости и силы, чтобы говорить о том, что чувствуешь. Если ты не скажешь этого сегодня, завтра будет таким же, как вчера. И если ты этого не сделаешь никогда, ничто не будет иметь значение. Воплоти свои мечты. Это мгновенье пришло .

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email