Профессия художника-витражиста

Умение рисовать это то, что выделяет художника среди остальных людей. Умение рисовать и желание этим заниматься отличает прирожденного художника, живущего своим умением и постоянно развивающегося в своем творчестве. Иногда занятия изобразительным искусством бывают ремеслом — тогда мастер, который практикует тот или иной вид художественного ремесла развивается в рамках, выставляемых рынком. Я ремесленница, и сейчас реализую свой талант в изделиях из полимерной глины. Однако моя деятельность начиналась с изготовления витражей.

витраж, витражист

Дверь с витражным остеклением

Когда в далеком 2005 году я закончила художественную академию, то передо мной встала задача найти работу, которая могла бы дать возможность заниматься профессиональной деятельностью. В поисках подходящего варианта я наткнулась на объявление о работе художником-витражистом. В академии рисовать витражи мне не доводилось, но базовые навыки художника, полученные там, вселяли в меня уверенность в свои силы. Я взяла диплом и по телефону договорилась о собеседовании. Мы встретились с моим будущем работодателем в городе, но моё лёгкое смятение вызвало дальнейшее развитие событий — я была приглашена в машину, которая проследовала в "мёртвый город" (бывший жилой район в Челябинске, близ ЧЭМК, сначала расселенный, потом заброшенный, потом разобранный мелкими арендаторами). Я не уже не чувствовала себя уверенной, выходя из машины на заросший бурьяном пустырь перед домами, напоминающими Припять после черобыльской трагедии. В мастерской, где я оказалась, царил обычный творческий бардак, в котором были перемешаны самоклеющаяся пленка, листы стекла разных размеров, компрессоры и аэрографы, краски и песок из пескоструйной камеры. Я протянула своему собеседнику свой диплом, но он даже не взглянул на него и после коротокой беседы пригласил меня на работу. Я тогда подумала, что наверное пять лет обучения художественному ремеслу были напрасны.

В том, что мой диплом оказался ненужен, был наверное заложен некоторый символизм. Я начинала новое дело и была в нём абсолютным профаном. К счастью, коллектив на новой работе оказался приветливым, и я даже встретила там свою давнюю знакомую, с которой мы вместе учились в училище после школы. Такое часто случается, что хорошо знакомые художники встречают друг друга на разных работах. Мне предстояло освоить технику "псевдовитраж" или рисование витража методом аэрографии. Псевдовитраж — это такой способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а впоследствии, при необходимости, с помощью самоклеющихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаяного из кусков разноцветного стекла.

псевдовитраж, плюсы и минусы

Псевдовитраж по мотивам "Поцелуя" Густава Климта

Мне повезло обучаться на работе, где процесс по созданию витражей был раздроблен на несколько этапов, его выполнением занималась небольшая команда художников, в которой у каждого из них была своя роль. Главный дизайнер разрабатывал интерьер объекта, в этот интерьер вписывался и делался эскиз будущего витража, которым занимался уже непосредственно художник-витражист. Дальнейшая работа подразумевала обводку эскиза в Corel Draw, его порезку на плоттере, подготовку для приклеивания плёнки, матирование стекла (пескоструйная или химическа обработка), нанесение краски.

Первое время приходилось работать по указке более опытных коллег. Все тонкости и нюансы ремесла я узнавала в процессе работы: как делать правильный раствор отвердителя, разбавителя, лака, адгезии; как подбирать нужный цвет краски путем смешивания между собой разных колеров; как работать с аэрографом, настраивать его для работы, обслуживать. Сначала моя работа была по своей сути рисованием по трафарету — я наклеивала плёнку и, отрывая её, наносила на стекло цвет за цветом, не решаясь отступить от эскиза ни на шаг. Мне пришлось проделать долгий путь, чтобы приобрести свой, собственный стиль рисования витражей и стать мастером. Только через несколько лет после начала занятий витражами я обрела достаточный опыт, чтобы результат моей работы смог превосходить эскизы, предоставляемые заказчику. Настоящий мастер не должен быть придатком к плоттеру и аэрографу, его задача — это брать на себя ответственности и, владея накопленными за годы приемами обращения с  аэрографом, оживлять витраж, дорисовывая мелкие детали самостоятельно. Особенно важно это бывает при рисовании пейзажей или цветочных мотивов.

аэрография по стеклу

Фальш-окна в подвале, с применением псевдовитража

За годы работы художником-витражистом я многому научилась, но кризис 2008 года внес свои коррективы в существущее положение дел. Витражи являются предметом роскоши, а от от роскошного декорирования интерьеров многие отказываются в первую очередь при уменьшении размеров собственных доходов. Рынок витражей Челябиска, к 2008 году изрядно полный не только спросом, но и предложением со стороны множества мелких мастерских, начал конвульсировать. Вместе с рынком в агонии забилось и наше предприятие — заказов появлялось всё меньше, а с уменьшением количества заказов падал заработок художников. Кроме того, сроки выплат вознаграждения для нас стали сдвигаться всё дальше и дальше, и я ушла в другую фирму. Спустя месяц после моего ухода владелец мастерской, бывший охотник, уже предлагал оставшимся художницам рассчитаться за их работу беличьими шкурками.

Новая работа в другой витражной мастерской научила меня техникам "фьюзинг" и "тиффани", но ни та ни другая техника не конкурентоспособны по сравнению с псевдовитражом — стоимость работ и материалов делает изделия, выполненные в данных техниках, весьма непривлекательными даже для очень состоятельных покупателей. Кроме того, мастер, занимающийся сборкой витражей в технике "тиффани" (паяный витраж), имеет постоянные проблемы кожей на руках, ведь его работа складывается из нарезания кусочков стекла, их обработки с помощью специальной шлиф-машинки и обращения с паяльником. Спустя некоторое время я ушла и оттуда. Теперь мой опыт позволяет рассуждать о плюсах и минусах работы витражным мастером, чего я и затеяла написать данную статью. Итак, приведем позитивные и негативные стороны этой работы для тех, кто желает заняться витражами, но находится в раздумьях.

Положительные стороны работы витражным мастером

  1. Вы обучитесь редкой, нишевой специальности. В дальнейшем, поняв технологию и разведав поставщиков нужных материалов, сможете открыть свою мастерскую. Или искать работу по этой специальности за границей.
  2. Освоите множество приемов обращения со стеклом. Умение резать стекло, держать в руках паяльник, быстро и легко смешивать нужный цвет краски может очень пригодиться при осуществлении смежных видов художественной деятельности.
  3. Вы научитесь мастерски рисовать аэрографом. Если, например, слава Бэнкси не дает вам покоя, то вы на один шаг приблизитесь к его мастерству, так как техника распыления аэрографом и балончиком с краской близки друг другу по духу. В перспективе можно переквалифицироваться на мастера по автомобильной аэрографии.

Отрицательные стороны работы витражным мастером

  1. Работая практикующим художником-витражистом, вы будете сильно зависимы от заказов. При их достаточном количестве вы окажетесь по уши в работе. Интенсивное рисование по 14 часов в сутки это то, чего вы хотите? Если нет, то работа не для вас. Другая сторона медали — отсутствие заказов (например, их неактивно ищет ленивый работодатель). Вряд ли кто-то будет оплачивать вам простои.
  2. Вред краски. Краска, используемая при аэрографии, очень вредна. А еще и растворитель, и отвердитель, и адгезия. Нужно работать в защитной маске. Я этого не делала, а зря. Впрочем, любой художник так или иначе сталкивается с вредом применяемых им материалов.
  3. Вред работы со стеклом. Стекло надо резать и шлифовать. Стеклянная крошка при этом везде. Кожа на пальцах рук грубая, потрескавшася, порезанная. Когда приходит время спаивать кусочки стекла, то дышишь испаряющейся кислотой и иногда немножко обжигаешься.

работа витражистом

Готовый псевдовитраж в мастерской

Вот основные моменты, связанные с работой художником-витражистом. Это, несомненно, интереснейшее и редкое занятие, которое позволит человеку, выбравшему его, особо тонко чувствовать гармонию цветов и форм, овладеть множеством художественных приемов, научиться свободно обращаться со стеклом. Витражи имеют практический смысл — они позволяют придать интерьеру особую статусность и роскошность. Рынок витражей непрерывно развивается, при этом мелкие мастерские закрываются, открывая дорогу более крупным игрокам, которые могут предоставить конечному заказчику полный спектр услуг по оформлению интерьеров. Любому человеку, желающему реализовать себя в роли художника-ремесленника, предстоит выбрать направление своей деятельности. Одним из таких направлений может быть создание витражей. В данной статье описан мой опыт работы в этой области, приведены плюсы и минусы деятельности. Надеюсь, что моя статья будет полезной молодым художникам, недавно закончившим ВУЗ, для принятия взвешенного решения о выборе специализации.

Комментарии (34)

обращаюсь как к знающему человеку, подскажите какую вытяжку необходимо поставить?

Марина, мне кажется, что реальные заказы от частных заказчиков на витражи все-таки существуют и сейчас есть потребность в Москве. И второе - это реставрационные работы, но скорее всего за рубежом - реставрация католических соборов.

Cпасибо за статью. Витражи - это так красиво!

Это не только красиво, но и интересно. Каждый раз получалось что то новое. С удовольствие шла на работу. После увольнения долго не могла найти работу по душе!

Яхонтъ 12.06.2013

Оооо, спасибо большое за статью! Мне так нравятся витражи тиффани, так хочется пойти на МК!!! Научиться делать такую красоту!

Пожалуйста! Рада, что вам понравилось! Правда, моя статья преимущественно посвящена витражной росписи, а не тиффани, но я всё равно рада что вам понравилось. Что касается занятий тиффани, то они требуют большой усидчивости, и если вы не обделены этим качеством, то вам понравится наверняка.

Яхонтъ 12.06.2013

Я тоже работаю с полимеркой, которую осваивала по урокам из инета. Так что, думаю, мне хватит терпения image

В таком случае да, должно хватить)) Вам обязательно понадобятся следующие инструменты, чтобы заниматься тиффани: паяльники, специальная шлифовальная машинка для стекла "Кристалл", стеклорезы, разная мелочь. Из материалов нужны будут: медная самоклеющаяся лента, разные припои (для бижутерии олово с серебром, для интерьерных вещиц можно олово со свинцом, марку уже не помню), разноцветное стекло, желательно в том числе и фьюзинг для некоторых поделок, патина.

Марина, стыдно признаться, не видела, что это ваша статья. По мне НЕ МАСТЕРУ никак, далекому от художеств, не хватает МК по каждому ремеслу. Скажу вам как продавец товаров для хобби. Что никто не просит приоткрывать тайны ремесла в МК но, чтобы завлечь публику неплохобы к статьям прикладывать "нагляднось" не сложную и не затратную, но способную увлечь... А статьи. это всего лишь статьи. По мне каждая профессия интересна. просто надо приоткрыть возможности.)

Видите ли, мастер-класс по аэрографии по стеклу в отсуствие собственной мастерской с вытяжкой — это невозможно. Да и смысл привлекать людей к ремеслу, которым лично я уже не занимаюсь?

это жаль(

прочла положительные стороны понятны в любй области, далее про вред, переварила, перекинула на другие профессии и ..О, Боги. вред можно вычеслить везде!

Если ты . хочешь чего либо добиться тебе придется пахать в любой области и вред есть везде... к сожалениююю

легкой всем работы и постижения целей...

Вы с аэрографом имели дело когда-нибудь?

Да, имела. Я не хочу умолить ни одной из профессий. Другому можно сказать ты имел дело когда нибудь с балансом, или со шваброй, или со скальпелем. Безусловно ВСЕ профессии важны, но каждая по темпераменту человека. И не стоит превозносить какую либо. Другое дело добился ли ты высот в определенной области. Вот тут конечно поговорить стоит.

Вы хотите поговорить об этом? Что же, похвастайтесь.

"Хвастаться" я не хочу, но годиться мне есть чем безусловно, за свои 6,8 лет в своем "ремесле" пусть даже и в "буржуйском".

Статья для меня нова и интересна, как открытие области. Порой смотрится работа просто, но когда рассказывают о технике, не веришь, сколько необходимо знать в определенной области.

Но было бы здорово , если профи в областях делились не общими характеристиками плюсами и минусами, а больше приоткрывали возможности через организацию и маркетинг. Понимаю , что обычно это тайна за 7 печатями, но...

Это могло бы быть темой отдельной статьи, которую стоило бы написать руководителю витражной мастерской, а не исполнителю.

Эх.. плох тот солдат . который не мечтает стать генералом) вы же тоже организовываете свой процесс ищите заказчиков) вконце концов вы же тоже хотите чтобы ваш витраж идентифицировался именно вашим именем. а не именем компании Василек. или не так?{#}

Ну вы же невнимательно, ой как невнимательно читали статью! Я не витражист уже вот как 3 года. Я занимаюсь полимерной глиной сейчас. Из витражей — только мини-витражи в виде магнитов на холодильник. Те украшения, которые я делаю из полимерной глины, я выпускаю под брендом marinka.pro, никаких васильков)))

Ай яй яй, не обижайте )внимательно, и мк видела и кулон синий вытянутый в журнаде на неделе запомнился) просто вы написали .....стоило бы написать руководителю витражной мастерской, а не исполнителю....

тема то об чем)

ОК)) Трудности коммуникаций!

Да не в коммуникации дело. просто мне лично не хватает статей открывающих мастеров в работе. Поверьте , что отвлеченные статьи можно и в тырнете нарыть, но тут ярмарка полная творческих людей, которые что-то придумывают и рождают на свет) Для меня, например валяние это вообще что-то запредельно-космическое, я искренне не понимаю, как может родиться мишка или кот, и лэмпворк волшебство) , как делают миниатюру из ПГ -восторг ) да и много всего. Мне видится если мастера больше открывались в работе)

Возможно надо не сидеть и ждать пока кто-то что-то расскажет и приоткроет, а самому искать информацию, в том же тырнете много чего есть.
Яхонтъ 12.06.2013

"Вреды" бывают разные. Есть вред прямой, а есть... И к тому же, есть ущерб для здоровья сносный и есть критический. То есть работа бухгалтера - сидячая, значит - вероятный геморрой, пониженное зрение и соли в суставах. А есть работа шахтера - с работой на большой глубине и силликозом.

В любом случае нужно знать чем грозит нам очерещдное увлечение, которое может первратиться с любиоме дело, правда image

В точку!

не могу не согласиться)только я бы большевыделила психологические и нервные нагрузки))) Не всегда они сидят помногу))) Но это так из наблюдений)))) (признаюсь я не бухгалтер, но они как фокусники-за ними глаз да глаз))) просто формулировка умение рисовать выделяет из других людей улыбнула, также усение считать, организовывать и прочее.. есть группа которая умеет, и дано, а которая умеет делать другое.

А как могла улыбнуть верная формулировка? Я же о частном говорю, а не об общем. Если бы философский трактат писала, то я бы так и написала, что все мы разные. Но это не является целью моей статьи.

Валя 12.06.2013
Я тоже начала заниматься виртражной росписью лет 10 назад, сама училась и только спустя 4года, я мастерски освоила эту технику.Но ваша работа была намного труднее, фьюзинг- это адский труд, но этот опыт вам еще пригодится!!!

Опыт работы именно с фьюзингом пригодится едва ли. Очень энергоёмкая технология с дорогостоящей печкой, не вижу перспектив в этом направлении для себя.

А жаль, наверняка, украшения в подобной технике, пользовались бы спросом, это ведь так красиво!

Такие украшения успешно изготавливаются многими мастерами на Ярмарке, значит спрос есть. Но надо понимать, что техника фьюзинг достаточно серьезно ограничивает мастера по форме и сложности украшений. Обычно это достаточно простые кулоны из нескольких кусочков стекла. Лэмпворк для украшений, наверно, поперспективней.

То, что "фьюзинг - адский труд", с Вами не соглашусь. Да, сложности свои есть, но в любом ремесле они присутствуют, зато насколько прекрасен результат! И некое волшебство, которое происходит в печи и от тебя не зависит, вот ради чего я занимаюсб фьюзингом.

Очень интересно...сложная техника, красивые работы...

В одной, своей очень известной лекции Стив Джобс сказал, что всё чему научился до того момента, как стал выпускать компьютеры, ему пригодилось... занимаясь каллиграфией, он потом с легкостью мог создавать шрифты и т.д. Даже, если сейчас витраж ушел из вашей сферы деятельности, этот опыт обязательно пригодится в любом деле, каким вы будете заниматься... А художественное образование пригодится в любой сфере деятельности, на мой взгляд... композиция, гармония, цвет... везде нужны....

Полностью с вами согласна!