Слово «мастер-класс» настолько сейчас на слуху, что польза и необходимость этого вида обучения не вызывает сомнений. Кто только не проводит теперь мастер-классы! Повара, парикмахеры, учителя, поэты, актёры театра кукол, садоводы и огородники... Вы не поверите, но однажды мне довелось присутствовать на мастер-классе девушки-телохранительницы. Она учила, как использовать для защиты подручные средства, например, сотовый телефон. Что же касается рукодельниц, то трудно среди них найти такую, которая ни разу не участвовала в подобном мероприятии как ученик или же как наставник.
И всё же прежде, чем говорить о каком-то предмете, надо дать ему как можно более точное определение, воспользоваться для этого хорошим словарём или, хотя бы, малюткой Википедией. Итак, текст Википедии:
Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности... Обращают на себя внимание два момента: «совершенствование» (значит, какое-то мастерство уже должно присутствовать) и «проводимое специалистом». Всегда ли у участников мастер-класса, причём, с обеих сторон, есть хоть какое-то мастерство? А может, это необязательно?
Ответ: не всегда! И дело тут вот в чём. Мастер-классы можно разделить условно на два вида:
1. Для новичков и профанов.
Эти занятия содержат минимум полезной информации. Обычно это несложный алгоритм решения элементарной задачи. Вас научат выполнять какой-то приём или даже делать конкретное изделие из определённого материала.
Как ни обидно звучит, но это ещё не творчество. Вам только дали возможность к нему прикоснуться. Подглядеть в щёлочку. Это младенческие забавы, которые могут возбудить интерес, и ничего более. Как правило, такие занятия бесплатны или стоят символических денег.
2. Для опытных и искушённых.
Вот тут действительно делается упор на совершенствование уже имеющегося мастерства. Вы говорите с мастером на одном языке, вам хочется углубить имеющиеся познания, отточить навыки, вы знаете, зачем пришли. И вы готовы за это платить. Возможно, дорого.
И если мастер не самозванец, оно того стоит!
Помню, как в детстве попалась мне на глаза баллада Стивенсона "Вересковый мёд":
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей...
Дивные строки, сами собой ложились на память. Но особенно поразило меня вот что: неужели секреты мастерства так бесценны, что ради них самой жизни не жалко? И даже жизни дорогого человека? Конечно, речь шла о завоевателях, которых пикты ненавидели, но всё же...
— Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна —
Мой вересковый мед!
Со временем я поняла, что для средневекового человека ремесло было чем-то вроде священнодействия. Для настоящего мастера оно было его страстью, смыслом жизни. Люди тогда относились к своим знаниям и навыкам как к великим драгоценностям. И неудивительно, ведь приобретались эти знания и умения ценой многолетнего усиленного труда, а потом передавались как лучшее наследство детям и внукам. Шли годы, столетия, постепенно научно-технический прогресс всё больше вытеснял ремесло и обесценивал его. Но всё же качественная ручная работа не теряла своей ценности. Всё так же уважались хорошие повара, кузнецы, печники, портнихи, плотники...
Следующий урок отношения к ремеслу я получила от своего дедушки. Под старость он работал инженером в отделе снабжения, я застала его уже пенсионером с неплохой по советским меркам пенсией. Дед мог купить всё необходимое для жизни, пригласить мастера, например, из ЖЭКа. Но, благодаря многолетней крестьянской привычке к ручному труду, он продолжал всё в доме делать сам. И часто звал меня посмотреть, как работает. Это были первые в моей жизни мастер-классы. Как косить траву, как аккуратно и экономно покрасить дверь, как заменить прокладку на подтекающем кране...
Дед постоянно был в работе, с раннего утра и до позднего вечера. Он своими руками построил садовый домик, и одну из лучших комнат там занимала светлая мастерская с аккуратно развешанными инструментами. Вместе с сыном и зятем устроил бетонный колодец по новой в то время технологии, выстроил красивую беседку, сделал добротные качели и песочницу нам с братом... Дедушку знало всё садоводческое товарищество, и многие приходили подивиться на его творчество. А некоторые даже пытались расспрашивать, что и как. Но дед редко кому отвечал, больше только усмехался в ответ. Почему?
В понимании моего дедушки худшими грехами были лень, халатность, непрофессионализм, стремление всё сделать по-быстрому и кое-как. Людей с такими чертами он презрительно называл «чудаками».
— Чего с чудаками разговаривать? — отвечал он на мои вопросы, почему он секретами мастерства не делится. — Им всё равно не впрок.
Я тогда сердилась, не понимала его. Но ведь с нами-то, с детьми он говорил и терпеливо учил всему, что знал...
Как человек становится Мастером? Тут нужен особый талант, настойчивость, добросовестность, как будто плывёшь полноводной рекой ... когда знание из мозга постепенно переходит в руки и закрепляется там в высочайшем умении. Отсюда это загадочное выражение, которое можно услышать из уст давно не работавшего мастера: руки помнят...
А потом и меня захватила страсть к ручной работе. Сначала долго и терпеливо училась рисунку, живописи. В начале каждого урока наша учительница в детской художественной школе сама делала десятиминутный этюд с натуры. А потом мы повторяли его. Если не получалось, то иногда и переписывали. Пять лет в художке, пять лет в институте, и только к концу работы над дипломом поняла, что такое живопись... Поэтому, когда я теперь читаю в соц. сетях: научим живописи за 4 дня, мне очень больно — за Великое искусство живописи.
Ведь в результате тысячи людей впадают в обольщение. Им кажется, что художником, мастером стать легко и просто. Но это ещё полбеды, когда невежда считает себя специалистом. Гораздо хуже, когда этот невежда, только вчера первый раз взявший в руки кисточку или иголку, начинает «обучать» других. Конечно, ведь надо «масштабировать» своё творчество. Проводить мастер-классы, которые дискредитируют мастерство как таковое, опошляют его. «Как сшить юбку за полчаса?», «Как легко и просто сделать интерьерную куклу?» «Как очень быстро сшить лоскутное одеяло?» Ребята, мы что, куда-то постоянно опаздываем? Зачем всё это делать быстро? Как будто, чтобы быстрее отделаться. У меня большая семья, и я научилась легко и быстро чистить картошку. Но легко и быстро печь Пасхальный кулич — зачем?
С другой стороны, люди видят брусочек сваренного с нуля мыла или ароматный имбирный пряник и думают: вот совсем простой предмет. Почему бы и не научиться делать его за два часа, как обещает этот добрый человек? Им невдомёк, что
1. за этой простотой стоят годы учёбы, опыта неудач и много-много труда,
2. не всякая покрытая глазурью печенька является настоящим имбирным пряником.
Людям сказали, что это легко и быстро, а ещё — это можно продать. Как продать? Ну, тут вам в помощь ещё целый килограмм бесплатных и платных мастер-классов, вебинаров, тренингов. Главное, чтобы времени и денег у вас хватило...Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Легкомысленное отношение к ремесленному труду или хендмейду — называйте как хотите, даёт свой горький результат: горы жалких поделок, никому не нужных, разочарование и опустошение. Мы сами обесцениваем ручную работу, а потом удивляемся, почему упал спрос, неразвитый потребитель гнушается нашим творчеством. Только вот творчество ли это?