Обновление пароля

 > Журнал > Публикации > Хитрости и советы / Lifehack > Еще раз о критике: учимся правильно воспринимать и реагировать

Еще раз о критике: учимся правильно воспринимать и реагировать

Виды творчества:   Разные виды творчества
Еще раз о критике: учимся правильно воспринимать и реагировать | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

На Ярмарке довольно часто встречаются статьи про критику и как надо её воспринимать. Моя статья, это даже слишком сильно сказано, заметка о критике основа на личном опыте и книге Яны Франк "Муза, где твои крылья?". Люблю книгу и люблю Яну, и её кота :) Я была на презентации книги, и мне посчасливилось поговорить с великим человеком, задать пару вопросов) Поэтому хочу поделиться с вами опытом.

Заметка будет полезна как и для новичков, стремящихся к творческой профессии, так и для мастеров своего дела!

Художник? Дизайнер? Нет, это не профессия!

Много людей свято верят, что творчество - это не профессия, и её быть не может! А другие считают, что успешных художников/дизайнеров/ и других творческих людей - десять человек на весь мир, а остальные просто пробуют. И что между Ван Гогом и "никем" не существует никаких промежуточных стадий, и стабильного дохода тоже нет, и ценителей, почитателей, клиентов тоже нет. Таким образом много людей получило творческую профессию, работают в ней, но страдают от ощущения нереализованности. Ведь их дело никто не воспринимает всерьез.  А мы ведь хотим быть успешными и уверенными в себе? Да? Значит нужно что-то делать!

Кто нам мешает реализоваться?

Если человек долго не занимается тем, чем очень давно хотелось бы, тем, что интересует его больше всего, то чаще всего в этой беде задействованы родные и близкие. Люди из ближайшего окружения. Не надо сейчас кидаться тапками! Я это серьезно. Только нужно помнить, что это НЕ ВСЕГДА И НЕ У ВСЕХ, частые случаи.

Именно они пытаются сдержать наши творческие порывы либо говорят и делают что-то, что напрочь отбивает желание заниматься любимым делом. Некоторые делают это случайно, ни о чем не подозревая, ранят нас, другие - специально, потому что это для них в какой-то степени выгодно. И убеждают профессионально, порой кажется, что существуют специальные рецепты по отрыванию крыльев музе. 

Что же делать?

ОЧЕНЬ ВАЖНО найти виноватого. Вы сразу поспорите: какая разница кто создал проблемы? Важно же ведь найти решение, а не виноватого!  Во-первых, потому что так по-человечески станет легче. Очень хорошо, что мы такие ответственные люди и готовы взять всю вину на себя, но ведь все же иногда приятно узнать, что во всех бедах виноваты не только мы одни. Что некоторые неправильные решения мы приняли потому, что у нас не было другого выхода, или потому, что у нас было ощущение, что нет выхода. И это нам привили другие, СПЕЦИАЛЬНО. Именно преследуя такую цель. Ведь так им будет удобно нами управлять или извлекать из этого пользу. Во-вторых, это все не просто так приключилось. Музе обрезали крылья, потому что размахивая ими, она создает много беспокойства и беспорядка. Это беспокойства, кто-то  попытался избежать и попытается еще. Ведь если получилось один раз, получится и другой. Нужно научиться выявлять тех, кто вставляет нам палки в колеса, и мешает нам развиваться и размахивать крылышками! 

Это нужно тем, кто хочет, чтобы нам было хорошо. Да, звучит абсурдно! Но тем не менее, нашим родителям, учителям и воспитателям, тем, кому наша судьба небезразлична, кто часто пытается перевоспитать нас, следуя своему собственному опыту и руководствуясь привычными правилами. А еще тем, кто хочет, чтобы мы приносили пользу им, а не себе, кто хочет самоутвердиться за наш счет. Эгоистам, которые интересуется только собой и которым наплевать на других, людям, которым некуда девать свою энергию. Все они выбирают жертву и деморализует её. Как бы это не звучало печально(

Про самих себя.

Мы прошлись по другим людям, а теперь вернемся к себе любимым. Давайте попытаемся вспомнить - когда и при каких обстоятельствах произошли трагедии и упреки со стороны близких именно с вами? Вопрос покажется странным, но на него нужно ответить как можно точнее и предметно. Просто есть некоторые люди, которые действительно всю жизнь так жили, думали, сомневались, верили. А на самом деле они травят себя сами.

Просто феноменальным образом некоторые люди настолько верят, что все устроено именно так, как они представляют, что перестают замечать разницу между реальностью и фантазией. Они даже не допускают мысль о другой развязке. Им не приходит в голову спросить, попробовать, поговорить. А некоторым даже кажется, что они спрашивали и получили отказ. Хотя ничего такого даже и не было. 

Я просто о том, что прежде чем сильно сомневаться, отказываться и плохо думать, нужно просто поговорить с этими людьми. Не надо придумывать лишние страхи и убеждение, не проверив и не удостоверившись, что так есть на самом деле.

ЗДЕСЬ НУЖНО ГЛУБОКО ЗАДУМАТЬСЯ, ОЦЕНИТЬ СИТУАЦИЮ. И ТОЛЬКО ПОТОМ ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ.

Вернемся к критике. Как же сбить творца с верного пути?

Обычно все начинается простенько и вроде хорошо - один раз "хорошо", другой раз "не очень". Потом комплиментов все меньше и меньше, критики больше. Со временем в критике проскальзывают жестокие фразы, сначала что-то безобидное "что-то ты давно ничего хорошего выдаешь!" или "как-то у тебя все слабенько стало", или " ты вообще помнишь, когда последний раз что-то серьезного/значительное делал?". Потом идут обидные вещи вроде - " на самом деле у тебя нет таланта - есть большое усердие, за счет которого ты выдаешь что-то хорошее, но не оригинальное. Периодически появляется в духе "ну вот какой-то просвет", " понятное дело - тебе трудно, ведь у тебя так мало времени, так много забот". И еще "понятно, что в таких условиях ты ничего хорошего не сделаешь никогда!".

Человека разыми способами подводят к тому, что он ничего хорошего в последнее время не сделал и дальше - хуже. Его сравнивают с другими образцами- более слабыми, в их пользу. Если у человека есть успехи - его заслуги умаляют. Все публикации - провинциальные газетки, набиты мусором. Если издание вовсе не бедное - ругают сразу их всех - "до чего докатились! Были приличным изданием, а теперь!". И так далее. А еще родственников и друзей заодно обругают. Знакомо? 

Дальше человек понимает, что у него все плохо. Пропадает - желание, вдохновение... Муза падает, как она без крыльев то?

Что ж делать?

А теперь задумаемся! У среднего человека, если он здоров, от любых повторных действий и попыток выполнять упражнение наступит прогресс! С 100 попытки, но наступит! Потому что ремесленные и механические навыки с повторением только оттачиваются! 

Дальше еще думаем - если человеку раньше все нравилось, а теперь резко нет. А мы делаем одно и тоже. Что изменилось? Ничего. если не изменилось творчество - значит изменилось отношение к Вам. 

А еще полезно спрашивать других - Ваших доброжелателей.

Плюс ко всему - искусство и творчество -вещи субъективные. Они не обязаны нравиться всем, и у каждого свой вкус. И если один ругает, а другой хвалит, значит не все так плохо!  В общем прежде, чем кому-то верить на слово, что вы микс из зла, лени и неспособности, вспомните, что такого вообще не бывает!

Если человек вдруг понимает, что его критикует целенаправленно - достаточно  озвучить такие вопросы -  "За что же ты так не любишь мое творчество и моих друзей? Почему тебя так злит, что я стараюсь? Чем мой увлечение тебе так мешает? Почему ты так хочешь отбить у меня все желание этим заниматься?" . На этом все и закончится. По тому что деморализатору будет уже не интересно Вас упрекать, его гадости на Вас не действуют.

Еще пару слов о близких.

Иногда близким нравятся работы, но они упрекают в чем-то другом. Пример - жена показывала мужу с гордым видом свою свежую публикацию. Все очень красиво, она получила хороший гонорар. Молодец во всех отношениях. Муж пролистал, посмотрел и сказал -" Это все очень здорово! Но каждая из этих страниц - это съеденная мной пицца вместо нормального обеда!" Вот она жертва, принесенная искусству - здоровье мужа. Пока она рисует, он травится, портит здоровье. Сначала это все завуалированно и с намеками. А потом и  открытым текстом - " Это все стоит денег, и много времени занимает! А о детях ты думала? На все деньги, которые мы потратили на холсты, краски...можно было купить столько полезного ребенку, и для хозяйства!" Потом сильнее и сильнее. И еще больше сравнений.

А на все это, если вдуматься есть простые ответы! Да, конечно, всего должно быть в меру, и за ребенком смотреть, и мужа покормить. Но абсурдные претензии нужно уметь отличать от серьезных проблем! Голодный муж  -взрослый человек, и если ужи на нет и он сразу хватается за пиццу - он сам виноват! Вменяемы взрослые должны сами следить за собой. Мир полон решений - сходить в ближайший ресторана. Можно потратить 10 минут на себя любимого и приготовить что-нибудь вкусненькое. Можно еще кучу выходов найти.

Деньги можно потратить на одно и на другое. Можно их не тратить, а метаться между возможными вариантами. И вообще вспомним про радость бытия и смысл жизни! Если нас начнут упрекать, что мы позволяем себе ненужное, тратя при этом полезный ресурс, можно возразить, что на самом деле он полезный. Потому что из этого сделана наша мотивация, наше желание просыпаться по утром и жить. И если у нас все это отнять, отбить, наступят гораздо более серьезные проблемы. И мужья будут месяцами делать себе пиццы и развлекать детей, пока мамы лечатся от депрессий.

Что-то много я всего написала здесь) Поэтому продолжение про упреки от близких, наше "полевые условия" и конструктивную критику будет позже. Если Вам интересная тема и вы ждете продолжения, нажмите, пожалуйста, на оранжевый квадратик "мне нравится!". 

С уважением, Алина

Ключевые слова:  
 
Жми «Нравится»
и подписывайся на нас в Facebook!

Сообщение модератору

Шаг 2 из 3: Регистрация

Введите email
Придумайте пароль
Укажите свой город
< Назад

  • Магазин
  • Регистрация
  • Проверка email