Тайна героев Куликовской битвы
Перед походом Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь. Для великого князя и прибывших с ним настоятель, преподобный Сергий Радонежский, устроил трапезу, во время которой спросил Дмитрия Ивановича, все ли меры исчерпал князь для предотвращения кровопролития. И только после утвердительного ответа святой благословил великого князя. Вместе с тем прп. Сергий дал Дмитрию двух монахов: братьев Александра Пересвета и Андрея-Родиона Ослябю. В прошлом Пересвет был брянским боярином, а Ослябя — любуцким (Любуцк — город на территории современной Калужской области, главная пограничная крепость Литовской Руси против Москвы). Бояре — значит воины старшей дружины. В самом деле Пересвет и Ослябя, по словам Никоновской летописи, были известные всем ратники великие и богатыри крепкие и очень способные «к воиньственному делу и наряду»; «они известны были как великие наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались» — говорит одна из редакций «Сказания о Мамаевом побоище». Видимо, Александр Пересвет был действительно человеком невероятной величины и силы, поскольку Никоновская летопись повторно воспевает воинские качества этого брянского боярина в таких выражениях: «Сей же Пересвет, когда был мирянином, славный богатырь был, великую силу и крепость имея, величеством же и широтою всех превосходил». Пересвета и Ослябю некоторые источники называют даже полководцами: «полки умеюща рядити». Но в войско их отправили не за тем.Перед походом святой Сергий Радонежский возложил на братьев схиму, то есть посвятил их в высшую степень монашеского отречения от мира: «И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золочёных возлагать его на себя» В воинской культуре Императорской России сложилась особенная традиция почитания преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби. В героях Куликовской битвы русские люди XIX—XX вв. видели отечественное подобие героям крестовых походов, рыцарей, от которых европейское дворянство брало своё подлинное духовное начало. Когда Император Павел Петрович открыл для русских дворян в 1798 г. возможность вступать в известный со времени крестовых походов духовно-рыцарский Мальтийский орден, великий наш поэт Г. Р. Державин откликнулся на это событие одой, где среди прочего писал, обнаружив русскую метафору для героев-крестоносцев:
Иль Пересвет с Гигантом к бою,
Как вихорь, на коне летит,
Крест левой жмёт, копьё десною
И раздробляет вражий щит.
Венцы нетленные плетутся,
На челы верных воев вьются,
И райска их кропит роса;
Отступники, скрыпя зубами,
Кровь бледными из ран руками,
Отчаясь, мещут в небеса.