Обновление пароля

 >  >  >  > Секреты или не секреты, а на себе проверено

Секреты или не секреты, а на себе проверено

Виды творчества:   Разные виды творчества
Художественная резьба > Резьба по дереву
Секреты или не секреты, а на себе проверено | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Как-то всегда у меня отношения с торговлей не складывались. Точнее, сначала их вообще не было. Это подружки мечтали стать товароведами, поступали после школы на работу в магазины продавцами, а я шла учиться на учителя, мечтала стать преподавателем, о науке мечтала...

В конце 90-х начала учиться продавать. Ну, учиться не учиться, а время от времени поступала на работу, где обещали этому обучить. Менеджером по продажам, страховым агентом, диспетчером на телефоне (две пятилетки, в разные фирмы, большие и маленькие). Ещё был сетевой маркетинг... Через 2-3 месяца меня обычно отчисляли за безрезультатность  и бесперспективность. А из "Гербалайфа" выгнали уже на этапе собеседования... Но, извините, продажи - не музыка, можно природных данных и не иметь, а всё-таки выучиться. Килограммы прочитанной литературы по маркетингу и продажам вроде бы помогали, но как-то малозаметно. Ну, отчислять стали не через месяц, а два и даже три терпели, надеялись. А вырезанные мною вещи в художественных салонах покупали иногда. Я регистрировалась на всяких сайтах по продажам, размещала фото своих вещей продаж не было. Всё-таки я чего-то недопонимала про продажи, но чего?

Судьба сжалилась надо мной - и я попала на Ярмарку Мастеров. Ни секунды сомнений, что здесь всё наладится, сразу проплатила минимальную карту, начала заполнять магазинчик. Обнаружила Журнал - три дня запойного чтения с перерывами на исправление ошибок в магазинчике. Через три дня все публикации о продажах были прочитаны (ещё бы, с утра до вечера больше ничем не занималась!), все ошибки, что нашла в результате чтения исправлены, продажи - не начались... Таак... Могу ли я рассчитывать, что потом как-нибудь сама найду ошибки? Анализируя собственный опыт, ответила: нет! Прочитав килограммы книг по продажам и маркетингу, я могла их пересказать, даже видела ошибки у других, подсказывала, помогала исправлять, но себя-то со стороны не видно. Единственное, в чём я уверена, так это в том, что невозможно продать человеку, если он сам не захочет купить. Так почему же не хотят? Ведь если вещи берут на реализацию в художественные салоны, значит, вещи хорошие. Если там покупают, значит, тоже нравятся. Может, стоит обратиться к мастерам? Они посмотрят со стороны, подскажут, они же умеют, знают, сами-то продают... Обратилась, подсказали, помогли советами, посмеялись, что я так сразу забеспокоилась из-за отсутствия продаж, даже первыми покупателями стали. Эту историю постоянно вспоминаю с чувством глубокой благодарности ко всем, кто откликнулся, помог.

Был ли смысл критично отнестись к полученным советам? Нет, не было такого смысла. Мои собственные знания, мой собственный опыт совершенно ни в чём мне не помогали раньше, так и теперь на них никакой надежды уже не было. Поэтому я безоговорочно и фанатично выполняла всё, что мне посоветовали тогда и советовали потом, даже больше, постаралась применить советы ещё и из книг. Продажи у меня начались, потихоньку идут. На них ещё нельзя жить, но это вполне себе ощутимый результат труда мастера на Ярмарке. Теперь, пожалуй, из проделанной работы можно сделать и выводы. Некоторые советы были исключительно важны и полезны, другие, как оказалось, были даны просто людьми креативными, реализующими свои творческие способности также и в процессе общения.

1. Заполнить профиль, назвать магазин и сделать реалистичную аватарку. Здесь, правда, я сама догадалась. Ну, приятнее покупателю общаться с реальным человеком, а не с мягкой игрушкой или конфеткой. Да, часто хочется знать, как человека звать, как он сам оценивает своё творчество. Вроде как диалог с покупателем начинаем, с приветствия. Мастера коррективы посоветовали, моё приветствие было не совсем, но в целом одобрили. Но я его пока ещё иногда правлю, бывает, кажется, что можно улучшить. Ну, конечно, опыт-то нарабатывается.

2. Наполнение магазина. Тоже сама догадалась: нужен выбор. 7-8 вещей, даже очень красивых - всё-таки маловато. Особенно теперь, когда появилась новая болезнь "шопоголизм", вот надо ходить вдоль полок, долго рассматривать. У покупателя должен быть выбор, и пошире, пошире). Так что магазин в 25 вещей - наименьший из реально продающих. Реально и регулярно продающий должен быть и побольше. Исключения есть: известные, популярные мастера, чьими творениями хотят обладать многие, настолько сильно хотят, что аж в очередь на три-пять месяцев вперёд записываются. Мечта! Но для этого надо сначала стать известным и популярным мастером...

Есть и другой момент: я сразу приняла решение о моно-творчестве. Здесь будут только деревянные вещи, ничем разбавлять не стану. Тоже начиталась, что сейчас время узких специалистов и больше доверия тем, кто уделяет время только одному направлению, вроде как тогда гарантированно преуспеет, будет профи, вещи - супер. Я-то думаю по-другому, но важнее, чтоб покупателю больше нравилось, чтоб магазин вызывал больше доверия, а я со своим творческим разбросом потом как-нибудь сама буду расправляться. Думаю, что это правильно, именно в этом ремесле у меня есть серьёзные успехи и незачем его мешать с другими "рукоделками", совершенно разный уровень исполнения.

3. Фотографии. Это витрина моего магазина, она или привлекает посетителей, или не привлекает. Оказалось, у меня фото были просто ужасными! Это уж мастера указали. А я-то думала, что супер-фотограф! Разочарование было жестоким... Начала учиться фотографировать. Благо, на Ярмарке много-премного и публикаций, и мастер-классов по этой теме. Специально прикупила в "Фикс-прайсе" разноцветных скатертей, всякого антуража для композиций - и давай тренироваться. По 20-30 фотографий каждой вещи делаю и переделываю, выбираю получше, чтоб вещь со всех сторон показать, чтоб размеры хоть примерно угадывались, чтоб цвет поточнее передать (знаю, что каждый монитор по-своему искажает, но верю, что мой - самый правильный, на него все другие равняются), а потом появляется новая идея - и снова будет фотосессия. Фотошоп в интернете нашла, но почему-то он с мастер-классами не совпадает по интерфейсу. Но я и в офисных программах чуток фоточки корректирую, вроде неплохо получается. Что интересно, когда начала работать над композицией в фотографии, просмотры сразу увеличились. Купила наконец-то новый фотоаппарат - просмотры вообще удвоились! Так что, фотографии - наше всё на самом деле. Проверено опытом.

4. Описание вещи. Говорят, что покупателям приятнее покупать вещь с историей. Надо написать, как пришла идея создания, как шла работа... Я даже начала писать, в каких художественных выставках вещь выставлялась, ну, типа вещь "ввааще". Но по опыту-статистике получается, что покупают и те, что без долгих рассказов, и те, что с рассказами, и описания вполне достаточно того, которое даёт представление о вещи. Ну, что резьба там по всей поверхности, что внутри бархат положен. А что дуб или рябина имеют глубокий сакральный смысл - эта лирика покупателю понравилась только однажды, значит, не очень-то и надо. Иногда фантазирую, как можно было бы применить ту или иную вещь. Но, похоже, это больше мои развлекушки, чем польза для продаж.

5. Ключевые слова. Пока я ещё верю, что они очень сильно нужны. Для помощи залезла в Яндекс-Директ, что же ищут вместе со словом солонка? Оказывается, "солонка для соли". Да... Впечатлило... Ну, здесь я применяю главный принцип своей жизни: если мне не трудно, а кому-то станет приятно, то надо сделать. Да напишу я и про солонку для соли, и про шкатулку для хранения, и стакан для ручек - лишь бы только мои вещи находились пользователями интернета. По Яндексу проверила - не находятся, по нашему каталогу мои шкатулки как-то не в первых рядах по результатам поиска, спасибо, хоть на первой странице встречаются... Остальные ключевые слова, типа: подарок для девушки, - это уж вообще заполняю, чтоб как у всех было, а вдруг кто-нибудь будет именно так искать? В общем, опыт пока молчит, приходится довольствоваться тем, что другие говорят, что так обязательно надо, что другие мастера так делают.

Что не пишет Яндекс-Директ: бывает, ищут "шкатулка купить", "солонка купить". По себе знаю, как пошли мне по поиску то музеи-выставки, то статьи умные вместо магазинов находиться, так и начала писать - и Яндекс поддерживает подсказками. Значит, и как ключевые слова эта тарабарщина тоже подходит. Как проверить - пока не знаю. Будем думать.

6. Ведение блога, участие в жизни сообщества. Это, пожалуй, можно рассматривать как продолжение диалога с посетителем. Вот как было бы в реальном магазине: здравствуйте, дорогой посетитель! Я рада Вам! У нас тут свежее поступление, вот посмотрите, какая новенькая шкатулочка, чаю хотите, с конфетами, пирожными?...

В блоге со мной знакомятся, общаются, обзавелась новыми друзьями, появились постоянные читатели. А несколько раз читатели становились уже и покупателями. Что здесь первично, что вторично, уж и не разберёшь, то ли совсем доверием ко мне прониклись и теперь хочется иметь в доме мои изделия, то ли сами по себе вещи показались неотразимо хороши... Но очевидно, что блог хорошо помогает. Главное - благодаря ведению блога и общению в сообществе, я приобрела друзей! Результат неожиданный, но очень приятный. Обязательно продолжу.

7. Разнообразие ассортимента. Вот этот совет, как оказалось, не совсем и не всегда работает, а с многочисленными оговорками. Мне-то казалось, что неплохо бы иметь в магазине вещи попроще, подешевле и рядом подороже, пошедевральнее, чтобы всем было удобно и приятно, а ещё чтоб было всё-всё, и шкатулки разные-всякие, и карандашницы, и солонок выбор, и банки-конфетницы - в общем, поширше, поширше.. Ну, как-то получается, что кому-то и бюджетные штуки кажутся дороговатыми, а для кого-то и шедевральные вполне себе приемлемы по цене, так что такая разнобразная ценовая политика погоды не сделала, хотя и не помешала.

Но вот вещи без лака, хотя меня и уверяли, что множество людей хотели бы их купить, потому что помешаны на экологичности, спросом не пользуются, как, впрочем, и разноцветные. Совершенно зависли вазы. Возможно, советы по ассортименту вообще не могут быть полезными, тут с желаниями потенциальных покупателей никак не угадать, надо только самим решать, самим экспериментировать.

Лучший вариант, пожалуй, такой: мне захотелось вот так сделать - и я делаю. Возможно, кто-то из покупателей обрадуется моей придумке и купит. А нет - так шедевральную-то вещь можно и на художественной выставке показать, глядишь, ещё и в каталог выставки поместят. Удовольствие получим.

8. Заказы. Я сразу решила, что заказы брать не буду. Знаю, что мы все творческие люди, вот и боялась получить такой заказ: а вырежьте-ка на шкатулке такой рисунок, чтоб небо солнечное, редкие облачка, луг и дочка моя бежит с сачком и капустницу в гуще ромашек ловит (и шкатулочку поменьше, чтоб подешевле получилось). Ну и какими же иголками мне такой сюжет выковыривать? До него, к счастью, никто до сих пор не додумался, зато эпизодически спрашивают, нельзя ли мне заказать выточить здоровенную чашу, кегли для дрессировки собак, выстругать крест мальтийский, и я уже рада, что не зовут баню на даче выстругивать моими стамесочками. Боюсь заказов, боюсь нашей родной креативности. Уж извините, товарищи, я стараюсь всякие вещи всякими доступными для меня узорами украшать, магазин наполнять всеми возможными вариантами, а заказы мне не по силам.

9. Выход в реал, участие в выставках. Для меня этот вариант оказался просто провальным. Ну, первые три выставки были откровенно плохо организованы, может, поэтому и самые дешёвые. Деньги потратила, с тяжеленными сумками через всю Москву поездила, после выставок недельку поболела, но не остановилась, верила, что у меня ещё есть надежда, просто выставки не те, организаторы, зная свой реальный уровень, предполагая реальные возможности этого мероприятия, постыдились больших денег требовать. Там почти у всех с продажами было не ахти. Значит, не надо ходить на дешёвые, надо на хорошие, профессиональные. После "Атмосферы Творчества" и "Формулы Рукоделия" с надеждой попрощалась. Результат: из шести отработанных выставок чуть-чуть заработала на одной, цену аренды вернула один раз, остальные - чистый убыток. Похоже, или я, или вещи мои для выставок не созданы. Новые выставки для себя искать уже не стану, это и физически тяжело, и по деньгам, боюсь, не потяну. Буду так, дома, на кухне, с ноутбуком... Или, может, опять авантюризм куда-нибудь позовёт?

10. Акции, конкурсы, распродажи. Теперь точно - нет! Если объявишь распродажу, то объявление очень быстро скрывается за десятками и потом сотнями таких же, даже если кому и надо, не найдёт специально, а остальные случайно так и просто не наткнутся, так что распродажи, по-моему, помогут активизировать продажи только тем, у кого полным полно постоянных клиентов, новых покупателей малоопытным мастерам распродажами получить крайне сложно. Сертификаты на скидки при повторной покупке меня тоже как-то не соблазняют. Начинаю считать: человек купит шкатулку за 500 рублей, получит сертификат на скидку в 10% и отоварит его на ларце, получив при этом скидку в 1000 рублей... Если же выдавать скидки в рублёвом эквиваленте, то, опять же, скидка в 50 рублей ларец купить не убедит, значит, и не сработает, а с солонкой мало кто будет заморачиваться даже и со скидками. Я, например, в магазины даже и за 300-рублёвой скидкой не бегу. Особенно, если там ещё и условия, навроде: эта скидка предоставляется, если она не более 20% от цены покупки. Ну, конечно, сейчас с остальными 80% пойду в кассу. Меня, например, устраивают только безусловные скидки. Так что, пока разумный, привлекательный и понятный даже мне механизм скидок не нарисуется, не решусь на такое стимулирование продаж. А как нарисуется, так оно, конечно, пропишу в правилах магазина и стану им неуклонно следовать.

Аукционы начинались здорово, весело и интересно. Общение, драйв! Но... Привели к тому, что вещи на последнем акуционе продавались уже в 6-7 раз дешевле, то есть, получается, я заготовки своей резьбой просто испортила. Более того, пока шёл один аукцион, люди мне уже начали писать, какие вещи хотелось бы, чтобы я выставила на следующий, давно их хочется приобрести, вот бы ещё и подешевле... Другие продажи и во время аукциона, и после него месц-полтора не совершаются. Полагаю, люди просто ждут, что будут ещё аукционы и незачем сейчас тратиться, если потом выбранная вещь будет стоить дешевле, чем дрова. А нет аукционов - будем тогда так покупать, по заявленным ценам. Через полтора-два месяца продажи возобновляются.

Честно говоря, мне совершенно необходимо много общаться. Аукционы давали возможность поболтать, но раз уж они так убыточны, то, может, лучше я буду проводить конкурсы и бесплатно отдавать что-то? Заодно и наболтаемся вдоволь! Вон, люди проводят то "конфетки", то конкурсы коллекций, общение идёт живенько так. Я тоже так могу, могу даже какой-нибудь новый конкурс придумать, народу понравится, будут заходить почитать, поучаствовать, будут друзей приглашать на интересненькое. Приз установлю и для меня необременительный, и людям симпатичный и привлекательный. Вот и реклама моему магазину получится. Правильно? Неправильно. Реклама прекрасная, просмотры растут как на дрожжах, общение в блоге самое интересное и весёлое, какое только можно придумать, а продажи опять прекращаются. На месяц-полтора! Я сначала растерялась, теперь-то в чём дело? Ведь люди же понимают, здесь магазин, а не офис Бабки Мороза, постоянного праздника с подарками у меня быть не может... Но когда мне уже и по мотивам конкурсов тоже начали рекомендовать следующие подарки, которые хотелось бы кому-то получить в следующих конкурсах... Н-да... Даже и не знаю... Как-то надо что-то делать, и веселухи охота, и продажи нужны, но ничего разумного пока не придумывается.

Теперь вот в книге "Сарафанный маркетинг" недавно прочитала интересную мысль, что подарки покупателям должны быть избыточными, несколько одинаковых штук, чтобы покупатель "лишнее" подарил кому-то, вот вам и реклама. Проверяю, сейчас покупательнице в посылку положила две одинаковые солонки, может, и правда, кому подарит.

11. Учёба продолжается. На Ярмарке появляются новые статьи, новые обсуждения, всегда есть надежда, что найдётся что-то ещё не попробованное, читаю внимательно всё. Но теперь уже могу себе позволить сопоставлять советы с собственным опытом, он же у меня теперь есть. Ищу, нахожу и читаю новые книги. Очень хочется зарабатывать так, чтобы на жизнь хватало. Будем думать, будем работать, будем стараться.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email