Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Мода, стиль, тенденции > Борьба против корсетов

Борьба против корсетов

Виды творчества:   Шитье > Кройка и шитье
Борьба против корсетов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Слово "корсет" сразу создает образ невообразимо красивой барышни с осиной талией.

Вместе с тем, корсеты не канули в прошлое, как иные предметы туалеты, но пользуются спросом и по сей день. Достаточно напечатать слово «корсет» в любом поисковом сайте, как вас тут же засыплют предложениями. Продажей корсетов занимаются тысячи магазинов по всему миру. Они предлагают и соблазнительные шелковые модели с пеной кружев, и более скромные «офисные» варианты.

Но с чем была связана мода на корсеты? Зачем женщины, да и мужчины носили их, а некоторое продолжают носить и ныне?

Истоки "корсетной истории" следует искать в Средневековье.

В XIV веке корсеты начали завоевывать сердца. Дамы носили их под платьем и поверх нательной сорочки.

Первые корсеты состояли из двух частей и зашнуровывались на груди и на спине. Кроме того, у них были лямки, которые исчезли в последующие века. Такой покрой до сих пор сохранился в европейских национальных костюмах, где корсет надевается поверх платья — именно так наряжались женщины из простого народа.

В XVI веке появились вставки из китового уса, а затем и бюски — пластины, которые закрепляли в передней части корсета для придания ему формы. Бюски изготавливали из дерева, металла или слоновой кости, иногда украшали надписями и резьбой.

В Англии времен Елизаветы Первой бюски вставляли в особую пазуху, где они держались при помощи шнурков. При необходимости, стержень можно было вытащить и огреть им какого-нибудь любителя распускать руки. Если же кавалер, наоборот, казался симпатичным, ему дарили шелковый шнурок от бюста как знак расположения.

корсет

Елизаветинские корсеты спускались гораздо ниже талии, до самых бедер, так что сидеть в таком одеянии было затруднительно.

Особой любовью к корсетам отличалась Екатерина Медичи, супруга французского короля Генриха II. Ей приписывают изобретение, от которого до сих пор содрогаются историки моды — железный корсет. Напоминавший скорее доспехи чем нижнее белье, корсет представлял собой металлическую решетку, на которую натягивали шелк или лен. До сих пор неизвестно, как носили это чудовище — под одеждой или все же сверху.

занимательные истории

Кроме того, согласно одной версии, железный корсет вообще не относится к моде как таковой. Это было ортопедическое устройство для страдальцев с искривленным позвоночником.

Жесткие корсеты считались прерогативой аристократии. Во-первых, корсет выпрямляет фигуру, а ведь именно стройная, прямая спина отличала аристократа от согбенного работой крестьянина. Кроме того, стройность была связана с идеей самоконтроля и дисциплины, опять же отличительными чертами дворянства.

Тело, от природы несовершенное, следовало подогнать под общепринятые стандарты, поэтому ношение корсетов с XVI по XVIII век начиналось в юном возрасте. Так, во Франции XVII века девочки надевали миниатюрные корсеты в два года! Мальчики тоже носили корсеты, обычно до 6 лет когда наконец меняли платьица на брюки.

С приходом Великой Французской Революции корсет впал в немилость. Революционеры не жаловали корсеты, считая их признаком «аристократии в одежде». Женщины вняли их призывам и освободились от корсетов. Вернее, перестали затягиваться чересчур туго.

Ну а эпоха ампира, казалось, и вовсе уничтожит этот интимный предмет. Зачем он нужен, если платье более не подчеркивает талию? На самом деле, корсеты носили и под платьями с завышенной талией, потому что корсет, помимо всего прочего, еще и поддерживал грудь. Другое дело, что корсеты той эпохи были гораздо легче, мягче, с меньшим количеством китового уса. Иными словами, это были предки современных бюстгальтеров.

Как показало время, служить панихиду по корсетам было еще рано. По окончании наполеоновских войн корсеты возобновили свое шествие по Европе, становясь все жестче, все уже, все сексуальнее.

На карикатурах первой четверти XIX века встречаются денди, затянутые в корсет до такой степени, что глаза вот-вот выскочат из орбит.

Корсеты были популярны среди мужчин, особенно военных, ведь им как никому другому требовалась стройная и внушительная фигура. Жаловали корсеты и охотники со спортсменами.

Но после 1850-х мужчины стали носить корсеты в основном по медицинским показаниям, для поддержки спины.

XIX столетие стало Золотым веком корсетов.

Отчасти изменился принцип их шнуровки, которая, тем не менее, по-прежнему располагалась на спине. Шнуровку трудно было затянуть без помощи заботливой служанки, но и этот вопрос был решен в 1829 году, когда появились корсеты, застегивающиеся на груди с помощью разъемных бюсков. Случись даме упасть в обморок, такой корсет можно было распустить гораздо быстрее.

 Корсеты начала XX в. были особенно вычурными – они должны были придавать телу модный S-образ-ный изгиб, что приводило в ужас врачей, доказывавших вредное воздействие корсетов на здоровье женщин.  

Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья. Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд. 

На съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных. К сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки. В это время в Англии возникает общество под названием “Эстетическое движение”, которое объединяло ряд деятелей английской культуры.

Их основные положения в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы. Однако нельзя было не признать, что хороший корсет поддерживает внутренние органы не хуже медицинского бандажа. Кроме того, корсет подчеркивает талию, поддерживает спину и грудь, несколько сжимая бедра и живот, без чего и то и другое быстро утратило бы свою форму, и, наконец, он дает возможность верхней одежде принимать силуэт в духе времени. Чем заменить такой полезный предмет женского туалета? Вероятно только поэтому, несмотря на все зло, которое он причиняет, корсет все-таки не выходит из моды.

Изобретение рентгеновской лампы позволило наглядно увидеть последствия такой моды: на снимках было видно, как деформируются внутренние органы женщины, которая носит корсет.

Более удобными считались конструкции с нагрузкой на плечевой пояс. Они послужили основой платьев-«реформ» — неприталенных расширенных книзу платьев, которые стали таким же символом эмансипации, как и брюки.
Однако попытки феминисток публично носить такие костюмы часто заканчивались в полицейском участке, куда «эмансипанток» препровождали «за оскорбление общественной нравственности».

Более реальной альтернативой модным туалетам были готовые юбки, жакеты и блузки, которые носили работающие женщины. Тем более врачи утверждали, что блузка и жакет наименее вредны для здоровья, так как не давят на тело.
Вместо корсета предлагали первые бюстгальтеры или упрощенные варианты корсета с применением резины. Реформа громоздкого и сложного нижнего белья, из-за которого женщина не могла самостоятельно одеться или раздеться, началась с соединения отдельных предметов в один: лифик объединялся с юбкой или панталонами.
Первые подобные модели появились еще в 1870-е гг., когда в моду вошли облегающие «платья-футляры».
В 1903 г. врач Гош Capo разделила корсет на две части; бюстгальтер и пояс для чулок, которые пропагандировались как более здоровый вид нижнего белья.
Как ночная одежда все большее распространение получала пижама, появившаяся еще в 1880-е гг. для путешествий в спальных вагонах по железной дороге. Густав Егер в Германии предложил делать нижнее белье не из шелка или полотна, как это было принято, а из шерсти, выдвинув лозунг «Кто мудр, тот выбирает шерсть».
А доктор Леман советовал использовать в качестве белья хлопчатобумажный «дышащий» трикотажный комбинезон, который ко всему прочему легко было стирать. 

Свою значимость корсеты не утратили и после Первой Мировой, когда женщины принимали все большее участие в политической жизни.

Парадоксально, но факт — в начале 1920-х, когда в моду вошли прямые линии, а талия перекочевала на бедра, корсеты по-прежнему были в ходу. Этим старомодным средством пользовались, чтобы сделать женскую фигуру... более мужской. Корсеты нового образца не поднимали, а стягивали грудь и убирали любой намек на талию. Впрочем, ими пользовались только фигуристые особы. Обладательницам плоской груди и слабовыраженной талии хватало пояса с резинками для чулков.

Распространение эластичных тканей в 1930-х изменило крой корсетов. Для придания фигуре стройности уже не требовались жесткие планшетки или шнуровка.

В результате появились такие модели корсетов, как roll-on и corselette, напоминавшие скорее широкий обтягивающий пояс, чем сложную конструкцию из металла и китового уса.

Казалось, что жесткие корсеты доживают последние дни, тем более что во время Второй Мировой, когда женщины сменили мужчин у станка, свобода движения была попросту необходима.

Но в послевоенные годы кутюрье сделали женщинам, истосковавшимся по роскоши, весьма своеобразный подарок.

Весной 1947 Кристиан Диор представил на суд модниц новый силуэт с пышной юбкой-клеш и осиной талией. Добиться такой талии можно было только с помощью корсета.

Хотя в начале XXI века корсет уже не является неотъемлемой деталью женского гардероба, он по-прежнему пользуется спросом.

Если, конечно, проявлять благоразумие и не утягиваться до состояния оживших песочных часов.

Ведь случись вам упасть в обморок, нюхательных солей поблизости не окажется.

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email