Наше поведение в проблемных ситуациях. Часть 1

Наше поведение в проблемных ситуациях. Часть 1 | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

На Ярмарке Мастеров было немало статей на темы: «Как добиться успеха?», «Как увеличить продажи?», «Как продать дорого?». Быть может я была невнимательна и пропустила, но изначально я хотела рассказать вам, как можно решать проблемы путем анализа. Приступила к созданию опуса и получилась большая статья про то, как правильно диагностировать  проблему  и найти ее решение. Но здесь мы все занятые люди и по себе знаю, что большие статьи читать, либо неохота, либо некогда.  Я решила разбить ее на части.

Первая часть о том, как мы себя ведем при возникновении проблемы.

Итак, начнем.

Если рассматривать ваше появление на Ярмарке Мастеров как бизнес, то можно сказать, что вы  – это компания, фирма (как кому нравится).  Поскольку любая компания возникает, живет, поддерживает свое существование, и умирает, если не может делать этого -  ее правомерно рассматривать как живой организм и оценивать ее здоровье.

И здесь надо говорить не только о биологии, но и о психологии поведения. Жизнь живого организма определяется способностью поддерживать свою целостность, несмотря на изменяющиеся условия, как внешние, так и внутренние.

Находясь в состоянии комфорта, организм чувствует себя в  равновесии с окружающей средой. Но если организм, т.е. бизнес, попадает в зону дискомфорта, возникают проблемы, которые надо решать. Когда вы болеете, вы обращаетесь к врачу, принимаете какие - то усилия избавления от болезни. Так же и  в вашем бизнесе.

Обычно происходит так:

Формулируем проблему. Важно при формулировке проблемы не ошибиться, так как мы часто встречаемся с псевдопроблемой.  На деле проблема может оказаться возможностью. Запомните: проблемы нет, если она неправильно определена.

Например, вы, верно сформулировали проблему:  Упали продажи!

1 вариант вашего поведения – отсутствие реакции.

Например, вы узнали, что у вас есть какая- то болячка, решили, что «до свадьбы заживет», а она оказалась серьезной (тьфу-тьфу) и  в вашем организме запускается механизм гибели…

Так же и на Ярмарке Мастеров:  Увидев, что продаж нет, вы ничего не делаете: не обновляете свои работы, не участвуете в сообщениях, да просто, не продлеваете свою карту,  и без вашей  реакции происходит гибель вашего организма, то есть вашего бизнеса.

2 вариант вашего поведения – эмоциональное поведение.

Вы случайно, не направленно, находите выход из зоны дискомфорта. Например, у вас произошла покупка  вашей работы или нескольких работ случайным покупателем. Но если ситуация долго не изменяется, ваше эмоциональное напряжение сменяется апатией, возникает стрессовое состояние и вы смиряетесь с тем, что все плохо и больше не предпринимаете усилий для изменения положения вещей.

3  вариант вашего поведения – спонтанно-поисковое поведение.

 Вы начинаете метаться  от одного вида деятельности  к другому. Снижаете  цены на свои работы. Предпринимаете иногда «некрасивые» усилия, такие как, начинаете играть в приглядки за другими мастерами, копировать работы и прочее. То есть, для выживания на рынке вы проявляете себя спонтанно. Ищите  путь к возвращению в зону комфорта.

4 вариант вашего поведения – стереотипное поведение.

Опытный мастер может повести себя в соответствии со стереотипами. Как было раньше? Ага, я в прошлый раз сделал розыгрыш, объявил аукцион и все наладилось…  Стереотипное поведение направляется памятью о позитивном опыте, приобретенном ранее в результате случайного поиска. Такое поведение увеличивает шансы на выживание «опытного» организма в повторяющихся и потому знакомых условиях, и это бесполезно, если ситуация новая. А на Ярмарке Мастеров ситуация всегда новая : появляются новые мастера каждый день, запросы потребителей меняются...

В результате спонтанного и стереотипного поведения,  появились продажи, пусть не в тех объемах, на которые вы рассчитывали, но все же. Все, вы выдохнули, тем самым вы прекратили поиск решения проблемы, найдя минимально – приемлемый вариант. А это плохо!

5  вариант вашего поведения – рациональное поведение.

В обычной жизни, переболев  и наконец – то выздоровев, вы начинаете работать на будущее: закаливаться, делать зарядку, бежите в фитнес-клуб, совершаете прогулки, садитесь на диету и т.д., то есть вы делаете все для того, чтобы болезнь к вам больше не вернулась.

А что же на Ярмарке Мастеров?  Несмотря на наличие «достаточно хорошей» реакции рынка на ваши работы, вы ищите возможность нахождения еще лучшей реакции! Рациональное поведение позволяет вам достигнуть более привлекательную ситуацию в зоне комфорта с большей вероятностью, меньшими рисками и меньшими затратами.

Рациональное поведение может осуществляться также в ответ на ситуацию, которая пока не наступила (упали продажи), но которая может случиться в будущем.

Такое поведение меняет будущее, увеличивая вероятность предположительно более благоприятного развития событий. Возможность предвидения позволяет выиграть время, и создает условия для оптимизации реакции.

Резюме:

1. Необходимо постоянно находиться в поиске, не удовлетворяясь минимально-приемлемым вариантом выхода из ситуации. Необходимо искать лучший вариант.

2. Каждый вариант ценен сейчас, а не завтра. Завтра может быть найден еще более лучший вариант.

3. Необходимо воздействовать на то, что можно изменить. Если не можешь воздействовать на погоду – купи «вебасто» (заимствованно).

4. Сам факт дискомфорта, не говорит о наличии проблемы.

5. Проблем нет только у того, кто ставит перед собой слишком маленькие задачки, кто не замечает возможностей.

6. Забудьте фразу: «Я не могу сейчас себе это позволить».

7. Если вы еще живы, значит, у вас должны быть проблемы, проблемы реальные, двигайтесь по лезвию возможностей и у вас все получится!

8. Помните, любая ваша работа должна прежде всего быть нужна вам, да - да, именно вам. Если она не нужна вам (или не нравится вам), то почему вы решили, что она нужна кому -то?

Буду рада, если   моя небольшая статейка поможет поверить в свои силы! Верьте в себя! Удачи! Да поможет вам Всевышний!

Спасибо, за то, что дочитали.

Интересно узнать: а каково Ваше поведение приобнаружении падения продаж? Поделитесь!

С уважением, Марина

Комментарии (38)

Спасибо за статью!

Я бы от себя добавила еще один вариант поведения - нерационально-интуитивное. Это когда можно решать проблему, не решая ее саму, а поставив себе другую, параллельную задачу, решение которой на данном этапе никак не влияет на первую.

Пример - знакомая загибалась на работе. А параллельно увлекалась фото, никак не имея цели заработать, ей просто нравился процесс. Сейчас нашла себе менее трудемкое занятие, а увлечение приносит свои заказы, это произошло неожиданно и прогнозов таких никто не делал.

Я бы отнесла данное поведение к варианту "Спонтанно-поисковое"...

Не похоже. Это не поиск. И не спонтанно {#}

Самый верный вариант решения проблемы - это немедленно перестать ее думать, а то как в трех соснах...

То есть не проявлять никакой реакции? Это плохо...

Я немного не о том. Это европейская классификация. А я о восточном подходе.

Есть замечательная притча, немного странная. Расскажу очень кратко, без имен и дат. Приходит йогин в деревню, а там засуха, жители хотят дождя, просто спасу нет. Йогин собрал всю деревню, попросил зерна, и начал его разбрасывать самым эксцентричным способом (способ пропущу, меня забанят). Жители смотрели открыв рты, долго, пока не пошел дождь.

Смысл в том, что слишком сильная концентрация на проблеме все усугубляет. Не думать о проблеме - это не значит ничего не делать, просто само думание отнимает столько сил, что на поиск решений их не остается.

А ещё есть вариант - обратиться к другим за помощью, за подсказкой, да просто за добрым словом. Тоже помогает при решении проблем.

Интересная статья, заставляет думать{#}

Точно-точно)!

Пункты 5 и 7 распечатали и повесили на видном месте :-) Спасибо!

Спасибо! Сначала я хотела написать, что проблем не будет тогда, когда вы умрете, но показалось как то грубо...{#}

Спасибо, Марина. Для меня эта статья очень полезная. Да, на ЯМ упали продажи. Летом это не страшно - дай Бог успеть подготовиться ко всем выставкам-ярмаркам. Но надо думать о том, чтобы Новогодний сезон не разочаровал

Показать все