Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Джейн Моррис - муза прерафаэлитов

Джейн Моррис - муза прерафаэлитов

Виды творчества:   Декупаж > Классический декупаж
Джейн Моррис - муза прерафаэлитов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Доброго времени суток, дорогие рукодельницы!

В прошлый раз я поделилась с вами сведениями о первой музе Росетти Эдизабет Сиддел http://www.livemaster.ru/topic/326579-elizabet-siddel-muza-prerafaelitov?vr=1&inside=1

Теперь хочу рассказать о Джейн Моррис, в девичестве - Бёрден.

джейн моррис

 Она родилась в Оксфорде. Отец ее работал конюхом, а мать была неграмотной и, скорее всего, приехала в Оксфорд, чтобы работать прислугой. О детстве Джейн известно очень мало, однако ясно, что оно прошло в бедности и лишениях.

          В октябре 1857 год Джейн со своей сестрой Елизаветой пошла на выступление театральной труппы  Драри-Лейн, где Джейн заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс, которые входили в группу художников, писавших фрески в Оксфордском союзе по мотивам Артуровского цикла. Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Сначала Джейн главным образом позировала Россетти, которому нужна была модель для королевы Гвиневры, потом она позировала Моррису для витража  «Прекрасная Изольда», Моррис также использовал Джейн для своего варианта образа Гвиневры. В этот период Моррис влюбился в Джейн и они обручились.

(Статья о творчестве Морриса на ЯМ http://www.livemaster.ru/topic/119719-fantasticheskie-oboi-uilyama-morrisa?)

прерафаэлиты

Витраж "Тристан и Изольда Прекрасная при дворе короля Артура"

росетти

Джейн, как королева Гвиневра, написанная её мужем Вильямом Моррисом.

           Моррис очень интересовался легендами Артуровского цикла и рыцарством. Он начал писать Джейн, как королеву Гиневру. Говорили, что когда Джейн позировала ему, он написал на оборотной стороне холста:"Я не могу нарисовать тебя, но я тебя люблю". Очень милый, романтический жест. По всей видимости, Джейн любила Россетти с самого начала, но он уже был обручён с Сиддал. И Джейн вскоре обручилась и вышла замуж за Вильяма Морриса.

          Джейн и Вильям сначала жили в Красном доме (Бекслихеф, Кент), где у них родились две дочери Алиса (январь 1861) и Мэри (март 1862).

декупаж

Потом в течение многих лет они жили в Келмскотт Мейнор ( Kelmscott Manor) на границе Оксфордшира и Уилтшира. Этот дом в настоящее время открыт для публики. Стиль их жизни был артистическим и богемным. В течение этого времени Джейн установила близкие отношения с Данте Габриэлем Россетти и по-видимому стала не только его музой но и возлюбленной.

истории любви

До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения, Джейн Моррис начала брать частные уроки.  Её острый ум позволил ей в сущности создать себя заново. Она была ненасытным читателем,выучила французский и позже итальянский языки в совершенстве, стала искусной пианисткой и овладела классическим репертуаром. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу. Позже она не испытывала трудностей, вращаясь в высшем английском обществе и, возможно, послужила прообразом миссис Хиггинс из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».

история искусства

Генри Джеймс, впервые посетивший Моррисов в 1869 году, так писал о Джейн своей сестре:

О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всём. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушённого пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся чёрных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие тёмные глаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми чёрными и изогнутыми бровями, рот как у «Орианы» в нашем иллюстрированном Теннисоне, высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство. 

 Позже, Джейн будет утверждать, что никогда не любила своего мужа. Должно ли нас это шокировать в викторианском браке? Возможно, её брак и не был следствием любви, но для необразованной девушки из бедной семьи это был единственный выбор. Её связь с Россетти после смерти жены широко известна. Она снова начала позировать для Россетти в 1865 и положила начало серии шедевров знакомых нам всем, Россетти писал её до самой своей смерти. Если бы не эти полотна, Джейн Бёрден Моррис могла бы быть нам совершенно не интересна. Она осталась бы тихой женой Вильяма Морриса. Но Россетти схватил что-то в этих ккартинах. Была ли это она? Или его мечты, которые вдохновили её черты? Мы никогда не узнаем.

Если посмотреть на фото Джейн, то сразу понимаешь, что Россетти значительно прибавил ей гламура. На всех его картинах она серьёзна и загадочна. Она кажется тихой и созерцательной. Женщина - тайна. Возможно она была тайной и для самого Россетти. Что она чувствовала по этому поводу? Как художник, могу совершенно точно утверждать, что Джейн была довольна.

 В 1871 году  Россетти и Вильям Моррисс совместно арендовали  коттедж Келмскотт  Мейнор, расположенный на границе Оксфордшира и Уилтшира. В июле того же  года Моррис привез Джейн в Келмскотт Мейнор и уезжает в Исландию, оставив свою жену наедине с Россетти. Причина, видимо в том, что  Уильям Моррис окончательно потерял надежду вернуть жену. Очень эмоциональный, темпераментный человек, горячо любивший супругу, он, тем не менее, осознавал, что не в силах ничего поделать в сложившейся ситуации.  Но он допускал ее роман со своим близким другом, так как не
хотел видеть Джейн несчастной и, как убежденный социалист и идеалист, не считал ее своей собственностью, давая право самостоятельно делать выбор. При этом, как нерешительный человек, Моррис решил не выяснять отношения, а ретироваться. Он уезжает надолго в Исландию.  Плодами  поездок стали переводы скандинавских саг и большая поэма о Сигурде.

В 1872 году пошла волна анонимных жестоких нападок на работы Россетти. Он всегда отличался чувствительностью по отношению к любой критике, поэтому испытал нервное расстройство и даже предпринял попытку самоубийства. Еще два года художник жил в Келмскотт Мейнор, а Джейн оставалась рядом с ним.

С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей
огромное количество полотен, обессмертив ее имя так же, как и имя Элизабет Сиддал. Среди самых известных его работ этого периода  - «Дневные грезы»  (1877). Причем, существует два варианта картины, написанные в разные годы.

Россетти создал эту великолепную картину уже после того, как Джейн перестала регулярно позировать для него; основой послужила более ранняя зарисовка, на которой она сидит под деревом в Келмскотте, местечке на Темзе, где Россетти делил дом с семейством Моррисов. Книга говорит о ее любви к чтению, а платан с нераспустившимися бутонами - о наступлении весны. Побег жимолости в руке у Джейн тоже являет символ преданности.

Во время долгих часов позирования для картины Джейн увидела, насколько сильна зависимость Россетти от одурманивающего действия хлоралгидрата, и это, наряду с его влюбленностью, могло повлиять на ее решение несколько отдалиться от художника. При этом,  в 1874 году Моррис отказался выплачивать свою часть за аренду коттеджа. Это означало, что, следуя общественным традициям, Джейн не могла более оставаться там вместе с Россетти, если не хотела
окончательно погубить собственную репутацию. Россетти с 1875 по 1876 год арендовал коттедж на побережье Сассекса, и Джейн вновь приехала к нему и оставалась с ним на протяжении четырех месяцев.

В 1877 году у Россетти произошел очередной нервный срыв. Джейн решила окончательно порвать с ним. Она начала
понимать, насколько расшатанным стал рассудок художника, постоянно ослабляемый алкоголем и наркотиками.  Остаток жизни Россетти провел затворником. Однако дружеская переписка с Россетти продолжалась вплоть до самой его смерти в 1882 году.

Когда не стало Россетти, Джейн Моррис сказала:  "Если бы вы знали его, вы бы полюбили его, и он бы полюбил вас - все, кто знал его, были увлечены им. Он был совершенно не похож на всех других людей".

В 1896 году Джейн похоронила мужа – Уильяма Морриса. Сама Джейн Моррис  встретила ХХ век, насладилась славой, которая сопутствовала картинам многих прерафаэлитов и умерла 26 января 1914 года в Бате, где она жила в доме по адресу Брок-стрит 5.

Эвелин де  Морган Портрет Джейн Моррис 1904 г.

Остается добавить, что в 2006 году в Великобритании вышел мюзикл «Охваченные страстью» о  любовной интриге между Джейн Бёрден, женой художника Уильяма Морриса (в спектакле он под именем Топси), и Данте Габриэлем Россетти (в спектакле - Габриэль). Автор сценария - Тереза Говард, музыка Стивена Эдиса.

В аннотации к мюзиклу говорится: Этот спектакль о том, как девочка с окраины Оксфорда стала позировать художникам-прерафаэлитам в работе над фресками в Оксфордском Союзе, и это перевернуло ее жизнь. Она вышла замуж за Топси, хотя ее сердце с самого начала украл Габриэль. Когда жена  Габриэля – Лиззи, совершает самоубийство, он теряет желание заниматься  живописью. Топси предлагает Габриэлю воспользоваться, как моделью, его женой  Джейн, надеясь, что вдохновение возвратится к Габриэлю. Несколько встреч Габриэля  с Джейн снова пробуждает их юную любовь, они пускаютсяв вихрь любовных страстей.
Мюзикл показывает целую гамму человеческих эмоций, в сюжете присутствуют  безумие, самоубийство, призраки, наркотики, любовь, смерть и искусство.  Любовная история Габриэля и Джейн в некоторых музыкальных сценах ассоциируется с историей Тристана и Изольды.

 Источники

 http://www.liveinternet.ru/users/3402659/rubric/1239767/

http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=60855

 А всем советую посетить выставку прерафаэлитов, которая открылась в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина и продлится до 22 сентября 2013 г.

сайт выставки http://pre-raphaelites.artguide.ru/page/1

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email