Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Идеи и вдохновение > Элизабет Сиддел - муза прерафаэлитов

Элизабет Сиддел - муза прерафаэлитов

Виды творчества:   Декупаж > Классический декупаж
Элизабет Сиддел - муза прерафаэлитов | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Доброго времени суток, дорогие рукодельницы!

В Москве, в Пушкинском музее сейчас проходит выставка прерафаэлитов. В связи с этим замечательным событием начинаю ряд публикаций, посвященных музам прерафаэлитов.

Первая из них об Элизабет Сиддел, прекрасной Офелии с картины Милле.

Она родилась 25 июля 1829 г.  в многодетной семье рабочего из Шеффилда. С раннего детства она помогала матери и сёстрам в пошиве дешевых платьев. С восемнадцати лет работала модисткой в шляпном магазине в лондонском районе Ковент-Гарден .Здесь в 1849 году Элизабет встретил Уолтер Деверел и  предложил позировать ему.

Нашла в интернете небольшой рассказ о жизни Элизабет:

прерафаэлиты

Деверелл зашел в магазин – и остановился, потрясенный. Она была всего лишь продавщицей, но какой ошеломляюще прекрасной она оказалась! Потом Деверелл вспоминал, что ему показалось: у Элизабет Сиддел было лицо ангела – и завораживающие глаза горгоны Медузы, заставляющие любого мужчину окаменеть при виде ее.

росетти

Конечно, в отличие от жертв настоящей горгоны Медузы, потрясенный красотой Лиззи Сиддел художник быстро пришел в себя. Он сделал вид, что заинтересовался какими-то лентами, а сам украдкой поглядывал на девушку. И убеждался: она именно та модель, которую он искал. Ко всему прочему у нее были изысканные манеры настоящей леди, которые Лиззи переняла у богатых покупательниц. Что только добавляло ей очарования.
Уолтер Деверелл пригласил ее позировать. И вот в его мастерской двадцатидвухлетнюю Элизабет Сиддел увидел Данте Габриэль Россетти, молодой – всего лишь на год старше ее – художник, основатель Братства прерафаэлитов, в которое входил и Деверелл. Россетти был тоже потрясен необыкновенной, несовременной, ренессансной внешностью этой девушки и каким-то особенным сиянием, исходившим от нее.

офелия
Данте Габриэль с первого взгляда влюбился в прекрасную натурщицу и, будучи человеком мистически настроенным, решил, что встреча с мисс Сиддел суждена ему судьбой, что Лиззи – та самая Божественная Возлюбленная, Beata Beatrix, какой была для Данте Алигьери его Беатриче – Биче Портинари, скромная супруга флорентийского дворянина, которую поэт обессмертил в веках.

Культ Данте поддерживался в семье Россетти благодаря отцу, Гаэтано Россетти, беженцу из Неаполя. У себя на родине за участие в восстании против австрийцев он был приговорен к смерти, а в Англии стал профессором Королевского колледжа, преподавал итальянский язык. В качестве хобби Гаэтано Россетти изучал творчество Данте Алигьери, боготворил его – и в его честь назвал своего первенца. Его супруга, Фрэнсис Мэри Полидори, итальянка по крови, родилась в Англии, но бредила далекой родиной предков и особенно поэзией Данте: собственно, благодаря этим общим интересам они с Гаэтано Россетти познакомились и полюбили друг друга. У них родилось четверо детей – и все удивительно талантливые. Но самым одаренным был, конечно же, старший сын, Данте Габриэль: он писал изумительные стихи, но еще лучше рисовал, причем даже преподаватели Академии рисунка в Блумсбэри не могли решить, что у него получается лучше – акварели, рисунки углем или карандашом, или картины маслом, – ему удавалось все!
Познакомившись на одной из выставок с молодыми художниками Уильямом Хантом и Джоном Милле, он предложил им ни много ни мало создать новое направление в искусстве. Восхищаясь картинами раннего Возрождения, яркими, сочными, изобилующими множеством четко прорисованных деталей, Данте Габриэль Россетти предложил на новом уровне возродить ту живопись, которая существовала до Рафаэля – до того, как основное внимание художники стали уделять изображению человеческих лиц и фигур, а детали потеряли свою ценность. Художники назвали свое сообщество «Братством прерафаэлитов».
По примеру Данте Алигьери Данте Габриэль Россетти тоже решил обессмертить свою возлюбленную – с помощью картин, которые должны были сохранить ее красоту навеки. Но ему мало было одного лишь любования. Он принялся настойчиво ухаживать за Элизабет, он читал ей вслух сонеты и канцоны Данте Алигьери, он окружил ее поклонением, о котором девушка из бедных кварталов и мечтать не могла. И в конце концов он добился своего: Лиззи полюбила страстно и самоотверженно. Она согласилась пожертвовать ради него своим целомудрием и добрым именем, стала его любовницей... И, как выяснилось позже, это была не самая большая из ее жертв.

В 1850 году Россетти переехал от родителей в наемные комнаты в старом доме на берегу Темзы в Чатем-Плейс и поселился там вместе с Лиззи. Он потребовал, чтобы она оставила работу. Он собирался учить ее всему, что знал сам, включая рисование, а когда она станет по-настоящему образованной женщиной, он представит ее своей семье и женится на ней! Россетти поклялся Лиззи в этом. Она не поверила: Лиззи знала, что джентльмены не женятся на продавщицах. Но готова была любить его безо всяких условий и старалась делать все, чтобы он был доволен. Она усердно училась и – как это ни удивительно – делала успехи в рисовании, пристрастилась к чтению, даже сама начала сочинять стихи. Лиззи Сиддел стала музой Братства прерафаэлитов и позировала им всем: Милле, Ханту, Хьюзу.

декупаж

Данте страшно ревновал: он хотел, чтобы красота Лиззи принадлежала только ему, чтобы только он мог рисовать ее. Словно пытаясь раскрыть все грани ее красоты, поймать все отблески этого сияющего чуда, Данте делал быстрые бытовые зарисовки карандашом: вот Лиззи дремлет, вот она задумалась, вот стоит у окна, а вот у мольберта, а вот она читает... Но и для больших полотен она ему позировала – ему в первую очередь.
Но все же самый знаменитый портрет Лиззи Сиддел написал не Данте Габриэль Россетти, а Джон Милле.

история искусства

Речь идет об «Офелии» – пожалуй, центральном произведении прерафаэлитизма. Лиззи словно бы отдала картине всю свою молодость, красоту, здоровье и жизнь. Полотно расцвело яркими красками, неугасимыми по сей день. А Лиззи Сиддел после завершения работы стала болеть и чахнуть. Конечно, была этому вполне материальная причина: для большего правдоподобия она позировала Милле, лежа в ванне с водой. Он хотел предельно точно отобразить, как будут выглядеть в воде ее золотые локоны и складки платья. Вода была теплой, и температуру ее должны были поддерживать стоявшие под ванной свечи. Но однажды свечи догорели, вода остыла, Лиззи начала мерзнуть, а Джон Милле, охваченный вдохновением, ничего не заметил. И Лиззи не осмелилась прервать сеанс. Она сильно простудилась, воспаление легких перешло в туберкулез, болезнь уничтожила восхитительную свежесть ее кожи и прелестные формы тела. Лиззи побледнела, исхудала, и даже ее знаменитые золотые локоны потускнели.

Ее все реже приглашали позировать. Только влюбленный Данте Габриэль Россетти продолжал делать с нее зарисовки. Он любил ее и по-прежнему считал своей Бессмертной Возлюбленной, и все еще намеревался когда-нибудь жениться на ней. Но оставался страстным молодым мужчиной, к тому же художником, неравнодушным к женской красоте. Россетти изменял Лиззи – и как любовнице, и как модели.
Сначала он пригласил в экономки красавицу Фанни Кронфорт: ее великолепная животная чувственность показалась Россетти идеальной для образа «Прекрасной Розамунды», и сам он не смог устоять – Фанни легко его соблазнила.
Затем у Данте была связь с красавицей Энни Миллер, которую он попросил позировать для «Елены Троянской».
Лиззи все видела, понимала, ревновала и тосковала, но не осмеливалась протестовать. В глубине души она оставалась девушкой из бедной и простой семьи и боялась, что Россетти ее прогонит, если она станет «плохо себя вести» – особенно теперь, когда ее красота и здоровье были утрачены.
Однако Фанни Кронфорт и Энни Миллер не были серьезными соперницами, потому что Данте Габриэль не любил их. И настоящие муки ревности Лиззи еще только предстояло познать, когда в 1858 году прерафаэлиты нашли себе новую музу. Ею стала Джейн Берден: редкостная красавица со странными, резкими чертами лица, похожая на ожившую средневековую статую. Как и Лиззи, она была из простых: дочь конюха из Оксфорда. Данте Габриэль Россетти и Эдвард Берн-Джонс увидели ее во время концерта и пригласили в натурщицы.

В 1860 году Лиззи забеременела, чего при ее состоянии здоровья никто не ожидал. Беременность отняла у нее последние силы. Лиззи почти не могла есть, разве что немного бульона или мясного желе, которые проглатывала через силу, потому что это было нужно для малыша. Она очень хотела этого ребенка. С неизбежностью ранней смерти Лиззи давно смирилась, но теперь мечтала, что ей удастся создать новую жизнь, что от нее, от ее любви к Данте Габриэлю на этой земле что-то останется. Россетти решил, что пришло время исполнить свое обещание и жениться на Лиззи. Они обвенчались. В последние месяцы беременности Лиззи почти не вставала с постели, но одержимо шила приданое малышу: она верила, что он будет жить, и хотела, чтобы в младенчестве он носил вещицы, к которым прикасались ее руки. Но все надежды рухнули, когда 2 мая 1861 года после мучительных родов, продлившихся несколько суток, миссис Россетти родила мертвую девочку.
Лиззи погрузилась в глубокую депрессию. Во время родов она получила травму, и ее терзали невыносимые боли. Врач прописал ей опий, и Лиззи принимала все большие дозы. Россетти писал очередной портрет Джейн Моррис, и Лиззи почти все вечера проводила в одиночестве. Стоял февраль 1862 года, в доме было холодно, за окном серо и печально. И однажды Лиззи решила принять сразу весь имевшийся у нее запас опия...
Данте Габриэль был убит горем и чувством вины. Последний год он работал над рукописной книгой стихов с дивными иллюстрациями: у него были уже издатели для этой книги, и он надеялся на ней заработать. Но теперь он решил подарить ее Лиззи и положил в гроб, под голову покойной, завернув рукопись в роскошные рыжие волосы.
В память о жене Данте Габриэль Россетти создал картину «Beata Beatrix»:

на ней изображена Лиззи- Беатриче с бледным, словно уже неживым лицом, погруженная в транс – то ли мистический, то ли опиумный. Перед ней солнечные часы, символ убегающего времени, а диковинная золотая птица приносит ей цветок черного мака – символ смерти. Позади видны две фигуры: ангел любви с пылающим сердцем – и темная тень овдовевшего супруга...
Теперь образ Лиззи неотступно мучил его, преследуя даже во сне. Россетти начал сходить с ума. Его влюбленность в Джейн Моррис превратилась в одержимость, он снова и снова предлагал ей уйти от мужа, хотя Джейн уже стала матерью двоих детей и была вполне счастлива в браке. Но при этом Данте Габриэль не переставал думать о Лиззи: ему казалось, что он забыл ее лицо, но вот волосы помнил очень хорошо – и почти всех своих натурщиц, даже Джейн, рисовал с золотисто-рыжими волосами Элизабет Сиддел.

Россетти хотелось взглянуть на Лиззи еще хотя бы раз. И он решился на поистине безумный поступок: под предлогом необходимости извлечь из гроба рукопись с рисунками в 1869 году Данте Габриэль получил разрешение на эксгумацию. Ночью, в присутствии полисмена и чиновника, а также нескольких друзей Россетти, гроб Лиззи был извлечен из земли Хайгейтского кладбища, крышка была снята...

Свидетели говорили, что, несмотря на прошедшие годы, тление совсем не тронуло ее. Лиззи казалась спящей, а не мертвой. Но чудес не бывает: тело просто мумифицировалось, а остальное довершили неверный свет факелов и бурное воображение присутствовавших художников. Данте Габриэль сам достал рукопись – чтобы еще раз прикоснуться к волосам усопшей.
Книга была издана и имела огромный успех – в немалой степени из-за жутковатой истории ее возвращения в мир.

Между тем, сама Элизабет неплохо рисовала, писала стихи. В Англии есть сайт, ей посвященный http://lizziesiddal.com/portal/

http://opheliozz.livejournal.com/5881.html

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email