Математика творчества
- Рубрика: Всё о продажах
- Виды творчества: Разные виды творчества, Кройка и шитье
Я раньше и не думала, что мой опыт закупки и аналитики товара в большой иностранной корпорации, частью которой я была, будет очень полезен в моем творчестве — ну где миллионные бюджеты и где я? :)
Более того, собственный магазин был такой тихой заводью, защищающей от стресса и постоянной гонки большого бизнеса.
Но, «Никогда не говори никогда», и как только ваши продажи становятся более менее регулярными, магазин постоянно наполняется товарами, а вы уже начинаете замечать хаотичный, но все-таки товарооборот, начинает работать товарная аналитика, законы которой, как гравитация, действуют везде!
Поэтому решила поделиться здесь несколькими коммерческими приемами просчета товарооборота. Это некая физика, которая, как оказалось, прекрасно дополняет лирику!
Итак, не вдаваясь в действительно скучные сферы товарного планирования :), я выделила три основных показателя, которые, как мне кажется удобны и очень информативны.
1. Показатель «Идеальный» сток или, как его еще называют, — «максимальный» сток.
Нет, никак не хочу обидеть мастериц таким приземленным словом «сток», просто на профессиональном языке это просто «сток» и все :), то есть все вещи для продажи у вас в наличии.
Итак, чтобы быть всегда уверенным, что у вас хватит товаров или вы не будете ими завалены, проанализируйте продажи за прошлую неделю (в штуках) и умножьте на 8. Почему 8?
Потому что оптимальным прогнозом в магазине считается прогноз продаж на 2 месяца, таким образом, вы будете знать, что учитывая скорость продаж последней недели (например 5 единиц), у вас должен быть сток в 40 единиц, чтобы обеспечить продажи на 2 месяца.
Это также отличный вариант для самоконтроля: если у вас текущий сток, например 80 единиц, а продали за неделю,например, 3 единицы, значит налицо затоваривание и нужно предпринимать какие-то действия.
Никто не мешает установить и собственную цифру прогноза на неделю, месяц или год, и тогда ваша формула будет вашей уникальной формулой запаса.
Итак, общая формула «идеального» запаса:
2. Следующий показатель — это процент продаж за временной отрезок или по-нглийски «sell-through» (букв. «продажи насквозь»). Этот показатель удобно считать в процентах. Например, вы подготовили к сезону 50 единиц аксессуаров, из них за сезон продали 40, показатель будет 80%, и это надо сказать отличный результат!
Итак, процент продаж в формуле:
Также можно рассчитать и процент ваших остатков, по ним вы можете судить о количестве ваших остатков, насколько они велики или сравнить с остатками, которые были в прошлом сезоне.
3. И, наконец, показатель сравнения категорий или различных сегментов — показывает, как сбалансирован ассортимент и как идут продажи в разрезе категорий. Например, ваша коллекция украшений состоит из колье, браслетов, сережек и колец. Сначала посчитаем процент наполнения коллекции каждой из категорий в начале сезона продаж, а потом тот же процент — по результатам продаж сезона. Так мы посмотрим общую картину того, как каждая категория «вложилась» в ваши продажи.
Ну и для наглядности, пример в таблице:
Здесь наглядно видно, что категория «Серьги» показала меньшие продажи, в сравнении с начальным стоком, отсюда можно сделать выводы, что в ней надо что-то скорректировать.
Надеюсь, не очень утомила вас этими расчетами, думаю, вы сможете почерпнуть полезное из цифр и что-то применить в своем творчестве.
А на самом деле, есть еще и анализ внутри ассортимента, и он очень увлекателен, думаю соберусь с мыслями и напишу об этом в следующий раз!
Полезного чтения!