Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > История рукоделия > Взгляд в прошлое или кто первый?

Взгляд в прошлое или кто первый?

Виды творчества:   Шитье > Лоскутное шитье: пэчворк
Шитье > Кройка и шитье

Взгляд в прошлое или кто первый?

Мифы о происхождении лоскутного шитья множатся с каждым годом. Предлагаю разрешить логическим путем вечный спор о том, где же впервые появилось это ремесло – в Европе или Америке? Лоскутное шитье, как домашнее рукоделие, существовало везде, где использовали ткани. Лоскутное от слова «лоскут». Лоскут – кусок или обрывок ткани. Напрашивается вопрос – а где же появились первые ткани?

Достоверно известно, что в России производство фабричных тканей началось в середине 18 века. Например, знаменитые «барановские» ситцы, из которых изготавливали женские платки.

До начала промышленного производства тканей в России для пошива одежды и предметов домашнего обихода использовали домотканые ткани (холсты или пестрядь).  Дорогостоящие привозные заграничные ткани - только в очень редких случаях, для изготовления праздничных нарядов. Вот кусочек драгоценной домотканой пестряди (середина 19 века), привезенный мною из экспедиции по вологодским деревням:

лоскутное шитье, лоскутный

Техника кроя крестьянского традиционного костюма не менялась в России веками. Тонкости кроя и пошива одежды из домотканого холста передавались из поколения в поколение. При традиционном крое одежды из домотканины практически не оставалось отходов. А поскольку фабричная ткань была шире домотканых холстов и пестряди, то у хозяек после пошива одежды из покупной ткани начали оставаться обрезки. Оставшиеся от пошива одежды лоскутки бережно собирались. В первую очередь накопившиеся лоскутки использовались для отделки костюмов и праздничного украшения изб. На следующем фото работа православного учебного центра "Русские начала", представленная в рамках фестиваля Пестрая Поляна - 2012 в г. Туле:

история лоскутного шитья

К пошиву лоскутного одеяла приступали только тогда, когда обрезков набиралось достаточно много. Почему-то принято считать, что занятие лоскутным шитьем было распространено только в бедных семьях. Однако бедняки в начале 19 века не покупали фабричные ткани, а носили исключительно домотканую одежду.

В Америке лоскутное ремесло появилось раньше, чем в России. Умение сшивать лоскутки в готовые изделия отмечено началом 18 века. Именно тогда первые пионеры Дикого Запада переселились в Америку из Англии. Некоторые лоскутные работы того времени сохранились и до наших дней. Их можно увидеть в американских этнографических музеях. Самое раннее сохранившееся американское лоскутное одеяло датируется 1726 годом

В Европе расцвет производства тканей (особенно итальянских) приходится на 16 -17 века. Именно поздним Средневековьем датируется постепенный переход лоскутного ремесла в увлекательное рукоделие и даже в искусство. Сама королева Елизавета во время своего 20-летнего заключения сшила не одно изделие из лоскутков.

В Англию искусство сшивать кусочки тканей и украшать одежду аппликацией принесли с Ближнего Востока крестоносцы в 11 веке. В те времена особенно высоко ценились изысканные иранские ткани, преимущественно шелковые и шерстяные. Также с древних времен славились шелковые китайские ткани. Я нашла упоминание о фрагментах китайских тканей, датированных 5-3 веками до н.э.

И, наконец, к самым древним на сегодняшний день, можно отнести ткани античного мира и Древнего востока. В раскопках в Египте были найдены фрагменты льна, сотканного во 2 тысячелетии до н.э., а также одежды с аппликациями из кусочков ткани и кожи. От этой даты можно смело отсчитывать начало замечательного домашнего рукоделия – лоскутного шитья. Но при этом всегда помнить о том, что ткань – материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email